Коммуникация с помощью символов




Вопрос 5

«Использование альтернативных средств коммуникации в специальном образовании»

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться Альтернативная и дополнительная коммуникация – использование в общении символов, не являющихся словами

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи

Коммуникация с помощью жестов

Жесты – это мануальные знаки. В большинстве стран существует два типа мануальных знаков. К первому типу относятся жестовые языки, используемые в среде глухих людей.

Жестовые языки первичны, т.е. они не произведены от устного языка. Они имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов (синтаксис) отличаются от устного языка. Другой тип мануальных знаков называется жестовыми системами. Они вторичны, сконструированы так, чтобы передавать речь слово в слово,

и правила склонения в них те же, что в национальном устном языке. Как правило, жестовые системы изобретают учителя глухих детей, чтобы иметь средство представления устного языка с помощью жестов. Но, тем не менее, такие системы никогда широко не использовались в среде глухих людей, потому что правила словоизменения и синтаксис устных языков плохо приспособлены к воспринимаемому зрительно жестовому языку. Очень часто жестовые системы следующие устному языку, используют в работе со слышащими людьми с нарушениями коммуникации и языка. Немногие слышащие люди хорошо владеют национальным жестовым языком, большинство национальных жестовых языков недостаточно хорошо описаны, по ним мало подходящих обучающих материалов. Поскольку жестовые системы построены на основе устного языка, их легче использовать вместе с речью. Это важно, потому что в работе с альтернативной коммуникацией речь и жесты обычно используются одновременно.

 

Коммуникация с помощью символов

-графические (блисс-символы, пиктограммы, картиночные символы

коммуникации, система символов Виджит, сигсимволы, картинки);

- Блисс- система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом. Их называют пиктографическими или изобразительными, например: Своеобразным алфавитом языка выступают так называемые базовые символы, которых насчитывается около 120.Посредством объединения базовых символов друг с другом образуются

новые понятия. Блисс оказывает максимальную помощь неговорящим детям с ДЦП

и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Чаще всего эти дети имеют сохранные познавательные возможности, хорошее понимание обращенной речи и способны к выражению свих желаний и мыслей.Блисс хорошо подходит детям с отсутствующей речью вследствие моторно-речевых нарушений без языковых проблем и тем, кто пользуется

письменной речью. Для написания слов требуется время, а указывать на

символы гораздо быстрее. Например, ситуациями для их использования

могут быть посещения друзей, магазина, библиотеки и пр.

-Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы)

происходит из Канады (Maharaj, 1980). Это система впервые стала применяться

вместо Блисс-символов для людей интеллектуальными нарушениями. Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, образующие силуэт на фоне. Пиктографические системы создаются с учетом лингвистических систем и среды проживания людей. При этом учитывается не только географическая среда, но даже населенный пункт – мегаполис, небольшой город или село доступную для работы

с детьми, начиная с 4-летнего возраста. Программа включает комплекс из 340

изображений, сгруппированных по категориям: действия, имена прилагательные,

приказы, просьбы и выражения чувств, вопросы, местоимения и наречия, имена существительные.

Коммуникация с помощью пиктограмм один из видов альтернативной коммуникации, который активно используется при работе с детьми, имеющими различные проблемы развития. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), неговорящие дети с множественными нарушениями развития, а также дети с выраженными когнитивными

проблемами при генетических заболеваниях одинаково нуждаются в знаках-посредниках, позволяющих им проявить свои желания, предпочтения или знания

- Картиночные символы коммуникации PCS происходит из США. В настоящее время система состоит примерно из 11000 словарных статей. Изображения легко нарисовать, поэтому PCS можно даже копировать от руки. В большинстве стран сейчас PCS является наиболее широкой используемой графической системой. Главное её преимущество по сравнению с PIC –большое число слов в словаре.

Картинные символы коммуникации (Picture Communication Symbols) представляют собой простые черно-белые контурные рисунки с подписанными снизу словом. Служебные слова не сопровождаются каким-либо рисунком.. Система символов Виджит (Widgit Literacy Symbols) напоминает систему Блисс-символов тем, что комбинации некоторых основных символов образуют новые семантические значения. В систему символов Виджит была включена система Ребус, при обучении которой подчеркивалась необходимость использовать буквы одновременно с графическими изображениями.

Макатон - языковая программа, предполагающая структурный многофункциональный подход с использованием знаков и символов. Она направлена на обучение коммуникации, языку и навыкам чтения людей с аутизмом, синдромом Дауна, детей с различными психоневрологическими заболеваниями, а также детей с нарушениями слуха и другими особыми нуждами. Языковая программа «Макатон» - сложная система, состоящая из: базового словаря (450 наиболее употребительных и нужных для взаимодействия понятий); Ø ресурсного словаря (около 7000 более сложных и менее частотных понятий, часто уникальных для конкретной страны); Ø дополнительных словарей. Каждому из этих понятий соответствуют жест и символ (картинка), максимально точно передающие смысл или внешний образ понятия. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или чья речь неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи. Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза

Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Они могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются так, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине они особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых.

 

- Орфографическое письмо

Коммуникативные вспомогательные устройства могут быть основаны

и на обычном письме. Такими устройствами в основном пользуются люди,

овладевшие более сложными навыками экспрессивного языка. Поскольку

у людей с двигательными нарушениями написание слов и предложений может занимать много времени, коммуникативные вспомогательные устройства часто содержат, кроме отдельных букв, сочетания букв, слова и предложения. Вспомогательные устройства для людей с ограниченным словарным запасом содержат в основном отдельные слова.

- альтернативная система обучения коммуникации «PECS» и тактильными символами.

«PECS» (Picture Exchange Communication System) – коммуникативная

система обмена картинками как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом. с нарушениями развития и множественными нарушениями; церебральным параличом; слепотой; глухотой. Идея системы «PECS» – подвести людей к тому, чтобы коммуникация исходила от них самих. Многим не говорящим сложно привлечь соответствующее внимание окружающих к своим потребностям и желаниям. Система «PECS» призванана учить их самостоятельно инициировать и вступать в коммуникацию с другими людьми. «PECS» сводит существенную часть коммуникации речевой обмен к непосредственному обмену картинками, что для многих неговорящих является огромным усилием, а с другой стороны – и достижением Графические символы жестовым и графическим системам. Предметные символы должны быть похожи на вещь или действие, которые они обозначают, они могут включатьи неиконические деревянные и пластиковые формы.

-Система сигсимвол о состоит из пиктограмм Поскольку жесты различаются в разных странах и в разных системах, важно, чтобы сигсимволы отражали жестовый язык или жестовую систему,принятую в данной местности. Сигсимволы могут быть особенно полезны людям, которые одновременно используют и графические символы, и жесты; они могут также служить письменным языком для людей, которые учатся жестам. Символы, основанные на жестах, могут также использоваться вместе с другими графическими системами. Словарь PCS содержит 750 единиц, основанных на американском жестовом языке и на точном жестовом

английском.

 

Глобальное чтение

Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может

научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова

которые в течение нескольких секунд показываются ребёнку для запоминания графического рисунка. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам. Пользователи глобального чтения: Глобальное чтение является одной из ведущих методик дополнительной коммуникации для стимуляции речевого развития у детей с синдромом Дауна, так как сильной стороной данных детей является зрительное и образное восприятие. Изначально разработанная врачами института Домана как методика для лечения детей с нарушениями умственной деятельности,в

настоящее время глобальное чтение используется и среди здоровых детей. Также методика рассчитана на:- глухих и слабослышащих детей раннего дошкольного возраста;

- детей с умственной отсталостью; - детей с РАС; детей с речевыми нарушениями

- Коммуникации с помощью коммуникативных вспомогательных устройств(технических средств)

коммуникационные устройства с синтезатором речи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: