Для дипломного исследования




ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

РАБОТА

 

Методические рекомендации

по выполнению и защите выпускной квалификационной работы для студентов,

обучающихся по направлению 42.03.03 «Издательское дело»,

направленность «Книгоиздательское дело»

 

 

Санкт-Петербург

 

 

УДК -----------

ББК -----------

Г--------

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Методическим советом

Института экономики и менеджмента

(протокол № ____ от 29 мая 2017г.)

 

Составитель:

кандидат социологических наук, доцент Г.К.Пуринова

 

Отв. редактор

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и

социальных коммуникаций И.А.Ильина

Рецензент:

Представитель работодателя: Николай Борисович Харлампиев

 

 

О-64 Выпускная квалификационная работа: методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы для студентов / сост. Г.К.Пуринова; отв. ред. И.А.Ильина; Санкт- Петербургский ун-т технологий упр. и экономики — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург­ского университета технологий управления и экономики, 2017. — 49 с.

ISBN 978-5-----------------------------

 

Методические рекомендации разработаны на основании Макета методических рекомендаций по выполнению и защите выпускной квалификационной работы, разработанного и утвержденного Институтом образовательных программ СПбУТУиЭ.

 

Методические рекомендации включают основные требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы. Приводятся правила оформления и порядок защиты выпускной квалификационной работы, образцы документов, необходимых для представления к защите.

Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы предназначены для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся по направлению 42.03.03 Издательское дело.

 

УДК ----------

ББК -----------

 

ISBN 978-5----------------------------- © Пуринова Г.К., составление, 2017

© СПбУТУиЭ, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение    
1. Общие положения    
2. Выбор темы ВКР    
2.1. Примерный перечень тем ВКР    
3. Структура выпускной квалификационной работы    
4. Этапы и сроки выполнения ВКР    
5. Поиск литературных источников, анализ и обобщение материала по теме ВКР    
6. Требования к оформлению    
6.1. Общие требования    
6.2. Оформление титульного листа    
6.3. Оформление заголовков и оглавления    
6.4. Оформление текста    
6.5. Правила оформления цитирования, примечаний и ссылок    
6.6. Оформление списка сокращений и условных обозначений    
6.7. Оформление формул и единиц измерения величин    
6.8. Оформление таблиц, рисунков и иллюстраций    
6.9. Оформление списка литературы    
6.10. Оформление приложений    
6.11. Оформление аннотации    
6.12. Оформление презентации для защиты (предзащиты)    
7. Стиль изложения научных материалов    
8. Критерии оценки ВКР    
9. Руководство выпускной квалификационной работой    
10. Результат соотношения нормы-контроля ВКР    
11. Порядок и процедура защиты ВКР    
11.1. Предварительная защита и рецензирование    
11.2. Подготовка доклада к выступлению на защите    
11.3. Документы, представляемые в ГЭК    
11.4. Порядок защиты    
Список рекомендуемой литературы    
Приложения    
Приложение 1. Образец заявления студента на утверждение темы выпускной квалификационной работы и выбора руководителя выпускной квалификационной работы    
Приложение 2. Образец заявки от организации (предприятия, учреждения) на разработку выпускной квалификационной работы    
Приложение 3. Образец бланка для задания на выполнение выпускной квалификационной работы    
Приложение 4. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы    
Приложение 5. Образец бланка для отзыва руководителя выпускной квалификационной работы    
Приложение 6. Образец бланка для рецензии на выпускную квалификационную работу    
Приложение 7. Образец листа-согласования на размещение ВКР в ЭБС    
Приложение 8. Форма заключения об оригинальности ВКР    
Приложение 9. Образец оформления титульного листа раздаточного материала к докладу по защите ВКР    
Приложение 10. Образец оформления содержания ВКР    
Приложение 11. Форма календарного плана-графика    
Приложение 12. Примеры оформления библиографических записей    
Приложение 13. Форма справки о практическом использовании результатов ВКР магистранта    
Приложение 14. Бланк таблицы сравнения выполнения нормы-контроля написания ВКР    
Приложение 15. Форма написания аннотации к выпускной квалификационной работе    

 

 

Введение

 

Государственным образовательным стандартом для направления подготовки: 42.03.03«Издательское дело»предусматривается выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного исследования или дипломного проекта), в которой на основе профессионально ориентированной теоретической подготовки должны решаться конкретные практические задачи, предусмотренные квалификацией и профессиональным предназначением специалиста в редакционной и издательской сфере.

Написание дипломной работы - заключительная часть обучения в Университете, она представляет собой самостоятельный научно-исследовательский труд выпускника, подводящий итог его обучения в высшем учебном заведении. Дипломная работа (дипломный проект, исследование) выполняется студентом по материалам, собранным им в период преддипломной практики.

Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Результаты защиты выпускной квалификационной работы являются основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией (ГАК) решения о присвоении соответствующей квалификации (степени) и выдачи диплома государственного образца.

 

 

1. Общие положения

 

Выпускная квалификационная работа (дипломное исследование) предполагает авторский теоретический анализ определенной редакторской или издательской практики уже реализованных проектов на предмет оценки их эффективности. Итогом исследований являются собственные предложения по оптимизации проекта.Дипломный проект подразумевает его реализацию в конкретной организации и поэтому выполняется по месту преддипломной практики (нередко это будущее место работы выпускника вуза). Дипломный проект при защите должен сопровождаться отзывом руководителя предприятия о разработанном проекте.

Дипломная работа студента должна:

- основываться на официальных документах, специальной научной и справочной литературе, достоверном фактическом материале из практики деятельности государственных, общественных или коммерческих организаций;

- носить самостоятельный творческий характер;

- содержать элементы новизны (постановка и разработка новой проблемы, еще не получившей в литературе достаточного освещения, выявление неизвестных или неиспользованных ранее источников или фактов новых проблем и выработка предложений по их решению и т. д.);

- содержать научные и практические рекомендации по совершенствованию деятельности той или иной организации, либо решению различных социальных и психологических проблем, в зависимости от специальности дипломника. Подготовка дипломной работы - длительный процесс, он требует от студента полной мобилизации всех его сил, знаний, умений, трудолюбия, настойчивости и требовательности к себе.

 

Основные задачи дипломной работы:

1. Для выпускника:

- показать знания, умения и навыки по выбору и постановке социально и научно значимой проблемы дипломного исследования, по научному и практическому поиску, отбору, анализу и обобщению исследуемого материала;

- проявить способность логически, профессионально и грамматически правильно излагать результаты своего исследования;

- проявить культуру мышления, кругозор, широту и глубину научных обобщений, видение научных и практических проблем и путей их разрешения, способность применять полученные в Университете знания и умения в различных сферах профессиональной деятельности.

2. Для университета:

- проверить и оценить готовность и способность студента-выпускника проводить самостоятельные научно-практические исследования по заданной теме;

- проверить и оценить умения и навыки выпускника логически обоснованно, научно и практически аргументировано, грамотно отстаивать и защищать интересы человека, общества, своей организации в любой конкретной служебной или жизненной ситуации.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы направлена на проверку сформированности у выпускников направления 42.03.03 «Издательское дело» следующих компетенций:

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Индекс компетенции Содержание
ОК-1 Способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
ОК-2 Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-3 Способен использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОК-4 Способен использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
ОК-5 Способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОК-6 Способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 Способен к самоорганизации и самообразованию
ОК-9   Способен использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Индекс компетенции Содержание
ОПК-1 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-2 Способен ориентироваться в области истории литературы и в современном литературном процессе, способностью применять соответствующие знания на практике
ОПК-3 Способен использовать современные языковые нормы и правила в практике редактирования
ОПК-4 Способен выявлять механизмы образования текста, единицы его речевой реализации, виды информации и функционально-смысловые типы речи вербальных текстов
ОПК-5 Способен ориентироваться в нормативно-правовой области издательско-распространительской деятельности
ОПК-6 Способен ориентироваться в современных технологиях производства печатных и электронных изданий
ОПК-7 Способен использовать информационные технологии и программные средства обработки информации в профессиональной деятельности
ОПК-8 Способен соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Индекс компетенции Содержание
ПК-1 Способен владеть методами исторического познания книги и оценки исторической роли книги в системе мировой материально-духовной культуры
ПК-2 Способностью владеть методологией теоретического изучения современных книговедческих и медиакоммуникационных проблем
ПК-3 Способен владеть приемами и методами аналитико-синтетической переработки историко-книжной информации
ПК-4 Способен анализировать и обобщать профессиональную и научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт издательского дела, использовать современные достижения науки в практической издательской деятельности
ПК-5 Способен представлять результаты исследования в форме рефератов, публикаций, научных отчетов
ПК-6 Способен участвовать в формировании репертуара издательства
ПК-7 Способен выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюктуру рынка
ПК-8 Способен понимать сущностные характеристики произведения и издания
ПК-9 Способен разрабатывать и обосновывать концепцию издания
ПК-10 Способен определять характеристики проектируемых книжных, газетно-журнальных, рекламных, электронных и других изданий
ПК-11 Способен редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных, электронных и других изданий
ПК-12 Способен совершенствовать содержание и форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста
ПК-13 Способен принимать управленческие решения и осуществлять оперативный контроль проектной издательской деятельности
ПК-14 Способен обеспечивать информационно-библиографическое и рекламное сопровождение проектной издательской деятельности
ПК-15 Способен понимать сущностные характеристики проектируемых книжных, газетно-журнальных, рекламных, электронных и других изданий
ПК-16 Способен владеть приемами и методами аналитико-синтетической переработки потоков информации
ПК-17 Способен участвовать в разработке издательского проекта
ПК-18 Способен соблюдать нормативные и технологические требования при разработке издательских проектов
ПК-19 Способен оценивать авторские заявки и авторские оригиналы
ПК-20 Способен владеть методикой и техникой редактирования авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, рекламных, электронных и иных изданий, контента цифровых документов
ПК-21 Способен разрабатывать состав, структуру и аппарат издания
ПК-22 Способен формировать оригинал-макет и готовить издание к выпуску
ПК-23 Способен применять программные средства разработки электронных изданий
ПК-24 Способен участвовать в формировании и выпуске номера периодического издания
ПК-25 Способен рассчитывать рентабельность конкретного издательского проекта
ПК-26 Способен выполнять работу по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
ПК-27 Способен организовывать информационно-библиографическую деятельность по продвижению и распространению издательской продукции
ПК-28 Способен участвовать в маркетинговых мероприятиях издательства
ПК-29 Способен взаимодействовать с рекламодателями и рекламными агентствами
ПК-30 Способен формировать ассортимент предприятий распространения издательской продукции на основе изучения спроса и предложения
ПК-31 Способен анализировать клиентскую базу
ПК-32 Способен осуществлять обслуживание оптовых и розничных покупателей
ПК-33 Способен владеть методами распространения цифровых изданий
ПК-34 Способен принимать управленческие решения по реализации издательского проекта
ПК-35 Способен организовывать работу с авторами
ПК-36 Способен подготавливать издательские (лицензионные) договоры, вести их реестр
ПК-37 Способен организовывать внутрииздательский документооборот

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Индекс компетенции Содержание
ПКВ-1 способен глубоко осознавать сущность и значение исторических и современных литературных процессов; оценивать литературное произведение как вид искусства
ПКВ-2 способен анализировать и оценивать активные процессы в современном русском языке
ПКВ- 3 владеет технологиями корректорской правки текста, способен разрабатывать соответствующий дизайн и книжный шрифт издания

 

 

2. Выбор темы ВКР

 

Кафедра предлагает примерную тематику дипломных работ и определяет научных руководителей по избранной теме. Студент вправе предложить кафедре или будущему научному руководителю свою тему дипломной работы, обосновав целесообразность ее разработки. Главный критерий выбора - тема должна носить проблемный характер и быть актуальной в теоретическом и (или) в практическом плане, социально и профессионально значимой.

Многие студенты к моменту написания дипломной работы уже работают в различных государственных учреждениях или коммерческих организациях. Поэтому тему дипломного проекта целесообразно выбирать с таким расчетом, чтобы, с одной стороны, наиболее полно использовать документационные материалы и особенно редакторскую практику данного учреждения (предприятия), а с другой стороны, использовать обобщенный практический и теоретический материал дипломного исследования на конкретном рабочем месте.

Дипломные работы подразделяются на дипломные исследования и дипломные проекты.

Дипломное исследование предполагает авторский теоретический анализ определенной редакторской или издательской практики уже реализованных проектов на предмет оценки их эффективности. Итогом исследований обычно являются собственные предложения по оптимизации проекта.

Дипломный проект подразумевает его реализацию в конкретной организации и поэтому выполняется по месту преддипломной практики (нередко это будущее место работы выпускника вуза). Дипломный проект при защите должен сопровождаться отзывом руководителя предприятия о разработанном проекте.

Выбрав примерную тему своего будущего исследования, студент должен сначала ознакомиться в библиотеках с уровнем и глубиной ее научного изучения и освещения в литературе, возможностью сбора фактического материала и доступа к нормативным и литературным источникам. Предварительный выбор темы целесообразно сделать как можно раньше, поскольку, выбирая тему для квалификационной работы, студент зачастую ориентируется исключительно «на интерес», не предполагая, каким образом необходимый теоретический или фактический материал можно получить, в каком объеме он представлен в научной литературе, хватит ли его для подготовки полноценной работы, существует ли возможность проведения эксперимента, опроса, анкетирования.

Дипломант обязан в своей работе продемонстрировать умение пользоваться справочной литературой, каталогами библиотек, способность ориентироваться в проблеме, проявить навык аналитического и просмотрового чтения.

После выбора темы и ее согласования с научным руководителем студент обращается с письменным заявлением на имя заведующего кафедрой с просьбой закрепить за ним тему дипломной работы и научного руководителя.

Никаких расхождений в формулировке темы дипломного исследования на титульном листе в окончательном варианте работы с формулировкой темы в Приказе быть не должно, поскольку на основании заключения ГАКа студенту выдается диплом бакалавра.

 

 

2.1. Примерный перечень (типовой) тем выпускных квалификационных работ

 

1. Основные аспекты работы редактора при подготовке детской книги (на примере серии книг о Гарри Поттере)

2. Книжный фрайчайзинг как способ создания конкурентных преимуществ (на примере…)

3. Разработка проекта мультимедийного издательского продукта и его продвижение на базе Издательско-торгового дома «……………..»

4. Работа редактора над языком и стилем журнальных статей (на примере научно-популярного журнала “National Geographic Россия”)

5. Анализ современных библиографических изданий (на примере…)

6. Организация продвижения продукции в издательском бизнесе (на примере…)

7. Современные тенденции в работе с авторами литературно-художественных периодических изданий(на примере…)

8. Принципы формирования и подготовка аппарата научно-популярных изданий (на примере…)

9. Экономические и юридические аспекты создания малого издательского предприятия (на примере…)

10. Редакторская подготовка периодических изданий Азербайджанской республики (на примере журнала «БАКУ»)

11. Редакторская концепция учебно-методического комплекта по предмету «Окружающий мир» для младших классов(на примере…)

12. Правовое регулирование взаимоотношений автора с издательством (на примере…)

13. Роль и место современной сказки в системе изданий для детей (на примере…)

14. Проблемы создания новой издательской серии (на примере серий нехудожественной литературы издательства «Центрполиграф»)

15. Работа редактора над аннотацией к литературно-художественному изданию (на примере…)

16. Сравнительный анализ изменений в законодательстве об авторском праве в современном книгоиздательстве(на примере…)

17. Влияние уровня стрессоустойчивости сотрудников издательства на достижение новых показателей работы издательства (на примере…)

18. Формирование концепции оформления литературно-художественного издания для детей (на примере…)

19. Работа редактора над научно-популярным изданием по психологии (на примере…)

20. Жанровая структура журнала «Иностранная литература»

21. Правовое регулирование использования серийных изданий, получивших Международную литературную премию имени Астрид Линдгрен

22. Новый вид авторского договора: тенденции изменения законодательства (на примере…)

23. Особенности редактирования комиксов (на примере…)

24. Специфика средств выражения оценки в пьесах А.П. Чехова: лингвистический и редакторский аспекты

25. Особенности подготовки развивающих изданий (на материале развивающих изданий для детей и подростков)

26. Редакторская подготовка издания «Русский разговорный язык для иностранцев»

27. Работа редактора над периодическим изданием (на примере журнала «Sammler»)

28. Литературно-художественные издания современных французских авторов(на примере…)

29. Издательский замысел и концепция серии «Азбука-классика»

30. Работа редактора над учебными изданиями для гуманитарных вузов (на примере учебного пособия Четверткова Н.В. «Современная пресс-служба» изд. «Аспект Пресс»

31. Приемы и методы повышения эффективности рекламных обращений. Редакторский аспект (на примере…)

32. Издание малых жанров фольклора для детей (на примере…)

33. Редакторская подготовка иллюстративного материала литературной энциклопедии (на примере…)

34. Работа редактора над пособием для поступающих в вузы (на примере …)

35. Православная периодика: история, современность, перспектива (на примере…)

36. Работа редактора над критическим материалом о кино в периодических изданиях (на примере…)

37. Работа редактора над научно-популярным изданием (на примере…)

38. Редакторская концепция учебного пособия по практической грамотности (орфографии) для старших классов средней школы и абитуриентов (на примере…)

39. Концепция и модель переводного издания (на примере издательства «Фантом-пресс»)

40. Разработка концепции электронного интерактивного мультимедийного детского издания (на примере…)

41. Формирование концепции серийного издания (на примере…)

42. Работа редактора над языком и стилем критических статей о кино и музыке (на примере…)

43. Иллюстрация как элемент оформления переводного литературно-художественного издания для детей (на примере сборника «Английские сказки»)

44. Особенности восприятия текста редактором (на материале поэтического текста П. Короленко)

45. Концепт снобизма в современной лингвокультуре и редакторский анализ журнала «Сноб»

46. Стилистическая окраска лексики в СМИ. Редакторский аспект (на примере…)

47. Редакторская подготовка изданий по искусству (на примере издательства «Арт-Родник»)

48. Оценочная функция зоонимической лексики в языковой картине мира современных СМИ: редакторский аспект(на примере…)

49. Роль корректуры в подготовке издания в сфере публицистики (на примере…)

50. Основные аспекты управления сферой издательского бизнеса (на примере…)

 

 

3. Структура выпускной квалификационной работы

 

Выпускная квалификационная работа включает титульный лист, содержание (оглавление), введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.

Титульный лист оформляется по установленной форме (см. Приложение 4).

Содержание включает наименование всех глав, параграфов, пунктов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала главы (параграфа). При этом знак параграфа не ставится (см. Приложение 10).

Введение.

Во введенииобосновывается актуальность избранной темы, ее теоретическое и практическое значение, определяется предмет и объект исследования, дается краткий анализ разработанности вопросов темы в специальной научной литературе, указывается практический материал, который был использован при выполнении дипломной работы, четко формулируется ее цель и конкретные задачи.

В зависимости от темы дипломной работы и ее жанра (дипломное исследование, дипломный проект) во введении отмечаются следующие аспекты:

для дипломного исследования

- актуальность

- предмет исследования

- объект исследования

- цель исследования

- задачи исследования

- методы исследования

- материал исследования

для дипломного проекта:

- актуальность проекта

- предмет проекта (что предлагается)

- объект проекта (место осуществления)

- цель, обоснованность и значимость проекта, в т.ч. предварительную оценку его эффективности

- планирование проекта (этапы)

Введениедолжно быть логически последовательным. Так, например, необходимо показать, что объект и предмет и цель исследовательского интереса вытекает из актуальности темы, задачи соответствуют поставленной цели, а методы – решению задач. Цель исследования – это конечный результат работы. В заключении дипломной работы обязательно нужно указать, достигнута ли цель исследования.

Рекомендуется, чтобы цель в дипломной работе была только одна, но четко сформулированная. Цель работы – это решенная проблема, которая заявлена в теме вашей дипломной работы. Например:

Тема диплома: «Проблема сотрудничества в сфере окружающей среды между некоммерческими организациями и бизнес-структурами». В таком случае, актуальность работы может быть сформулирована следующим образом:

«Средства массовой информации, нередко принадлежащие бизнес-структурам, последнее время проявляют высокий интерес к вопросам окружающей среды, и бесконтрольно тиражируют их в прессе как сенсационный материал без привлечения квалифицированных специалистов в сфере окружающей среды. Получатель информации, читатель, остается в заблуждении, потому что в СМИ нет действительно объективной, научно обоснованной, правдивой информации об этих явлениях. Зачастую научные объективные данные искажаются в угоду фирмам, производящим экологически опасную продукцию, более того, создаются наукообразные мистификации, которые нередко проводятся в интересах крупных политических субъектов и задевают национальные интересы.

В настоящее время вопрос гармонизации отношений между человеком и окружающей средой занимает очень важное место в информационном поле. Необходимо посредством связей с общественностью наладить конструктивный диалог между НКО и бизнес-структурами, показать взаимную выгоду от такого сотрудничества. Этими обстоятельствами подтверждается актуальность данного исследования (проекта)».

Исходя из актуальности темы, объектом исследования является столкновение интересов НКО и бизнес-структур на предмет анализа их причин.

Далее необходимо сформулировать цель. Если проблема состоит в том, что сотрудничества между указанными субъектами нет, то цель работы – выработать пути для его достижения. В таком случае, цель может быть сформулирована так: «Создать коммуникационную стратегию между НКО и бизнес-структурами на предмет долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере экологии и окружающей среды».

Исходя из заявленной цели, необходимо сформулировать задачи исследования. Причем формулировка задач должна примерно соответствовать названиям глав, параграфов или пунктам параграфов дипломной работы. Большого количества задач в дипломной работе ставить не следует. Если в работе 2 главы (теоретическая и практическая), то и задач может быть не более 4-5. Например:

Для достижения цели работы необходимо последовательно решить следующие задачи:

- изучить методическую и научную литературу по теме работы

- описать цели НКО и бизнес-организаций и выявить их различие

- проанализировать причины различия в целях

- предложить коммуникационную программу для налаживания гармоничных отношений между НКО и бизнес-структурами.

Исследование, не подкрепленное научными методами – это неподтвержденные гипотезы, догадки, которые не являются научно обоснованными, достоверными, поэтому подобная работа не может быть высоко оценена. Важнейшей частью структуры введения является указание на избранный метод научного исследования. Методика исследования должна соответствовать формулировке задач исследования и их масштабам. Так, например, если исследуется информационное поле СМИ по проблемам расхождения интересов НКО и бизнес-структур, то, конечно, в качестве научных методов следует указать:

- сплошная выборка материалов по теме окружающей среды из СМИ;

- контент-анализ собранных материалов;

- сравнительный анализ;

- исторический анализ и т.д.

Сплошная выборка материалов из текстов СМИ тоже требует научного подхода. Такой подход называется наблюдением. Наблюдение, описание, интерпретация явлений и фактов – это общенаучные методы исследования, которые тоже необходимо указать в вашей работе.

Та часть введения, в котором необходимо указать материал для анализа, сводится к описанию конкретных СМИ (пресса, радио, ТВ, Интернет) и указанию на временной период, который берется для исследования.

Если дипломная работа представляет собой проект, то во введении стоит особо остановиться на проблематике.

Не следует путать проблему исследования с темой исследования. Эти понятия не тождественны. Тема исследования определяет его предмет, но не описывает той специфической проблемы, которую собирается раскрыть в ней автор. Например, диплом, названный «Современная реформа местного самоуправления в Российской Федерации» (тема), может быть построен вокруг любого числа, причем самых разных проблем, составляющих обширную и комплексную проблематику реформирования местной власти. Такими проблемами могут быть: разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами МСУ, анализ нормативно-правовых актов по реформированию МСУ, суть и последствия реформирования системы местной власти, влияние этого реформирования на эффективность формирования и функционирования органов МСУ и т.п.

В разделе, касающемся проблемы исследования, желательно, чтобы были раскрыты следующие взаимосвязанные положения:

- характер и суть исследуемой проблемы,

- хронологические рамки и границы исследования,

- общий контекст, в рамках которого лежит исследуемая проблема.

Ясная постановка проблемы исследования в самом начале дипломной работы подготавливает читающего к лучшему пониманию и восприятию всей последующей информации.

Фиксация границ исследования проблемы и указание на его хронологические рамки позволяет сосредоточиться на главном и оградить исследователя от упреков относительно игнорирования вопросов, которые остались за очерченными границами его работы.

Сжатая обрисовка социально-экономического, политического или исторического контекста, фона (в зависимости от специфики избранной проблемы), на котором протекают избранные для исследования процессы, дает возможность подчеркнуть важность предложенной дипломной темы.

Желательно отметить (или быть готовым к соответствующему вопросу), какова предполагаемая научная значимость дипломной работы. Если она строится на проблеме уже в достаточно степени разработанной в научной литературе, то необходимо, обоснование, почему она все же нуждается в дальнейшем изучении. Если же тема новаторская, должно содержаться разъяснение, насколько она поддается изучению, анализу, вызрела ли она для научного осмысления и почему заслуживает особого внимания.

Во введении может быть представлено (если это не предусмотрено в теоретической главе) краткое описание степени разработанности, изученности избранной темы исследования, т.е. дается выборочный обзор научной литературы, непосредственно относящейся к заявленной теме диплома. Здесь автор излагает собственную оценку суммы знаний по данной проблематике, которой на сегодня располагает наука.

Основная часть. Это собственно исследовательские и «практические» (прикладные) главы, которые должны иметь название; в них излагаются ход и результаты исследования, делаются выводы по результатам научных проблем. Как правило, дипломная работа включает 2-3 главы.

Первая глава дипломной работы посвящается теоретическим вопросам избранной темы. Каждая глава должна иметь соответствующее проблеме название. Нежелательно называть главу «Теоретическая часть исследования» - и все. В теоретической главе важно описать имеющиеся различные точки зрения на проблему, заявленную в исследовании. Собственный научный подход, который разделяет автор дипломной работы, подразумевает анализ иных подходов. Однако недостаточно лишь конспективно изложить точки зрения специалистов по рассматриваемому вопросу. Необходимо провести их сравнение, показать, описать, в чем эти точки зрения сходятся, а в чем нет. Также в те



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: