Дипак Чопра, Дебби Форд, Марианна Уильямсон - Эффект тени. Как обратить во благо силу темных сторон вашей души




 

 

Debbie Ford, Marianne Williamson

and Deepak Chopra

The Shadow Effect:

Illuminating the Hidden Power of Your True Self

 

Эффект тени. Как обратить во благо силу темных сторон вашей души / Дебби Форд. Марианна Уильямсон: (пер. с англ. Э. Мельник]. — М.: Эксмо, 2010. — 288 с. — (Духовные практики).

 

Впервые в мире выдающиеся духовные учителя современности - Дебби Форд и Марианна Уильямсон - объединили свои усилия для того, чтобы пролить свет на темные стороны нашей души. На то, что мы предпочитаем скрывать, отрицать и загонять вглубь себя. На сумрачную тень нашего "я".

Эта книга - незаменимое практическое и духовное руководство для тех. кто хочет честно взглянуть в лицо своей Teни, понять, принять и полюбить ее и обратить "эффект тени" - всю колоссальную мощь темных сторон своей души - во благо себя, своих близких и своего будущего.

 

ISBN 978-5-699-45276-7

УДК 159.9 КБК 88.4

©Терещенко В.Л., художественное оформление, 2010 © Мельник Э.И., перевод на русский язык, 2010 © Издание на русском языке, офор,мление. ISBN 978-5-699-45276-7 ООО «·Издательство *Эксмо», 2010

 

Дипак Чопра - Полноценный сон. Полная программа по преодолению бессонницы

Дипак Чопра - Путь Волшебника

Дипак Чопра - Семь Духовных Законов для родителей

Дипак Чопра - Семь духовных законов успеха

Дипак Чопра - Беременность и роды. Волшебное начало новой жизни

Дипак Чопра - Долой лишние килограммы! Быстро и навсегда! Метод Чопры, которым пользуются голливудские звезды

Дипак Чопра - Идеальная энергия

Дипак Чопра - Исцеляющая сила разума. Духовный путь к решению самых важных жизненных проблем

Дипак Чопра - Как преодолеть вредные привычки

Дипак Чопра – Как познать Бога. Путешествие души к тайне тайн

Дипак Чопра – Путь к любви. Обновление любви и силы духа в вашей жизни

Дипак Чопра – Спонтанное осуществление желаний

Дипак Чопра – Тело и ум неподвластны времени

Дипак Чопра, Санджив Чопра - Управляй своей судьбой. Наставник мировых знаменитостей об успехе и смысле жизни

 

Предисловие

Конфликт между тем, кто мы есть, и тем, кем мы хотим быть, заложен в основе всех наших трудностей и усилий. Двойственность составляет ту ось, вокруг ко- торой вращается весь человеческий опыт. Жизнь и смерть, добро и зло, надежда и покорность судьбе со- существуют в каждом человеке и распространяют свое влияние на каждый аспект нашей жизни. Если нам зна- кома храбрость — то это потому, что нам также случа- лось испытывать страх; если мы можем распознать че- CTHOCib — то потому, что сталкивались с обманом. И все же большинство из нас отрицает или игнорирует двойственность своей природы.

Если мы живем с допущением, что можем быть только такими или иными, не выходя за пределы огра- ниченного спектра человеческих качеств, тогда нам волей-неволей придется задаться вопросом: почему большая часть из нас не вполне удовлетворена своей жизнью в настоящий момент? Почему мы имеем дос- туп к целому океану мудрости, однако не можем на- браться силы и храбрости, чтобы действовать согласно своим добрым намерениям, делая решающий выбор? И — самое главное — почему мы продолжаем совер- шать такие поступки, которые идут вразрез с нашей системой ценностей и всем, за что мы ратуем? Авторы этой книги постараются доказать, что причины этого — в неизученности нашей жизни, нашего более тем- ного «я», нашего теневого <׳я־>, в котором заключена,скрытая от взора, невостребованная нами сила. Имен- но там, хотя это и кажется наименее вероятным ме- стом, мы отыщем ключ, чтобы выпустить из заключе- ния свою силу, свое счастье и свою способность осу- ществить заветные мечты.

У людей выработан условный рефлекс — бояться теневой стороны жизни и теневой стороны себя са- мих. Когда мы ловим себя на темных мыслях или по- ступках, которые, по нашим ощущениям, неприемле- мы, мы бежим, как сурки, обратно в свои норы и пря- чемся, надеясь и молясь, чтобы они исчезли прежде, чем мы вновь отважимся высунуться наружу. Почему мы это делаем? Потому что боимся, что никогда нс сможем убежать от этой части себя, какие бы усилия для этого ни прилагали. И хотя игнорирование или по- давление своей темной стороны — это общепринятая норма, отрезвляющая истина заключается в том, что бегство от тени лишь увеличивает ее силу. Отрицание ее ведет лишь к большей боли, большему страданию, сожалениям и капитуляции. Если!мы не можем взять па себя ответственность и извлечь мудрость, которая скрыта под поверхностью нашего сознательного мыш- ления, то верх одерживает тень, и уже не мы овладева- ем контролем над ней, но она разрастается, обретая контроль над нами, спуская с цени эффект menu. То- гда наша темная сторона начинает принимать за нас решения, лишая права совершать сознательный выбор, касается ли это пищи, которую мы едим, количества денег, которые мы тратим, или зависимости, рабами которой мы становимся. Наша тень подбивает нас дей- ствовать такими способами, на которые мы себя и представить не могли способными, и растрачивает на- шу жизненную энергию на дурные привычки и шаб- лонные поступки. Наша тень удерживает нас от полно- ты самовыражения, от высказывания своей истины и от того, чтобы прожить подлинную жизнь. Лишь охватив и приняв свою двойственность, мы освобождаемся от поведения, которое потенциально может привести нас к краху. Если мы не признаем себя целиком и пол- ностыо, эффект тени гарантированно будет бить нас по больному, нападая исподтишка.

Эффект тени присутствует повсюду. Свидетельства его всепроникающей способности можно видеть в лю- бой стороне нашей жизни. Мы читаем о нем в Интер- нете. Мы наблюдаем его в вечерних новостях, замеча- ем в своих друзьях, родных и незнакомцах на улице. И — что, вероятно, наиболее важно — мы распознаём его в собственных мыслях, видим в своих поступках и ощущаем в своем взаимодействии с другими. Мы тре- вожимся о том, что свет, пролившийся в эту тьму, за- ставит нас сгореть со стыда или, того страшнее, разы- грать сценарий наших худших кошмаров. Мы боимся того, что обнаружим, заглянув внутрь себя самих, и в результате зарываем головы в песок и отказываемся встретиться л ицом к лицу со своей теневой стороной.

Но эта книга открывает новую правду, разделяемую тремя точками зрения, каждая из которых может пере- вернуть человеческую жизнь. Это правда о том, что на самом деле происходит прямо противоположное тому, что мы боимся пережить. Вместо стыда мы испытыва- ем сопереживание. Вместо смущения — чувствуем при- лив смелости. Вместо ограниченности — наслаждаемся свободой. Тень, если ее не раскрыть, представляет со- бой ящик Пандоры, наполненный тайнами, которые, как мы боимся, разрушат все, что мы любим и что нам небезразлично. Но если мы откроем этот ящик, то об- наружим, что то, что находится внутри, обладает воз- можностью радикально и положительно изменить на- шу жизнь. Мы сделаем шаг за пределы иллюзии о том, что наша тьма одолеет нас, и вместо этого увидим мир в новом свете. Сочувствие к самим себе придаст нам уверенности и смелости, когда мы откроем свои сердца тем, кто окружает нас. Сила, которую мы выпустим из подземелья, поможет нам справиться со страхом, который тормозил нас, и побудит активнее двигаться к реализации нашего высочайшего потенциала. Вместо того чтобы окончательно запугать нас, принятие тени позволит нам стать цельными, стать настоящими, за- брать назад свою силу, высвободить свой энтузиазм и осуществить свою мечту.

Эту книгу породило желание пролить свет на мно- гие дары тени, способные изменить человеческую жизнь. На этих страницах каждый из нас будет рас- крывать эту гему с собственной уникальной точки зре- ния как духовного учителя. Наше намерение — дать читателю внятное, многоплановое понимание того, как тень рождается внутри нас, как она функциониру- ет в нашей жизни и что мы можем сделать, чтобы от- крыть для себя дары собственной истинной природы. Мы обещаем, что после прочтения этой книги вы боль- ше никогда не будете думать о своем теневом «я» так, как думали раньше!

В первой части Дипак Чоира дает всесторонний об- зор нашей двойственной натуры.

Второй частью этой книги я, Дебби Форд, завер- шаю почти пятнадцать лет наставничества и руково- детва «Теневым процессом»2 по всему миру, чтобы предложить доступное, но исчерпывающее исследова- ние о рождении тени, роли тени в нашей повседнев- ной жизни и о том, как мы можем востребовать назад силу и блеск своей истинной природы.

 

 

1Холистический подход — системное рассмотрение биологического явления как целого, с учетом всех действую- щих внешних и внутренних факторов.

2«Теневой процесс» — основанная Дебби Форд про- грамма эмоционального образования на духовной основе.

 

В третьей части Марианна Уильямсон порожда- ет отклик в наших сердцах и мыслях дерзновенным ис- следованием связи между тенью и душой. Добившийся междуна р од н о го признания духовный учитель, Мари- анна берет нас за руки и ведет по пересеченной мест- ности поля битвы между любовью и страхом.

Каждый из нас пришел к этой книге, неся с собой годы опыта и глубинную и искреннюю надежду на то, что мы сможем пролить свет на нашу тень — раз и на- всегда. Ибо она обладает достаточным потенциалом для того, чтобы продолжать сеять хаос в наших жиз- нях и нашем мире, если мы не противостоим ее силе и не усваиваем ее мудрость. Если мы не умеем признать свои слабости и распознать свои дурные поступки, то неизбежно совершаем акт самодиверсии, когда оказы- ваемся на грани какого-либо личного или профессио- нального прорыва. Тогда тень выходит победителем. Когда мы действуем под влиянием гипертрофированно- го гнева, разговаривая со своими детьми, — тень выхо- дит победителем. Когда мы обманываем своих люби- мых — тень выходит победителем. Когда мы отказыва- емся признать свою истинную натуру — тень выходит победителем. Если мы не несем свет нашего высшего «я» во тьму своих человеческих импульсов — тень вы- ходит победителем. Пока мы не примем себя целиком такими, какие мы есть, эффект тени будет обладать достаточной властью, чтобы мешать нашему счастью. Оставленная в небрежении, тень не позволит нам стать цельными, помешает исполнению наших идеально раз- работанных планов и засгавит нас жить неполной жиз- нью. При написании этой книги мы надеялись, что нам удастся вытащить тень на белый свет. Никогда еще не

представлялось лучшего момента для того, чтобы соз- дать новую терминологию, пролить свет на тень и нако- нец понять то, что было так трудно увидеть и объяснить.

Работа над тенью в том виде, как она описана в этой книге, — эго нечто большее, чем психологический процесс или интеллектуальная подначка. Это рецепт решения для неразрешенных проблем. Это изменяю- щее жизнь путешествие, которое идет дальше любой психологической теории, поскольку рассматривает темную сторону как человеческую проблему, духовную проблему, которую все мы должны разрешить в этой жизни, если хотим прожить ее в полном самовыраже- нии. Мы наконец поймем, почему каждый из нас не лучше и не хуже, чем любой другой — вне зависимости от цвета кожи, происхождения, сексуальной ориента- ции, генетического склада или личного прошлого. В мире нет ни одного человека, у которого не было бы тени, и тень, когда ее воспринимают всерьез и ионима- ют, может породить новую реальность, которая изме- нит наше обращение со своими партнерами по жизни, наше взаимодействие с другими членами общества и наш способ коммуникации с другими народами.

Я убеждена, что тень — один из величайших доступ- ных нам даров. Карл Юнг называл ее «спарринг-партне- ром»; это внутренний оппонент, который разоблачает наши изъяны и оттачивает наши навыки. Она — учи- тель, тренер и наставник, который поддерживает нас в раскрытии нашего истинного величия. Тень — это не проблема, требующая разрешения, и не враг, которого надо победить, — это плодородное поле, которое надо возделать. Когда вы погрузите руки в его богатую почву, то обнаружите мощные семена тех личностей, какими желаете быль. Мы искренне надеемся на то, что вы предпримете это путешествие, ибо знаем, что вас ждет.

Дебби Форд

Часть II

КАК ПРИМИРИТЬСЯ СОБОЙ, C ДРУГИМИ C МИРОМ

Дебби Форд

История человека и человеческой психики изуча- лась, исследовалась и описывалась с начала нашего существования. Хотя она была исследована и проана- лизирована блестящими мыслителями, изучена и объяснена величайшими умами всех времен, боль- шинство из нас все еще живет во тьме, недоумевая по поводу поведения друзей, членов семьи, кумиров и — еще чаще — своего собственного. Разочарованные состоянием своих жизней, мы медленно движемся вперед, каждый день надеясь, что наши темные им- пульсы и скверные поступки чудесным образом ис- чезнут.

Вновь и вновь испытывая боль по поводу недос- татков, от которых, кажется, невозможно избавить- ся, мы молча молимся о том, чтобы найти в себе смелость и отказаться от склонности откладывать «на потом», расточительства, шоколада, обидчивости или злоязычия. Однако мы продолжаем поддаваться своим низким импульсам, саботировать собствен- ные желания и пренебрегать собственным будущим. В попытках скрыть недовольство жизнью мы нацеи-

ляем на лица счастливые улыбки, надеваем свою лучшую маску «все-прекрасно-спасибо» и продолжа- ем действовать способами, которые подрывают на- шу самооценку и рушат наши самые продуманные планы.

В процессе воспитания детей, в погоне за успе- хом, в попытках скопить доста точно денег на отпуск или пенсию·ответы на те самые вопросы, которые должны помочь нам расти, ускользают от нас. Наша глубинная жажда самопонимания оказывается похо- роненной под ежедневными новостями, семейными сложностями, проблемами здоровья или обычной простудой. Раздраженный сосед, недовольный быв- ший супруг или ребенок, сбившийся с пути, букваль- но высасывают часы из наших дней и деньги с на- ших банковских счетов, обманом заставляя наш ра- зум верить, что мы не можем и не будем иметь всего, что хотим. Порой мы даже забываем, что когда-то хо- тели совсем другого, чем имеем сейчас. Монотон- ность нашей отравленной памяти может затянуть нас в годы и годы повторения одних и тех же шаблонов, заставив принять это и растрачивать себя в посредст- венном существовании, которое не оправдывает даже наших собственных ожиданий.

К сожалению, такой метод выживания лишает нас способности прожить жизнь, которую мы рож- дены прожить. Эмоциональная боль, которая выле- зает на поверхность как часть повседневной жизни, заставляет нас отрекаться от своего прошлого и по- корно смиряться со своим будущим. Если мы чувст- вуем, что были обмануты, или пошли у кого-то на

поводу, или действовали несвойственным для себя образом, мы становимся жертвами прошлого и теря- ем надежду на грядущее. Циники и скептики, мы становимся добычей склонности к осуждению, пред- почитая тыкать пальцем в других, нежели заглянуть внутрь себя в поисках ответов на свои беды. Меха- нистическая природа нашего эгоцентричного «я> восстает, чтобы помочь нам преодолеть чувства не- защищенности и стыда, громко провозглашая нашу невиновность и пропагандируя наши отличия от других.

Мы полагаем, что если бы только нам удалось заставить вот этого единственного человека или то един- ственное явление измениться, нам бы стало лучше. Мы верим, что если справимся с одной-единственной про- блемой, на которую постоянно жа- луемся, или получим ту единствен- ную вещь, которую страстно же- лали, то станем счастливы. Вместо того чтобы потратить время и про- рвать завесу между тем, кем (по на- га ему мнению) мы являемся, и тем, кем на самом деле хотим быть, мы позволяем иллюзорной жизни «я», ко- торая существует только в нашем воображении, взять власть над собой, наши тайны, наши подавленные чувства и скрытые импульсы.

Великий швейцарский психолог Карл Юнг гово- рит нам, что тень — это личность, которой мы пред- почли бы не быть. Тень можно увидеть в ком-то из нашей семьи, кого мы больше всего осуждаем; в чи- новнике, чье поведение мы порицаем; в знаменито- сти, которая заставляет нас неприязненно качать го- ловой. Если понять это правильно, то можно прийти к ошеломительному — и порой отрезвляющему — осознанию того, что наша тень — это все, что раздра- жает, приводит в ужас или вызывает в нас отвраще- ние по отношению к другим людям или себе. Boopy- жившись этой мудрой мыслью, мы начинаем пони- мать, что наша тень — это все, что мы пытаемся скрыть от своих любимых и не желаем выставлять на обозрение других людей.

Наша тень сотворена из мыслей, эмоций и им- пульсов, которые мы находим слишком болезненны- ми, смутительными или неприятными, чтобы при- нять их. Поэтому вместо того, чтобы разбираться с ними, мы их подавляем — запечатываем в некой час- ти своей психики, чтобы не пришлось ощущать тя- жесть и стыд, которые они с собой несут. Поэт и пи- сатель Роберт Блай описывает тень как невидимую суму, которую каждый из нас носит повсюду на спи- не. По мере роста и развития мы складываем в нее каждый аспект себя, который неприемлем для наших семей и друзей. По мысли Блая, мы проводим первые несколько десятилетий своей жизни, наполняя свою суму, а затем до конца дней своих пытаемся отыскать все, что когда-то спрятали.

Наша тень, преисполненная риторики и воору- женная лицемерным набором правил, придерживать- ся которых у нас никогда не получается, ведет к про- славлению одних и демонизации других. Все на- чалось с учителя, который назвал вас глупым, с хулигана, который вас запугивал, или с первой люб- ви, которая бросила вас. У всех нас есть припрятан- ные и подавленные, наполненные болью и стыдом моменты, и со временем эти эмоции уплотняются и затвердевают, превращаясь в нашу тень. Это не на- шедшие выражения страхи, ужасающий стыд, гложу- щее чувство вины. Это все проблемы, с которыми мы когда-либо боялись оказаться лицом к лицу в про- шлом. Они могут прорастать из одного определяю- щего момента (таких большинство), а могут накапли- ваться в течение долгих лет’ отрицания. По мере того как тень обретает форму, мы постепенно теряем дос- туп к фундаментальной части своей собственной природы. Паше величие, наше сочувствие и наша ау- тентичность оказываются погребены под той частью нас самих, с которой мы потеряли связь. Тогда тень берет верх. Она может заморочить нас верой в то, что мы слишком незначительны, неспособны, не- состоятельны, недостойны любви или глупы, чтобы быть суперзвездой собственной жизни.

Это именно наша темная сторона, подавленные и непризнанные аспекты личности отрезают нам дос- туп к нашему собственному «я־>.


 

Дело в том, что все, что мы прячем, стыдясь, и отрицаем из страха все это содержит ключ, отпирающий «я», которым мы гордимся, которое вдохновляет нас, которое приводит- ся в действие великим видением и ее- ликой целью, а не ограниченностью и незалеченными ранами прошлого. Именно поэтому мы должны изучать свою тень.


 

Именно поэтому мы должны раскрыть и востребо- вать назад свое цельное «я», свою истинную приро- ду. Именно поэтому мы должны заглядывать внутрь себя, чтобы исследовать основы своей жизни. Там скрыт проект, образец, видение нашего аутентично-

го <׳я׳>.

Мое собственное исследование тени началось, когда я совершала трансформацию из угловатого ре- бенка в хорошенькую девушку-подростка. Растерян- ная и одинокая, я отправилась в путешествие, целью которого было — приспособиться. Я изо всех сил ста- ралась относиться к себе хорошо, несмотря на то что меня снедала неуверенность относительно всего на свете — от того, как ладить с подружками и парнями, до того, как быть хорошей сестрой и дочерью. Я си- лилась понять, почему так не нравлюсь себе такая, какая есть. Внутренние голоса, которые, казалось, об-

рушивались на мое сознание — уже в нежном возрас- те двенадцати лет, — заманивали меня в бесконечные петли темных мыслей и негативных комментариев: «Почему ты это сказала?», «Не будь дурой: мы никогда не полюбим тебя!», «Ты идиотка!», «Не высовывайся; люди будут тебе завидовать» — и так далее и так да- лее... Мне казалось странным и смутительным при- слушиваться к этим голосам, потому что в один мо- мент они говорили мне, что я всего лишь испорчен- ная, гадкая девчонка, а в следующий — убеждали, что я лучше, красивее, умнее и талантливее всех осталь- ных.

В моей душе бушевала внутренняя война. Сначала раздавалось: «Ты великолепна!» — А потом: «Ты про- сто маленькая лгунья!» Я слышала шепот: «Ты всем нравишься, потому что ты добрая и человечная», а через пару минут: «Ты — хладнокровная сука, которая не заслуживает того, чтобы иметь друзей». Эти голоса оставляли меня в полном недоумении по поводу то- го, кто я такая. Сосуществование позитивных сооб- щений и негативных предостережений порождало во мне такую панику, что я то истерически рыдала, то из кожи вон лезла, изливая свои добрые чувства лю- бому, кто соглашался принять мою любовь. В те вре- мена это объясняли «гормонами». От девушки моего возраста ожидали сумасбродств, но мои сумасбродст- ва были несколько более мелодраматичны, чем обыч- но, что принесло мне титул «королевы сцены» среди знакомых.

В конце концов я воцарилась на сцене, хотя дове- ском к короне служили негативные прогнозы со сто-

роны моих домашних и смешки друзей семьи, кото- рые были в курсе моего тайного стыда. Я все больше утрачивала способность противостоять своему внут- реннему диалогу, пока не пришла к выводу, что со мной определенно что-то не так, а я ничего не могу поделать, чтобы как-то исправить это. Я старалась, как могла, заглушить эти голоса, заставить их за- ткнуться, пытаясь убедить себя, что на самом деле я нормальная. Периоды мира и покоя случались у меня все реже и реже — только когда мне удавалось заслу- шаться чудесной песней или увлечься игрой с друзья- ми. Но в тишине ванной комнаты или во время ут- ренней поспешной пробежки в школу мне станови- лось все труднее освобождаться от мертвой хватки внутренних демонов, чьи голоса звучали как пародия на церковный хор, сбившийся с тона. Вместо того чтобы быть сочувствующей, доброй и,мягкой по от- ношению к себе, я ощущала безнадежность, враждеб- ность и гнев.

По мере того как внутренний дискомфорт нарас- тал, я начала поиски гого, что могло заглушить мои гадкие мыслишки и помочь мне лучше относиться к себе. Поиски эти начались с определенных видов пи- щи: шоколадные пирожные от Сары Ли и литр кока- колы, похоже, неплохо справлялись с задачей. Я на- училась потихоньку проскальзывать во время ужина в комнату родителей, залезать в их кошельки и тас- кать мелочь, которая была нужна мне, чтобы полу- чить свою ежедневную дозуг. Это началось достаточ- но легко, поскольку магазинчик «7-Eleven> был прямо

напротив нашего дома по Сорок Шестой авеню в Голливуде, штат Флорида.

Но шли месяцы, и этой дозы стало не хватать. Шумливые, темные внутренние голоса каким-то об- разом научились прокрадываться сквозь мой подса- харенный оптимизм. Мне надо было найти что-то другое, чтобы справиться с этими нежеланными вторжениями, и вернуть себе улыбку, даже если в нут- ренний голос встречал порой эту улыбку угрозой «стереть ее с лица».

Мой внутренний голод по хорошему отношению к себе стал сильнее, чем потребность нравиться дру- гим или иметь репутацию хорошей девочки или «до- стойной юной леди». Я была одержима желанием из- менить свое внутреннее состояние. Пристрастие к сладкому быстро переросло в нечто большее, и на- стало время первой сигареты и первой пробы нарко- тиков. «Травка», которая никогда не была моим конь- ком, плавно перешла в «колеса», успокоительные или депрессанты, как их называли в те дни. За ними, в свою очередь, потянулись психоделики, что ввело меня в мир изобилия прочих веществ. По мере но- вых наркотических «успехов» в создании моментов совершенного покоя — мантры почти каждой попу- лярной песни тех дней — я впечатывала в свою юную психику способ мышления и поведения, в соответст- вии с которым для того, чтобы мне было хорошо, нужно было искать вне себя нечто, что поможет чув- ствовать себя лучше.

Со временем я узнала, что пугающие импульсы, которые часто проявлялись в моем поведении, не предназначены д;хя изучения или открытого выраже- ния, а должны быть скорее скрыты и подавлены — и цена не имела значения. Я постепенно ускользнула от всякого сходства с невинным ребенком, которым когда-то была, и создала себе внешнюю личность, ко- торая так и сочилась уверенностью и успехом. Чем больше играла я во тьме, созданной моими собствен- ными демонами, тем сильнее было побуждение скрыть чувства стыда и никудышности. Я принялась гипер- компенсировать свои слабости, играя во внешнем мире роль очаровательной, дружелюбной, опытной и смышленой девушки. Это стоило отчаянных усилий, ибо в школе я была слишком занята, прислушиваясь к безумию, царившему в моем мозгу, чтобы слушать еще и учителя. Но мне удалось завернуть себя в фан- тик, который выглядел довольно мило, и притворять- ся самоуверенной всезнайкой в надежде, что я смогу заставить всех, включая себя, поверить, что я — вовсе не туповатая младшая сестричка Линды и Майкла Фордов.

Я подмечала, что носят девочки из богатых семей, и либо выпрашивала у роди телей деньги на дешевые имитации таких шмоток, либо встречалась с группой ребят по субботним утрам в торговом центре, чтобы }׳красть то, чего мне не хватало. Все ради того, чтобы никто не выяснил, что я происхожу из принадлежа- щей к среднему классу еврейской семьи. Я считала, что быть еврейкой «не круто», наслушавшись более чем достаточно грязных шуточек о еврейских девуш- ках. Так что я наблюдала, как ведут себя хородские шиксы (хорошенькие девушки-нееврейки, обычно — блондинки) и копировала их внешность и поступки, делая их частью своей тщательно создаваемой маски, скрывающей внутренние изъяны и несовершенства.

Это была такая игра, и я в то время далее не сознавала, что играю в нее. Если я обнаруживала в себе что-то, неприемлемое для моего эго-идеала, я обшаривала реальный мир в поисках приемлемой модели и с восприимчи- востъю истинного художника лепила новую себя, создавая иллюзию того, что я и есть человек, которым хочу быть, а не тот, которым боюсь ока- заться.

Проблема была вот в чем: не имело значения, на- сколько старательно я гиперкомпенсировала свои особенности, которых боялась или стыдилась — в ти- шине собственного сознания я знала истину о той себе, которая пряталась под обращенной к публике личиной. Хотя некоторым удавалось прозревать эту истину сквозь великолепный образ, созданный мною, по большей части я сделалась вполне успешным че- ловеком, потому что сумела обмануть окружающих.

Я дурачила людей, заставляя их поверить в свое шаманское призрачное лицедейство. Я была способ- на обвести вокруг пальца тех, кто присутствовал в моей «счастливой» жизни, улыбками и разглагольст-

вованием о своих последних достижениях. Или зама- нивала их в одно из моих излюбленных нредставле- ний — «Горе мне!*, где играла роль «благородной де- вицы в беде» из рыцарского романа. Что так, что эдак, я стала настоящим мастером игры в прятки не только с другими, но также — и более всего — с са- мой собой. Я понятия не имела, кто я такая или чего на самом деле хочу. Я не понимала, что делает меня счастливой, а что оставляет чувство вакуума и эмо- циональной опустошенности. Бал правила моя тень, хотя я, в высокомерии своем, полагала, что контро- лирую ее. На самом деле темная сторона одерживала победу за победой, пока моя личность не была стерта в порошок.

Точно как тот Шалтай-Болтай, который «свалился во сне», к тому времени, как мне исполнилось двад- цать семь, я лишилась своего всезнайства и имиджа «у меня все схвачено·» и оказалась, подвывающая, на полу в центре помощи наркоманам. Именно там я впервые встретилась лицом к лицу с настоящей Деб- би Форд — со всеми ее изъянами, слабостями и отри- цаемыми качествами, равно как и со всеми ее талан- тами, сильными сторонами и глубоко запрятанными внутренними потребностями. Именно там я узнала, что я — нечто большее, чем мне когда-либо приходи- ло в голову, и одновременно всего лишь одно из шее- ти миллиардов человеческих существ, тщетно пы- ׳гающихся примириться со своей темной стороной и человеческими слабостями.

Именно во время этой крайне унизительной встречи с собой я поклялась выяснить, кто и что я та-

кое и почему ощущаю себя вынужденной делать то, что я делала. Именно в этот судьбоносный момент я начала понимать человеческую тень и ее эффект, проявляющийся в моей жизни и жизни тех, кто меня окружает — не в теории из учебника, но как женщи- на, пытающаяся разобраться с собственными неже- данными чувствами и глубокой незащищенностью.

Движимая глубоким чувством одиночества, кото- рое шло от непонимания, кто я такая или зачем я здесь, я начала путь сближения со своей темной сто- роной, своим теневым «я». Тот момент размышления стал катализатором к тому, чтобы зажить жизнью, превосходившей мои самые безумные мечты. Он при- вел меня к изучению, разрешению и рассмотрению не только моего собственного человеческого поведе- ния, но и поступков сотен тысяч людей, которых я имею честь вести в область их невостребованного «я> и к чудесному открытию жизни, которую еще пред- стоит прожить.

Нет, не мой свет вел меня к знаниям, которыми я делюсь с читателями в последних семи книгах. Cpa- жение со своей темной стороной (и окончательная капитуляция во внутренней войне) — вот что было моим проводником и постоянным вдохновителем. Именно та самая тьма, от которой я бежала в течение всей первой части своей жизни, теперь составляет предмет моей страсти и то «топливо», благодаря ко- торому я помогаю другим начать магическое путеше- ствие сквозь человеческую психику к жизни в свете величайшей реализации. Это духовный зов, высший голос просит меня спросить вас: готовы ли вы отпра-

виться в это путешествие, чтобы заявить права на се- бя целиком, на свет и тьму, на свое доброе <я> и его злого двойника? Готовы ли вы вернуться к любви к своему истинному, совершенному, аутентичному׳ «я», вместо того чтобы оставаться в ловушке экзистенци- альных и осуждающих всех и вся страхов разобщен-

ного человеческого эго?

Сближение со своей тенью одно из самых восхитительных и плодотвор- пых исследований, за которые толь- ко можно приняться. Это таинст- венное путешествие, которое приве- дет вас к обретению вашего самого ис- тинного «я» места, где вам будет комфортно с тем, кто вы есть, где вы распознаете свои слабые и силь- ные стороны, где вы сможете греть- ся в лунах своих талантов, признать свои несовершенства и любоваться

своим величием.

Это «я», которое скрыто под маской вашей чело- веческой личности — то «я», которым вы мечтаете быть, «я», которое знает, кто оно есть и чтит челове- ческий путь. Это «я», которое вы обнаружите, прини- мая все больше и больше своих скрытых и отрицае- мых аспектов, «я·», которое придаст вам уверенности, чтобы высказывать свою истину и стремиться к тому,

что для вас действительно важно. Ирония состоит в том, что для того, чтобы обрести смелость идти к подлинной жизни, вам придется проникнуть под темные своды своего наименее подлинного «я». Вы должны встретиться с теми самыми частями себя, ко- торых более всего страшитесь, чтобы найти искомое, поскольку механизм, который побуждает вас скры- вать свою тьму, — это тот же самый механизм, кото- рый заставляет вас скрывать свой свет. То, от чего вы прятались, на самом деле может дать вам то, чего вы изо всех сил стараетесь достичь!

ВЛИЯНИЕ ТЕНИ

Сидя в своем невидимом дворце, скрытом внутри нашей души, тень обладает невероятной властью над нашей жизнью. Она решает, что мы можем и чего не можем делать, к чему нас будет с неодолимой силой тянуть и чего мы будем всеми силами избегать. Это объясняет тайну наших склонностей и отторжений и определяет, что мы будем любить, а что — осуждать и критиковать. Наша тень постановляет, какой народ или класс людей мы будем одобрять или ассоцииро- вать себя с ним; будем ли мы людьми религиозными или атеистами; за какую партию мы станем голосо- вать и какие цели поддерживать, а какие — игнори- ровать. Она говорит нам, какое количество денег мы имеем право заработать, и решает, будем ли мы тра- тить их разумно или пускать на ветер. Это наша тень, наше скрытое «я> диктует нам, насколько мы вправе быть успешными или сколько неудач обречены пре

терпеть. Тень задает ту степень внимания или небре- жения, которые мы уделяем своему телу, количество лишнего жира, которое мы носим на животе, и уро- вень удовольствия, которое мы позволяем себе испы- гывать, дарить и принимать. Тень избирает нас на предназначенные роли, которым мы слепо следуем во всем — от работы до любви. Неведомая для нас, тень является автором заранее написанного сцена- рия, который включается в моменты страха, боли или конфликта или когда мы просто на автопилоте занимаемся своими делами. Если ее не изучать, тень выныривает из тьмы, чтобы саботировать нашу жизнь, когда мы меньше всего ожидаем и хотим этого.

Наша тень предопределяет, будем ли мы уважать своих детей и верить, что они вырастут в независи- мых, талантливых взрослых, или будем пытаться вы- лепить из них все, чем не стали сами. Будучи загнаны в угол, будем ли мы в ярости нападать или замкнемся в ядовитом молчании? Тень — оракул, который мо- жет предсказать все наши поступки и открыть, что делает нас такими, каковы мы сегодня. От чего зави- сит, будем ли мы продуктивными, вдохновляющими членами общества или незримыми потерянными ду- шами? Когда мы обнажаем свою темную сторону, то понимаем, как наша личная история формирует спо- соб отношения к гем, кто нас окружает, и к себе. Имен- но поэтому так важно разоблачить и понять ее. Что- бы сделать это, мы должны вскрыть то, что было спрятано, и подружиться с теми самыми импульсами и чертами, к которым питаем отвращение.

Наша тень выбирает, будем ли мы жить счастливой, успешной и бестре- вожной жизнью или будем из сил вы- биваться, стараясь совладать со свои- ми деньгами, взаимоотношениями, карьерой, характером, цельностью, образом себя или зависимостью.

Книга Перемен говорит нам: «Только когда мы обла- даем смелостью видеть вещи такими, каковы они есть, без самообмана или иллюзий, проливается свет из событий, по которым можно распознать дорогу к успеху». Только при наличии непоколебимой реши- мости встретиться со своими демонами лицом к лицу

открываются врата самопознания.

Невозможно предпринять прогулку на темную сторону, чтобы окунуться в нее «по-быстрому» или провести там полдня. Полное понимание тени требу- ет готовности освободиться от того, что, как мы ду- маем, мы знаем. Чтобы проломить подвальные двери, на которые мы сами навесили засовы много лун на- зад, требуется мощь запертого в клетке льва. И как прекрасно то, что мы были рождены со жгучим жела- нием развиваться и расти, раскрываться, расширять- ся и быть цельными! И я намерена уверить вас, что в каждом из нас есть, но крайней мере, одно место, где мы втайне желаем быть большим, иметь больше, ис- пытать больше. Именно там наша тень терпеливо

ждет, чтобы мы пришли вернуть себе свою силу из темных тайников своего бессознательного.

Когда впервые входишь в контакт со своей тем- ной стороной, первое инстинктивное побуждение — отвернуться, а второе — заключить с ней сделку, что- бы она оставила тебя в покое. Многие из нас тратили и тратят огромное количество времени и денег в по- пытке сделать именно это. Ирония в том, что именно эти скрытые аспекты и отвергнутые чувства нужда- ются в наибольшем внимании. Когда мы подвергли заключению те части себя, которые нам не нрави- лись, мы по незнанию запечатали и доступ к своим наиболее ценным талантам. Смысл работы с теныо в том, чтобы стать цельным, положить конец своим страданиям, перестать прятаться от себя. Как только мы сделаем это, мы сможем перестать прятаться и от всего остального мира.

Мы должны принять свою тень, чтобы позн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: