Задание 1. Укажите термины, соответствующие приведенным понятиям.
1. Повышение квалификации – Вид обучения с целью расширения и углубления теоретических и практических профессиональных знаний, умений и навыков для служебного и квалифицированного продвижения.
2. Адаптация – Процесс приспособления человека к условиям внешней и внутренней среды.
3. Профессиональная адаптация – Становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своей отрасли деятельности, которое происходит на протяжении всей трудовой жизни работника.
4. Профессиональная карьера – Полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда. Включая условия и организацию.
5. Оценка работника – Процедура, проводимая с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными обязанностями, характером и содержанием труда.
6. Трудовые отношения – Отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
Термины: адаптация, повышение квалификации, профессиональная адаптация, трудовые отношения, профессиональная карьера, оценка работника
Задание 2. Составить таблицу «Стадии профессионального становления личности»
№ | Стадия профессионального становления | Психологическая характеристика |
1. | детство (0-15 лет) | Ребенок живет по сценарию, который ему предлагают окружающие взрослые, прежде всего, родители. Другими словами, он сам не ставит перед собой никаких далеко идущих целей, а живет сегодняшним днем или реализует цели, поставленные другими людьми |
2. | юность (15-20 лет) | стадия перехода от детства к взрослости. Юности свойственны мечты о будущем, построение жизненных планов, выбор профессии. Это возраст постановки первых больших самостоятельных целей. Большинство же целей юности в дальнейшем подвергается корректировке. |
3. | взрослость (20-40-45 лет) | Человек еще молод, полон сил, но уже опытен, знает свои возможности, способен преобразовывать многие жизненные ситуации в соответствии со своими намерениями. Характеризуется зрелым целеполаганием. Человек ставит перед собой как близкие, так и дальние цели в профессиональной карьере, семье, самосовершенствовании и т.д. и обычно достигает их. |
4. | «солидный возраст» (45-65 лет) | Зрелость целеполагания обнаруживается прежде всего в учете собственного социального статуса, возможностей (особенно - состояния здоровья) и жизненных условий. Человек ставит перед собой меньше целей, чем в предшествующей стадии, но каждая из этих целей тщательно взвешена, продумана. В солидном возрасте человек приобретает моральное право ставить цели другим людям - детям, внукам, коллегам по работе и т.п. Это становится своеобразной компенсацией сокращения числа собственных целей. |
5. | «преклонный возраст» (от 65 лет) | Стадия подведения итогов жизни, когда человек обозревает свою жизнь как целое. Ш. Бюлер отмечает, что зачастую лишь в конце жизни мы способны по-настоящему осознать свои главные жизненные цели, независимо от того, когда они были поставлены, и оценить, насколько они исполнились. |
|
|
Задание 3. Заполните таблицу «Базовые ключевые понятия и положения психологии профобразования»
Понятие | Определение |
Профессиональная мотивация | это «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» или «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» |
Профессиональная направленность | ведущее свойство личности профессионала, особенности системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. |
Профессионально-важные качества | принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её исполнения по параметрам производительности, качество труда и надежности. |
Профессиональная компетентность | интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. Включает в себя методологическую, профессионально-практическую, личностную компетентность. |
Профессиональный стресс | это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии различных негативных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. |
Профессиональные деформации | (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности. |
Профессиональный конфликт | это открытое предъявление противоречий между профессионалами в любой сфере деятельности, взаимодействие которых направлено на развитие теоретических моделей, выявление неполадок в социальной организации или в организме |
Профессионализм | особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях. |
Профессиональная пригодность | совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии это совокупность личных (психических и физических) качеств человека, его знаний, навыков, умений, опыта, имеющих значение для выполнения рабочей функции. |
Профессиональное воспитание | формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека - основы для решения актуальных социально-профессиональных задач. |
Задание на оценку Хорошо
|