ПР5. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Прием «Перевод»
Использование: при актуализации, проверке знаний, закреплении, проведения промежуточной проверки изученного материала
Значение: совмещение игровых моментов с учебными
Ход
1. Взять текст пройденного материала (определение понятий, описание географических объектов…)
2. Добавить его в любой онлайн-переводчик, чтобы увидеть текст на другом языке
3. Результат переведите на русский. (Теперь у вас есть не привычная текст, а несколько изменённый. Порой даже сильно)
4. Финальный вариант запишите на доске и предложите ученикам угадать, что же скрывается за получившимся выражением.
У меня был русски1 – исландский – русский
Оригинал –
Литосфера (земная кора) – твердая оболочка земного шара. Мантия – расположена между земной корой и ядром. Верхняя часть мантии находится в твердом состоянии, и является составляющей литосферы.
Литосфера (земная кора) - это твердая оболочка по всему миру. Мантия расположена между корой и ядром. Верхняя часть мантии является твердой и является частью литосферы – перевод
Оригинал
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В АВСТРАЛИИ.
Землетрясение магнитудой 5.9 произошло в Западной Австралии в 16:05 по московскому времени. Очаг залегал на глубине 40 км. Эпицентр располагался в 34 км от города Марбл-Бар.
Перевод
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В АВСТРАЛИИ.
Землетрясение магнитудой 5,9 потрясло западную Австралию в 16:05 мск. Камины лежат на глубине 40 км. Источник находился в 34 км от города Мармара в Баре.
ПРОВЕРКА Д/З
Задание 1. Для одного из классов проанализируйте 3 программы разных авторов. Результаты отразите в таблице. Сделайте вывод о наиболее привлекательной с вашей точки зрения программе.
|
Анализ программ по географии для ….. кл., ….. авторов
№ п/п | Вопрос | Программа …. | Программа … | Программа |
1. | Наличие пояснительной записки | |||
2. | Основное содержание пояснительной записки | |||
3. | Курсы географии и количество часов | |||
4. | Основные темы по классу | |||
4. | Количество и название практических работ для класса | |||
5. | Наличие и название экскурсий для класса | |||
6. | Наличие «результатов обучения» | |||
7. | «+» программы | |||
8. | «- » программы |
Задание 2. Для темы/раздела своего урока проанализировать одну из программ по географии и заполнить таблицу
Отражение компонентов содержания образования в программах по географии в программе ___________________________________
Знания | Умения и навыки | Опыт творческой деятельности | Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру |
Д/З К ПРАКТИЧЕСКОЙ 6
Задание 1. Отобрать для своего урока приемы актуализации знаний
Ситуация яркого пятна»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока: «Удивляй»
Формирует:
v умение анализировать;
v умение выделять и формулировать противоречие.
|
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Актуализацию знаний можно начать с интеллектуальной разминки в начале урока— два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Разминку можно проводить по-разному:
v Что лишнее?
v Обобщить – что это …
v Что пропущено – логическая цепочка
v Какое слово скрывается и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
4. Приём, «Я беру тебя с собой» направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
v умение объединять объекты по общему значению признака;
v умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
v умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
5. Прием: «ЛОВИ ОШИБКУ!»
Объясняя материал, преподаватель намеренно допускает ошибки. Учим ребят не терять внимание. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Учащийся получает текс, схему, со специально допущенными ошибками. Учащимся нравиться быть в роли учителя.
|
6. При закреплении, обобщение учебного материала поможет прием учебной работы, «СВОЯ ОПОРА – ШПАРГАЛКА» в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. В шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
v количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.
7. Приём: «Отсроченная отгадка» направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
v умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
8. Приём: «Хорошо-плохо» направленный, на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Формирует:
v умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
v умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
o умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Прием: «ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»
Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения
Прием: «ВОПРОСЫК ТЕКСТУ»
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Можно использовать прием толстых и тонких вопросов. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
11. Прием «Сорбонка» предназначен для заучивания географических дат, всевозможных определений, географических открытий, и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Учащийся перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант сорбонки может сделать это процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и карты и другие наглядные объекты.
12. Учебный мини-проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Исследовательский мини-проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос. Учащиеся могут сами выбрать возрастную группу для опроса в зависимости от поставленной перед ними задачи или группу для опроса определяет преподаватель (этот вариант более приемлем на первоначальном этапе, когда ребята только знакомятся с такой формой работы).
13. Данный прием «РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ» является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.