Проверка данных на нормальность распределения, с использованием критерия Колмогорова- Смирнова, выявила, что по большинству шкал распределение не отличается от нормального. Таким образом следует, что целесообразно проводить сравнение показателей с помощью t- критерия Стьюдента.
Таблица 2. Сравнение результатов групп имеющих и не имеющих десинхронизацию циркадных ритмов.
(критерий t- Стьюдента)
Значение | ЭГ (n=10) | КГ (n=10) | p |
Среднее | |||
СР | 388,9 | 370,7 | 0,002 |
ПВ | 10,9 | 12,1 | 0,081 |
УВ | 8,6 | 10,9 | 0,007 |
УрОП | 36,9 | 0,004 |
Из уровня достоверности различий видно, что в экспериментальной и контрольной группах все показатели, кроме переключаемости внимания, достоверно различаются между собой.
Как видно из таблицы первичных данных в экспериментальной группе хронотип, преимущественно, изменился на аритмичный, а в контрольной соответствовал анкетным данным.
В экспериментальной группе наблюдается преобладание аритмичного профиля, что свидетельствует о десинхронизации циркадных ритмов у людей имеющих сменный график работы.
Выраженность изменений психофизиологических состояний:
Скорость психомоторной реакции в экспериментальной группе (имеющей десинхронизацию циркадных ритмов) выше, чем в контрольной группе (Рисунок 2)
Рисунок 2. Скорость сенсомоторной реакции
Переключаемость внимания в контрольной группе не значительно выше, чем в экспериментальной. (Рисунок 3).
Рисунок 3. Переключаемость внимания.
Устойчивость внимания у людей без десинхронизации циркадных ритмов выше, чем у людей с десинхронизацией. (Рисунок 4).
Рисунок 4. Устойчивость внимания.
Уровень оперативной памяти, в свою очередь, в экспериментальной группе выше по сравнению с контрольной. (Рисунок 5)
|
Рисунок 5. Уровень оперативной памяти.
2.6 Обобщение и оценка результатов исследования
При сравнении двух групп испытуемых выяснилось, что при работе сменным графиком биологический профиль с утреннего или вечернего типа изменяется на аритмичный, чего не наблюдается в контрольной группе. В контрольной группе, в большинстве случаев, хронотип соответствовал биологическому профилю в анкете, а в экспериментальной группе данные проведенного опроса не соответствовали анкетным данным. Изменение биологического профиля на аритмичный, в основном, произошло у людей работающих более двенадцати часов и в ночное время. Исходя из этого, можно говорить о том, что при нарушении цикла «сон- бодрствование» происходит десинхронизация циркадных ритмов.
При наличии десинхронизации циркадных ритмов показатели внимания по таким параметрам, как переключаемость и устойчивость, снижены по сравнению с контрольной группой. То есть, в следствии десинхроноза, такая психофизиологическая функция как, внимание нарушается.
А такие показатели психофизиологических состояний как скорость психомоторной реакции и уровень оперативной памяти наоборот выше, чем в группе без нарушений циркадных ритмов.
Таким образом, можно предположить, что:
А. При работе свыше двенадцати часов и в ночное время происходит десинхронизация циркадных ритмов.
Б. При десинхронизации циркадных ритмов снижается устойчивость и переключаемость внимания.
В. Скорость сенсомоторной реакции не замедляется при десинхронизации циркадных ритмов.
|
Г. Уровень оперативной памяти выше у людей с аритмическим профилем циркадных ритмов.
2.7 Сравнение с имеющимися данными и перспективы дальнейшего развития
При анализе современного состояния проблемы большая часть исследователей склоняется к тому, что нарушение цикла «сон- бодрствование» ведет к десинхронизации циркадных ритмов. По классификации Костенко десинхроноз при сменном графике работы относится к хроническому десинхронозу перемещения. А в МКБ 10 звучит, как «Нарушения цикличности сна и бодрствования» (код G47.2). Это означает, что проблема десинхронизации биологических ритмов в целом и циркадных ритмов в частности, достаточно, велика и требует разрешения. Особенно это важно учитывать в ритме сегодняшней жизни, где работу в ночное время исключить не возможно.
Исследования влияния десинхронизации циркадных ритмов на центральную нервную систему в целом и на психофизиологические состояния в частности имеют высокую степень актуальности, так как на сегодняшний день большое количество людей имеют сменный график работы. Влияние десинхроноза на конкретные психофизиологические состояния человека исследованы мало, поэтому данные представленные в настоящем исследовании имеют некоторую новизну.
Практически все имеющиеся современные данные о психофизиологических изменениях на фоне нарушения цикла «сон- бодрствование» сходятся в том, что у человека имеющего десинхронизацию циркадных ритмов снижается функция внимания. Это обусловлено быстрой истощаемостью ЦНС на фоне нарушения сна.
|
Дальнейшие исследования в данной области должны быть посвящены изучению влияния десинхронизации психофизиологических функций на деятельность человека на рабочем месте, которое подразумевает сменный график работы. Какие параметры изменений необходимо учитывать для оптимизации деятельности, а так же предупреждения возможных ошибок, связанных с десинхронозом. Помимо этого необходимо разрабатывать возможность профилактики нарушения циркадных ритмов и использовать знания о физиологии труда на рабочем месте. С учетом полученных данных о том, что часть психофизиологических функций имеют тенденцию к улучшению при десинхронозе, можно подумать о возможности невелирования нарушенных функций. Так же необходимо понять является ли это явление компенсаторным или носит независимый характер.
В данном исследовании не учитывались личностные особенности сотрудников со сменным графиком и влияние этих особенностей на выбор деятельности, что так же может быть важно при анализе психофизиологических состояний.
ВЫВОДЫ
1. Анализ современного состояния проблемы изменения психофизиологических состояний в следствии нарушения циркадных ритмов, позволил определить значимость, а так же теоретическую и методологическую базу настоящего исследования. Десинхронизация циркадных ритмов и её влияние на психофизиологические состояния - это значимая проблема для людей имеющих сменный график работы. А так же его необходимо учитывать при прогнозировании и анализе результатов деятельности на рабочем месте. Режим труда и отдых имеет первостепенное значение в решении данной проблемы.
2. Анализ результатов общей выборки (20 человек) позволил выявить людей с аритмичным типом биологического профиля. Были сформированы экспериментальная группа (люди работающие свыше двенадцати часов и в ночное время) и экспериментальная группа (люди работающие не более восьми часов и в дневное время).
3. Сравнительный анализ результатов показал достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по всем показателям, за исключением, переключаемости внимания.
Таким образом, в настоящей работе проведена оценка зависимости изменений психофизиологических состояний от десинхронизации циркадных ритмов. А так же выявлена взаимосвязь между работой сменным графиком и наличием десинхроноза. Рассматривая данный вопрос в рамках профессиональной деятельности, которая осуществляется в условиях десинхронизации периодов сна и бодрствования, необходимо помнить о изменениях в работе высших психических функций. Что имеет особенно большое значение, когда речь идёт о сферах деятельности человека осуществляемых в условиях повышенной нагрузки и стресса. Важную роль здесь играют индивидуальные особенности биоритмов. Изменения в концентрации внимания, скорости восприятия, запоминания и обработки информации, всё это особенно важно учитывать в профессиях, где цена ошибки очень высока, а работа осуществляется в условиях повышенного стресса и рабочего времени превышающего 12 часов и осуществляемая в ночное время. Индивидуальные особенности биоритмов, неизбежно, сказываются на вышеперечисленных психических функциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Результаты исследования могут быть использованы психологами организаций, где сотрудники имеют сменный график работы.
2.Для оптимизации рабочего процесса и прогнозирования результатов деятельности.
3.Использовать для оптимизации труда при сменном графике работы, учитываться при организации труда и отдыха сотрудников.
4. Применяться при профотборе, учитывая наличие десинхроноза и изначального состояния психофизиологических функций.
5.А так же в обучающих курсах по медицине и психологии в рамках предмета валеологии.
Результаты оценки эффективности внедрения
Получен акт о внедрении (приложение В) Научно-практического центра «ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ НОРМАЛИЗАЦИЯ».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hastings, Michael, «The brain, circadian rhythms, and clock genes». Clinical review. BMJ 1998; 317:1704-1707, 19 December
2. Purves D. et al (2004). ‘’Neuroscience’’. Sinauer Associates, Inc. Publishers Sunderland, Massachusetts U.S.A
3. Алехина Н. Д. и др (2005) ‘’Физиология растений’’. М.: Издательский центр «Академия»
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
5. Бойко Е. И. Время реакции и физиологический закон силы // Пограничные проблемы психологии и физиологии. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961, С. 142- 161.
6. Бэддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию.- М.: Эксмо-Пресс, 2001.- 320 с.- (Мир психологии/Мир человека).- ISBN 5-04-008446-3.
7. Бэддели А. Рабочая память // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова.- 3-е изд. - М.: Астрель, 2008.- С. 436-461.- (Хрестоматия по психологии).- ISBN 978-5-271-18770-4.
8. Вергунов Е. Г. Опыт применения методов визуализации в качественном анализе тайм-теста / Е. Г. Вергунов, Е. И. Николаева // Мир науки, культуры образования. – Горно-Алтайск, 2009. – № 7(19). – Часть 2. – С. 128 – 131.
9. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: «Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика» 2005 г.
10. Журнал «Cold Spring Harbor», статья «1960: Biological Clocks. Vol XXV»: //https:// symposium.cshlp/org/site/misc/topic25.xhtml/
11. И. А. Воронов «Математическая статистика в дипломной работе бакалавра». Учебно - методическое пособие.- СПб.: 2012
12. Ильин Е. П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978.
13. интернет ресурс // https://elibrary.ru/item.asp?id=23703604
14. интернет ресурс // https://psihotesti.ru/gloss/tag/reaktsiya/
15. интернет ресурс // https://radiuscity.ru/skorost-reakcii/#ixzz3rgLfO8sO
16. интернет ресурс // https://sna-kantata.ru/sutochnyie-biologicheskie-ritmyi/
17. К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. "Психология"; "Высшая школа", Москва, 1977 г.
18. Комарова Т. К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002.- 124 с
19. Левитов II. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.
20. Лекция профессора Шноль С. Э. Биологические часы
21. М. Кордуэл «Психология от А до Я» Словарь- справочник 2000
22. Малая медицинская энциклопедия. М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
23. Методика «Оперативная память» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.89
24. Наенко II. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976.
25. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983
26. Психологический словарь/ под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещярекова. М.:Астрель.
27. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. - (Серия: Хрестоматия психологии).
28. С. И. Раппопорт и Ф. И. Комаров «Хронобиология и хрономедицина» // Изд.: М.: Триада-Х Год: 2000 Страниц: 488 с.
29. Свойства личности- Состояния- Процессы // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 34. С. 10.
30. Словарь по психогенетике. 2010
31. Т. Р. Харрисон. Внутренние болезни Часть 1, Перевод с английского доктора мед. наук А. В. Сучкова, канд. мед. наук Н. Н. Заваденко, канд. мед. наук Д. Г. Катковского МОСКВА «МЕДИЦИНА» 1992-1997, 3430 с.
32. Толковый словарь Кузнецова // Изд.: Норинт, 2008 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Лист проверки ВКР на объем заимствования
Ф. И. О. студента Рыжикова Мария Сергеевна
Тема ВКР ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ДЕСИНХРОНИЗАЦИИ ЦИРКАДНЫХ
РИТМОВ
_______________________
(Подпись автора ВКР)