История возникновения понятия «свобода совести»




Введение

правовой свобода конституция совесть

С момента зарождения на земле религии человечество не раз было подвергнуто испытаниям в виде религиозных войн. Такие войны ведутся и сейчас, но в отличии от далекого прошлого, в настоящее время существуют правовые механизмы защиты человека от религиозных преследований. Одним из таких механизмов является возведение в закон свобод человека с последующим закреплением их в Конституции или иных правовых актах. Важнейшей такой свободой является свобода совести - право верить или не верить, право выбирать религию для себя, право жить по тем религиозным законам, которые считаешь нужными или не верить ни во что. Именно эта свобода полностью защитила человека и гражданина от преследований по религиозному признаку. Но всегда нужно помнить, что с обретением какой-либо свободы человек получает и ответственность за ее нарушение относительно других людей. Таким образом сохраняется равновесие в любом государстве и обществе в целом.

В данной курсовой будет рассказано о истории возникновения понятия «свобода совести», его развития и переходе в закон, закрепленный в основном законе государства - Конституции.

 


 

История возникновения понятия «свобода совести»

 

Вопрос о свободе совести возник с началом Реформации в Европе. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще. Одним из первых вопрос о свободе совести поставил Себастьян Кастеллио в опубликованном под псевдонимом памфлете «De haereticis, an sint persequendi» («Следует ли преследовать еретиков», 1554).

Кастеллио написал большую часть памфлета «De haereticis, an sint persequendi » («Следует ли преследовать еретиков») и подписал его именем «Базиль Монфор», местом издания числился Магдебург. Весь памфлет был издан под псевдонимом «Мартин Беллий», издание было оплачено итальянцем Бернардино Бонифацио, а тираж напечатала базельская типография Иоганна Опорина. Предполагалось, что соавторами памфлета были Лелио Соццини и Селио Секондо Курионе. Основываясь на учении Церкви, а также на словах Кальвина, Кастеллио аргументировал, что бороться с ересью следует при помощи аргументов, а не при помощи преследований и казней. Он также выступил против единоличного толкования Кальвином Библии, заключив, что еретик - тот, кто не согласен с другими в интерпретации Священного Писания. Фактически памфлет был одним из первых сочинений в защиту свободы совести. [1, с. 11-15]

На территории же Руси такого понятия не было, ибо после принятия христианства, православная церковь стала вести непримиримую борьбу с так называемой «ересью» и, понятное дело, ни о какой терпимости или свободе речи быть не могло. Так, в XIV в. в Новгороде, в XV в. в Пскове широко распространилась ересь стригольников, которые отрицали монашество и мирские заботы церкви. В XV в. заявила о себе жидовствующая ересь, которая получила свое название по основателю жидовину Схарии. Однако, и эти религиозные течения были стерты православной церковью. Борьбя эта была необходима для того, чтобы объединить и сплотить под единой религией все русские земли, ведь именно тогда наступит стабильная и относительно безопасная жизнь. А по многим источникам, именно благодаря этой самой борьбе религии с ересью, в стране наступал спокойный период без войн на религиозной почве.

Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть в XV-XVI вв. Особым успехом не увенчались. С укреплением монархии при Иване IV усиливается церковная централизация, государственная власть укрепилась еще больше, она взяла на себя функции охраны «правой веры», борьбы с еретическими учениями и вольномыслием.

И, со временем, власть церковная стала ослабевать. Государственная же, наоборот, усиливалась и в 1649 году в знаменитом Соборном уложении был закреплен приоритет государственной власти над церковной.

Уже при Петре I была создана государственная система управления, упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему фискальной политики. В России борьба за свободу вероисповедания предполагала борьбу с монархией. Созданная государственная система управления церковью существенно ограничивала религиозную свободу самой православной церкви, лишала прав другие вероисповедания, объявляла религиозную оппозицию вне закона. В 1763 г. отдельные оппозиционные религиозные течения получили таки права на свободу вероисповедания, но это был акт, связанный с продолжением политики контроля государства над религиозными течениями

Борьба за свободу вероисповедания в сложившихся в России условиях имела свою специфику, так как она велась под лозунгами нравственного возрождения христианства, освобождения церкви от мирских пут, была направлена на устранение сложившегося союза православной церкви и государства. В самом конце XVIII в. в памятнике русской общественной мысли «Благовесть исраилю российскому, т.е. приверженным к Богу староверам благочестивым» были выдвинуты требования полной веротерпимости, исключающей религиозные преследования и распри, прекращения гонений на староверов. Все духовные чины и монахи утрачивали, согласно предполагаемой реформе, право на получение жалованья и должны были жить своим трудом[14].

В XIX в. понимание свободы совести дополнялось новыми гранями. В «Настольном словаре», составленном под руководством М.В. Петрашевского, говорится, что веротерпимость - это низшая ступень сво-боды вероисповедания, которая признает гражданскую равноправность членов всех вероисповеданий. В.В. Берви-Флеровский (1829-1918) выступил за устранение всякого вмешательства политических властей в религиозные вопросы, за отделение церкви от государства: люди должны содержать духовенство за свой счет, и ничто не должно заставлять человека принадлежать к той или иной вере. «Вера должна быть вполне свободное дело совести человека». Н.П. Огарев требовал осуществления «свободы проповеди вообще, равно для религии и науки». Он считал, что в деле выбора религии или науки не должно быть никакого государственного принуждения, он должен обусловливаться свободным убеждением. Н.П. Огарев выдвинул мысль о том, что «не только чистота науки, но и чистота религии, для верующих, требует невмешательства государственной власти в религиозные дела» и что общество должно прийти «к сознанию необходимости свободы, т.е. чистоты, искренности и нескрываемости каждого убеждения». «Признание свободы убеждения равно религиозного и научного» для Н.П. Огарева есть не только правовое требование, но и нравственное [2, С. 683].

Осмысление содержания свободы совести с учетом специфики условий в России нашло отражение и в работах В.И. Ленина. По его мнению, религия является частным делом по отношению к государству и это служит предпосылкой обеспечения подлинной свободы совести. Каждый должен быть свободен исповедовать какую угодно религию или не исповедовать никакой.

Необходимо отделение церкви от государства и школы от церкви. Недопустимы никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований. Всякие упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах должны быть устранены. Церковные и религиозные общества должны стать совершенно свободными, независимыми от власти союзами граждан-единомышленников[2].

Однако следует понимать, что часто сами религиозные деятели не были настроены толерантно к другим религиям. И в современно мире продолжают возникать конфликты на религиозной почве. Чтобы понять их природу, следует проанализировать саму суть религий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: