На основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга о сохранении памяти о Почетном гражданине Санкт-Петербурга, Народном художнике СССР, Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской премии, авторе многочисленных петербургских монументов скульпторе М.К. Аникушине Государственному музею городской скульптуры, на правах оперативного управления, было передано ранее принадлежавшее Фонду творческих мастерских Санкт-Петербурга здание бывшей мастерской скульптора с целью создания нового филиала «Мастерская М. К. Аникушина».
Уникальное здание было построено в 1969 г. архитектором Ф.А. Гепнером в тесном сотрудничестве с М.К. Аникушиным, и является образцовой мастерской для изготовления моделей памятников в натуральную величину. Это специфическое архитектурное пространство, наполненное скульптурными произведениями, историческими артефактами и профессиональным оборудованием.
Знакомство с личностью и творчеством М.К. Аникушина начнется для посетителей с «визитной карточки» филиала – двух экспозиций открытых хранений, застекленное пространство которых просматривается издали из Вяземского сада. В них представлены подлинные крупноформатные модели к монументу «Героическим защитникам Ленинграда» и модели памятников известным деятелям культуры и науки А. П. Чехову, Н. К. Черкасову, Г. С. Улановой,
В. М. Бехтереву и др.
Оборудованная мониторами карта Петербурга во Входной зоне «покажет» посетителям, где установлены памятники, созданные Михаилом Константиновичем для нашего города.
«Библиотечно-информационная зона», интегрирующая фрагменты исторического интерьера и интерактивное пространство, познакомит посетителя с образом человека, «комната которого заполнена книгами … – будто хозяин не скульптор, а завзятый книжник», даст возможность узнать новые имена и факты.
|
Тактичнаяинтеграция исторических интерьеров, артефактов и современных архитектурно-экспозиционных решений – один из важнейших подходов к созданию мемориальной экспозиции в новом филиале. Наиболее ярко этот подход демонстрирует многофункциональное пространство Большой мастерской, предназначенное как для постоянной мемориальной экспозиции, так и для временных выставок, скульптурных симпозиумов, конференций, театральных постановок и концертов.
Мемориальная экспозиция этого пространства включает сохранившееся до настоящего времени уникальное профессиональное оборудование скульптора – большой поворотный круг, кессон с глиной, рельсы, тельфер, галерею, специальные инструменты, и позволяет посетителю наглядно познакомиться с увлекательным, но мало кому известным процессом создания известных монументов. На современных экспозиционных стендах и мониторах – «живым» свидетельствованием истории жизни и творчества Михаила Константиновича в периоды работы над этими произведениями – документальные фото и видеоматериалы, сопровождаемые его речью, воспоминаниями родных, друзей, коллег и многих людей, которым довелось общаться с Аникушиным.
Новый филиал музея кроме постоянной мемориальной экспозиции, включает пространство для современного художественного процесса.
Сейчас здесь представлена временная юбилейная выставка
«ИЗ МАСТЕРСКОЙ М. К. АНИКУШИНА…»,
посвященная педагогической деятельности скульптора.
|
Практически 50 лет своей жизни, с 1947 по 1997 год, Михаил Константинович посвятил преподаванию на факультете скульптуры ведущего художественного учебного заведения страны — Ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в обиходе по-прежнему именуемого Академией художеств. Вернувшись с фронта и закончив прерванное Великой Отечественной войной обучение, он прошел путь от ассистента преподавателя до профессора, руководителя мастерской, декана факультета. Им воспитано почти 40 поколений учеников, 146 выпускников, в памяти которых Аникушин предстает не только профессионалом, но и мудрым человеком.
На выставке представлены произведения скульптуры из фондов Государственного музея городской скульптуры и из мастерских скульпторов – выпускников М.К. Аникушина.
«Сердцевина» экспозиции — эскизные работы Михаила Константиновича, созданные для памятника А. П. Чехову в разные годы, отражающие творческий поиск Мастера, его потрясающий пластический дар и редкостную взыскательность к себе. Только пластика, только чуть заметное изменение в движении фигуры, наклоне головы, выражении лица… Но, вглядываясь в образы, собранные вместе, можно ощутить дыхание творческого труда, благоговение перед натурой, смелый и независимый пластический прием — основы, без которых не может состояться истинный художник, основы, которые он передавал своим ученикам.
Вокруг — творческие работы более сорока уже состоявшихся на сегодняшний день скульпторов, а в прошлом — студентов Академии художеств, воспитанных Аникушиным, своеобразный «срез» ленинградской — петербургской школы ваяния, созвездие воспитанных им творческих индивидуальностей. Процесс взаимодействия и влияния Учителя и ученика — сложный процесс. Но каждый скульптор, вышедший из стен его учебной мастерской, хранит живую память о Мастере. Не только в душе, но и опосредованно, в своем творчестве.
К открытию выставки подготовлен иллюстрированный каталог.