То есть, вопрос заключается в следующем:
Если человек совершил ночью два ракаата, затем ещё два ракаата, затем ещё два ракаата, и в конце закончил одним ракаатом витр, в общем совершил семь ракаатов, вопрос: все ли эти семь ракаатов называются витром, или только последний ракаат называется витром, а то что до этого называется къийаму л-лейль и т.п
В этом вопросе есть несколько мнений:
1) мнение:
Одна группа учёных заявила, то что, тот ночной намаз, который был завершен нечетным ракаатом, один или три и так далее, то весь этот ночной намаз называется витром. Это мнение Исхакъа ибн Ибрахима, и в довод он привёл слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте намаз витр о люди Корана! Поистине, Аллах нечетный, и любит нечетное».
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел ввиду тут весь ночной намаз, а не только один ракаат витра.
2) мнение:
Другая группа учёных заявила, то что витр, это последний ракаат ночного намаза, а то что до него, то это не называется витром. И это мнение целой группы учёных из числа ханбалитов, из них: аль-Хиракъи, Абу Бакр, ибн Аби Муса, а также в словах Имама Ахмада, есть то что на это указывает, а также есть из наших (то есть ханбалитов) которые сказали, то что весь намаз называется витром.
И у шафи'итов тоже два мнения в этом вопросе, одни сказали, что весь ночной намаз называется витром, а другие сказали, что только последний ракаат называется витром. И имам аш-Шафи'и, также считал весь намаз витром.
Разногласие в этом вопросе заключается в том, весь ли намаз называется витром или нет, это касается именно того случая, когда человек читает салямами между ними, например, два ракаата почитал и дал салям, затем ещё два ракаата почитал и дал салям и т.д, в этом именно разногласие у учёных, считается ли это всё витром или нет. А что касается того, когда человек прочитал девять ракаатов, или семь или пять, не раздельно, а с одним салямом, то в этом нет у учёных разногласие то что это весь намаз называется витром». (конец слов ибн Роджаба)
Итог вопроса:
Более правильное мнение в этом вопросе, то что весь добровольный ночной намаз называется витром, если в конце него человек завершает нечетным ракаатом.
А Аллах знает лучше.
Смотреть подробно: Фатх уль-Барий, 6/206, 6/225, ибн Роджаба
إذا أوتر بثلاث، فهل يفصل بينهن، أم يوصل؟
6) Вопрос: «Если человек совершает витр в три ракаата, то нужно ли давать салям после второго ракаата, а потом дочитать один ракаат, или необходимо совершить сразу все подряд?»
Сказал ан-Навави в своей книге «Шарх уль-Мухаззаб», 4/24:
«Мы упомянули разногласие шафи'итов относительно того, что лучше в этом случае, и также мы упомянули то что достоверно у нас (то есть, у шафи'итов), то что лучше дать салям после второго ракаата, а потом дополнить один ракаат (шафи'иты подошли к этому вопросу упомянув почему лучше так поступать, потому что в этом больше действии и награды для человека больше, как дополнительный салям, салават, дуа, и тому подобное). И это мнение ибн 'Умара и Му'аза аль-Къарий (Му'аз аль-Къарий это был маленький сподвижник, который был при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И эти два асара от Му'аза и ибн 'Умара достоверные, смотреть книгу аль-Аусат ибн уль-Мунзира, 5/178), также это мнение 'АбдуЛлаха бин 'Ийаша бин Аби Рабий'а, имама Малика, Ахмада, Исхакъа, Аби Саура, а второе мнение в этом вопросе, о котором сказал имам аль-Ауза'и: то что, итак совершить, и по-другому, это хорошо, человек может читать сразу как три, а может читать два, а потом один. А третье мнение в этом вопросе, о котором сказал Абу ханифа: не является правильным, кроме как подряд (то есть, неправильно читать два, а потом отдельно один, а необходимо прочитать сразу три)». (Конец слов ан-Навави)
Итог вопроса:
Более правильное мнение в этом вопросе, это мнение большинства учёных, а то что разрешено совершать как сразу три, и с салямом после второго ракаата, но лучше всего совершать с салямом после второго ракаата. Из-за хадиса ибн 'Умара, в котором сказано: «Ночной намаз, два по два, а если один из вас испугается наступления рассвета (то есть, испугается - потому что не успеет), то пусть человек совершит один ракаат дополнительный, который превратит всё что он читал до этого в нечётное количество».
И также необходимо упомянуть один момент:
Если человек всё таки решил совершить сразу три ракаата витра, вопрос: как лучше совершить его, как намаз магъриб с двумя ташаххудами, или же с одним ташаххудом?
Достоверно пришло от ибн Мас'уда, то что он считал, что лучше совершить как намаз магъриб, с двумя ташаххудами. А некоторые учёные считают, что не нужно садиться на средний ташаххуд, а сразу должен человек встать со второго ракаата на третий ракаат. И это одно из мнений ханбалитов и шафи'итов, и это передаётся от 'Ато ибн Аби Раббаха, ан-Наха'и, а также это пришло от Абу Хурайры с достоверным иснадом, то что он сказал: не совершайте витр в три ракаата, так что он будет похож на магъриб, но делайте витр в пять ракаатов.
Итог разбора:
Если человек выбрал совершать намаз три ракаата витр подряд, без саляма, тогда лучше всего, если человек не сядет на ташаххуд после второго ракаата, а встанет сразу на третий. Из-за хадиса от 'Аиши, пришло у Бухари и Муслима, то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Когда совершал намаз витр в пять ракаатов, не садился (на ташаххуд), кроме как в конце (то есть, после пятого ракаата сел на ташаххуд)».
А Аллах знает лучше.
Смотреть подробно: Фатх уль-Бари, 990, Ибн Роджаба, Роудату тТолибийн, 1/328, аль-Инсоф, 2/166, Шарх уль-Хидая, 2/575
أي معنى أداء صلاة الوتر في ما لا يزيد عن 11 أو 13 ركعة؟
7) Вопрос: «Что значит - совершение намаза витр не более чем в 11 или 13
ракаатов?»
Пришли различные риваяты, и они разногласят между собой в том, сколько ракаатов совершал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добровольного намаза ночью.
Пришло от ибн 'Аббаса, то что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночью 13 ракаатов (то есть, имеет ввиду добровольного намаза)».[12]
Также привел имам аль-Бухари, 1139, то что Масрукъ сказал: «Я задал вопрос 'Аише относительно добровольного ночного намаза Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и она ответила: иногда совершал 7, а иногда 9, а иногда 11 без двух ракаатов намаза фаджр (то есть ещё плюс два ракаата фаджр, и получается все вместе 13)».
И учёные собрали между этими риваятами, то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал ночью больше чем 11 ракаатов, а тот который упоминает, то что он совершал 13 ракаатов, тот имеет ввиду, вместе с двумя ракаатами намаза сунны перед намазом фаджр.
А Аллах знает лучше.
فائدة
8) Вопрос: «Польза: Различные формы намаза витр»
Сказал ибн Роджаб (да помилует его Аллах), в книге «Фатх уль-Бари, 6/201»:
«Разрешил имам Ахмад и ханбалиты, а также Исхакъ - чтобы человек делал витр намаз в три ракаата подряд (то есть, не садясь на втором ракаате на ташаххуд), а также чтоб человек совершил пять ракаатов, и не садился на ташаххуд кроме как после пятого ракаата, а также совершить витр в девять ракаатов таким образом, что человек сначала сев на ташаххуд на восьмом ракаате, а затем встать, не дав салям, и дочитать девятый ракаат, а затем дать салям после девятого ракаата». (вкратце конец слов ибн Роджаба)
Вкратце: есть различные виды намаза витр, и упомянем шесть видов
1) вид: совершение намаза витр в один ракаат (то есть, человек может после ночного намаза совершить сразу один ракаат намаза витр)
2) вид: по два по два ракаата с салямом, и затем совершить один ракаат в конце
3) вид: совершение намаза витр в три ракаата
4) вид: совершение намаза витр в пять ракаатов, и человеку дозволено дать салям только в самом конце намаза (то есть, подряд совершает намаз без ташаххуда, и только в конце на пятом ракаате читает ташаххуд и даёт салям)
5) вид: совершение намаза витр в семь ракаатов, и человек подряд читая намаз садится на ташаххуд только после шестого ракаата, читает ташаххуд и встаёт, не давая салям, затем дочитывает один ракаат читая ташаххуд и даёт салям.
6) вид: совершение намаза витр в девять ракаатов, и человек поступает точно также, как и в пятом виде (то есть, читает подряд до восьмого ракаата, садится на восьмом ракаате, читает ташаххуд и встаёт, не давая салям, затем дочитывает один ракаат читая ташаххуд и даёт салям.
А Аллах знает лучше.
فائدة