До христианства на Белорусских землях существовало язычество. Здесь, как и у других народов имели место фетишистские, тотемистические, анимистические верования, были широко распространены культ предков, охотничьи, земледельческие культы, культ умерших, процветала разного рода магия. Наши предки поклонялись отдельным предметам: камням-валунам, оберегам-талисманам, растениям, живым существам; особо почитался созданный руками человека хлеб. В язычестве человек признаёт множество богов и каждого из них наделяет определенным качеством, свойственным ему самому. Таким образом, человек не несет никакой моральной ответственности за свои поступки: за него отвечает внешний мир.
Начало христианства на белорусских землях связано с крещением на Руси при киевском князе Владимире в 988 г. Для распространения православной веры Владимир открыл епископии в Киеве, Белгороде, Полоцке, Чернигове, Новгороде, Ростове. Создавались христианские общины, строились храмы, открывались монастыри и школы грамоты.
После введения унии 1386 г. положение православной церкви в ВКЛ изменилось. Малоизвестная до того в княжестве римско-католическая церковь стала государственной, а высшие государственные должности в стране стали занимать католики, которые относились враждебно к православной вере. Православная церковь была поставлена вне государства и лишена всех прав и привилегий. В 1387 г. князь ВКЛ Ягайло основал католическую епископию, учредил католические приходы и одарил их богатыми имениями. Ягайло запретил католикам вступать в браки с православными, пока последние не станут католиками. Такие порядки поставили католиков в привилегированное положение.
|
После Люблинской унии 1569 г., когда ВКЛ было присоединено к Польше, началось активное искоренение православия. Некоторые православные епископы стали переходить в католичество с сохранением своего прежнего православного обряда. В июне 1591 г. в Бресте был подписан акт о подчинении православных епископов в ВКЛ Римскому Папе.
В июне 1596 г. восточная и западная церкви были объединены и создана униатская церковь. После Брестской унии униатские епископы насильно захватили в свои руки все православные епископии.
В марте 1839 г. Святейший Синод постановил указ о воссоединении униатской церкви с православной. После присоединения Беларуси к России православная церковная жизнь быстро активизировалась. Многие униаты переходили в православную веру.
Обновление униатства в стране началось уже после перестройки. Так, в 1989-1990 гг. были зарегистрированы униатские организации в Гомеле и Минске, которые называются греко-католическими церквями, в Полоцке имеется униатский монастырь.
Кроме католичества и православия на Беларуси получило распространение ещё одно из направлений христианства - протестантизм, возникший в Западной Европе в ХVI веке как оппозиция католической церкви. Он отвергает институт духовенства как носителя благодати посредника между Богом и людьми, сложную систему церковной обрядности и таинств (сохранив лишь крещение и причастие) и т.д. Объявив Библию единым источником вероучения, М. Лютер (1483-1546) тем самым отказался от авторитета Священного предания, которое рассматривается как результат человеческой деятельности.
|
Последователи протестантских церквей западноевропейского происхождения появились в Беларуси в ХIХ веке. Это были баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и другие. [7, с. 24-26]
Общественно-политическое развитие Беларуси в конце ХХ столетия повлекло за собой коренное изменения в государственном и политическом устройстве страны, оказало существенное влияние на состояние отношений между государством, обществом и религиозными организациями.
Как показывают результаты многолетних социологических исследований, это произошло в условиях, когда религиозное самосознание белорусского народа существенно возросло, и конфессиональный фактор стал играть очень важную роль в общественно-политической жизни Беларуси. Многие люди увидели в религии гарантию стабильности, порядка, незыблемости духовных устоев белорусского общества, развития национальных традиций белорусского народа. [8, с. 3]
По состоянию на 1 января 2004 года в Республике Беларусь насчитывалось 2863 религиозных общины, в их числе 1290 православных и 432 католические. Старообрядческих общин в республике - 34, Христиан веры Евангельской - 494, Евангельских христиан-баптистов - 270, Совет церквей ЕХБ - 29, Греко-католических - 13, Новоапостольских - 20, Иудейских - 29, Исламских - 27, Свидетелей Иеговы - 26, бахаи - 6, мормонов - 3, кришнаитов - 6, первых христиан - 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.
В религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2696 служителей культа. В 2003 году протестантскими объединениями было приглашено в Республику Беларусь 199 иностранцев, в том числе 28 человек для религиозной деятельности.
|
Белорусские социологи говорят, что верующими себя считают около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих - более 80% православных; более 10% - католиков; почти 2% - протестантов; 0,2% - мусульман; 0,2% - иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.
В структуре конфессий в республике основную долю занимают православные (45,06%), католические (15,1%) и протестантские (35,21%) общины; 4,63% - остальные вероисповедания и религиозные течения. [9, с. 402-403]
При этом религиозность среди женщин несколько выше, чем среди мужчин, соответственно - 54,5% и 33,3%. Среди старших возрастных групп доля верующих значительно выше, чем среди молодых. В православной и католической конфессиях отчетливо наблюдается обратно пропорциональная зависимость уровня религиозности от уровня образования. Распространение конфессий в Беларуси имеет также и довольно выраженную внутреннюю границу, которая разделяет страну на две части: восточную и западную. При этом в Западной Беларуси более высокий уровень религиозности (около 70-80% населения - верующие). Здесь же значительно больше католиков, чем в восточных регионах. [8, с. 3-4]
Попробуем дать определение религии и проанализировать основные понятия. Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия».
Знаменитый римский оратор, мыслитель, писатель и политический деятель Цицерон считал, что слово «религия» происходит от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением».
Известный писатель и оратор Лактаций утверждал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определял как союз человека с Богом.
Таким образом, этимология слова «религия» указывает на два основных значения - поклонение и соединение, - которые говорят о религии как о внутреннем союзе, живом единении человека и Бога. Данное понятие стало входить в обиход с первых веков христианства, показывая, что новая вера - это не суеверие и невежество, а высокая нравственная система.
В настоящее время существует более двухсот определений религии.
Французские просветители Вольтер, Д. Дидро, П. Гольбах были убеждены, что религия есть следствие обмана и невежества людей, её исчезновение обязательно произойдет в результате просвещения народа. Д. Шлейермахер утверждал, что в основе религии находится сознание зависимости людей от высших сил. Б. Рассел полагал, что в основе религии находится «страх перед неведомым». Русские писатели и философы (Ф.М. Достоевский, В.Л. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею как основу и оправдание нравственности, идеального и совершенного.
Современная наука предлагает следующее определение: религия - это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному, совершенному. [10, с. 6-10]
Ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» даёт такое определение религии: религия-мировоззрение и мироощущение, а так же соответствующие им поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное. [11]
В юридической литературе свобода совести рассматривается как правовой институт (т.е. как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционной свободы совести) либо в качестве субъективного права (т.е. принадлежащего конкретному лицу). Как правовой институт свобода совести представляет собой систему правовых норм, регламентирующих право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду, а также норм, устанавливающих систему гарантий, реально обеспечивающих эти права. При этом должны обеспечиваться равенство всех религий перед законом, невмешательство государства во внутренние дела церкви, а церкви - в дела государства, сохраняться равные права граждан независимо от их отношения к религии во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Понятие «свобода совести» включает в себя свободу вероисповедания и свободу атеизма.
Таким образом, понятие свободы совести можно определить так: свобода совести - это обеспечение в обществе таких условий, которые реально гарантируют личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрением и возможность проявлять свои убеждения. [9, с. 158]
В Беларуси же не ведется статистики по общему количеству верующих и тех, кто идентифицирует себя с определенной религиозной традицией или церковью. Вопрос религиозной принадлежности не включается в перепись населения и не существует никакого другого механизма фиксировать индивидуальную религиозную идентичность на государственном уровне. Проводятся и социологические опросы, результаты которых значительно отличаются в зависимости от используемой методологии. Обычно государственные власти и средства массовой информации используют следующие примерные данные: из почти десяти миллионов населения примерно 50% считают себя верующими, среди них примерно 80% определяют себя как православных, 15% как римо-католиков и 2-3% как протестантов различных деноминаций (прежде всего, баптистов и пятидесятников). В 2011 г. Институтом социологии НАН РБ был проведен опрос, результаты которого известны пока только по публикациям в прессе: «истинно верующих» по результатам этого опроса в Беларуси 20%, среди них православных - 57,3%, католиков 34,5%, а протестантов - 3,1% [12].
Однако наше государство быстро реагирует всяческими нововведениями на малейшие изменения в религиозном фоне страны. Например, 1 сентября 2011 г. в силу вступил Кодекс об образовании, и основанное на нем «Положение о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания учащихся», которые значительно ограничивают присутствие религиозных организаций в учреждениях образования, в частности, запрещают присутствие религиозных символов в классах, а также выводят религиозное образование из образовательного компонента в воспитательный (беседы, экскурсии, подготовка и проведение праздников и др.). При этом, нормативный акт запрещает миссионерскую деятельность, распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания (кроме заявленных в списках к программам воспитательной работы), проведение богослужений, религиозных обрядов, ритуалов, церемоний. [16]
В свое время решался и вопрос о свободе совести для заключенных. В частности, он касался доступа священнослужителей в места заключения, особенно в следственные изоляторы. И до сих пор он остается довольно сложным. Несмотря на то, что соответствующий Закон «О содержании лиц под стражей», а также Правила внутреннего распорядка СИЗО и изоляторов временного содержания [13], предусматривает право заключенных и содержащихся под стражей на визит священнослужителей, однако такие визиты возможны только по решению органов, ведущих уголовный процесс, поэтому достаточно сложно их добиться.
Что касается вопросов о священнослужителях-иностранцах, то он был решен, но не совсем мирным путем. В 2011 и начале 2012 гг. произошло похолодание отношений между белорусским государством и Римско-Католической Церковью, что было связано с неудволетворенностью белорусских властей в связи с недостаточной поддержкой со стороны руководства Церкви - как на международной арене, так и внутри страны. Ухудшение отношений с ЕС, а особенно с Польшей отразилось и на более жесткой политике белорусского режима по вопросу выдачи разрешений на служение на территории Беларуси ряда католических священнослужителей, являющихся иностранными, главным образом, польскими гражданами. Используя в качестве оправдания интересы белорусских католиков (в т.ч. интересы лингвистического характера), государства отказывает в визах или выдает визы на короткий период (3-6 месяцев). Во-первых, недостаточно клириков с белорусским гражданством, чтобы обеспечить все приходы, во-вторых, среди католиков очень важную роль имеет польское меньшинство, которое предпочитает использовать в богослужении родной язык. С конца 2011 г. 3 священнослужителя, имена которых не называются, были вынуждены покинуть приходы в Беларуси, множеству других были выданы визы только на короткий срок, и поэтому они не чувствуют уверенности в будущем, что осложняет пастырскую деятельность.
Кроме визовой проблемы в отношении католических священников, власти начали использовать новый способ преследования - финансовое расследование паломнического центра, которым руководил активный католический священник Вячеслав Барок из Витебской области. Деятельность центра носило явно некоммерческий характер, но власти пытались заставить платить с нее налоги [15]. Дело против священнослужителя возбуждено на основании анонимного доноса. В частности это происшествие говорит не в пользу наших чиновников, и следует задуматься, что нужно более строго вести отбор претендентов на различные государственные должности.
Еще одним традиционно конфликтным вопросом в анализируемой сфере является существование уголовной ответственности за нерегистрированную религиозную деятельность. На протяжении 2011 г. преследования в виде предупреждений от прокуратуры на основании статьи 193-1 Уголовного кодекса затронул ряд протестантских общин, а также общин иного вероисповадания. Не все подобные случаи, однако, публично объявляются. В качестве примера известного случая можно привести получение предупреждения в апреле 2011 г. руководиетелем и четверкой активистов общины Международного совета церквей евангельских христиан-баптистов [17]. За отмену статьи начался сбор подписей под петицией в рамках кампании «Право на веру» [18]. Аналогичная кампания проходила в 2007 г., тогда за внесение изменений в Закон 2002 г. было собрано более 50 тыс. подписей, однако кампания так и не достигла результата.
Органы власти предпочитают проведение акций против неформальных собраний верующих не в рамках статьи 193-1, как это было в случае нападения на собрание в частном доме пятидесятнического пастора Антония Бокуна, которое произошло в феврале 2012 г. Во время неформальной встречи, где присутствовало более 40 человек с детьми для общего ужина и обсуждения книги в рамках «Литвинского клуба» несколько одетых в камуфляж сотрудников милиции через окна вломились в дом, напугав детей и разбив окна в зимнее время, и задержали всех собравшихся, доставив их в РУВД для проверки документов по якобы анонимному сообщению о производстве наркотических средств [19].
Из всего вышеперечисленного следует сделать вывод, что противостояние Государства и Церкви носит в нашей стране явный характер. Но так как Церковь находится в более слабой позиции, практически все вопросы, даже те, что касаются религии или околорелигиозных вопросов, решаются без участия Церкви либо голос ее учитывается лишь формально. Примером того было недовольство в церковной среде в 2011 г., вызванное Законом «О репродуктивных технологиях и гарантиях граждан при их применении», который позволяет ЭКО, суррогатное материнство, донорство половых клеток и предусматривает возможность редукции эмбрионов и их использования для научно-практических целей. Критика в отношении данного нормативно-правового акта касалась не только его содержания, но также и того факта, что не было проведено консультаций с религиозными организациями, хотя возможность таковых в случае биоэтических вопросов предусмотрена. Добится подобных консультаций и значительного влияния на текст закона ни у БПЦ, ни у РКЦ не получилось.
Вопрос человеческой жизни был поднят также в результате смертного приговора, вынесенного в 2011 г. в отношении обвиняемых во взрыве в метро в апреле этого же года, и приведение его в исполнение в марте 2012 г. Католическая Церковь выступила с осуждением смертной казни как таковой и просила помиловать осужденных; Православная Церковь также обратила внимание на неоднозначность данного вида наказания. Но и в этом случае Церкви не были услышаны.
Следует сделать вывод, что почти все конфликты, возникающие между Церковью и Государством, основаны на борьбе за власть и влияние в обществе. Но у нас в стране Церковь слаба и жестко контролируется Государством. Возникает вопрос: о какой свободе совести можно говорить в стране, где Церковь существует лишь номинально? Является ли эта свобода Свободой или «свободой»?
Вывод
Современный мир очень нестабилен. И, исходя из этого, каждое цивилизованное государство должно стремиться к тому, чтобы эта нестабильность не приводила к конфликтам. В частности, следует уделять огромное внимание духовной свободе человека и веротерпимости, так как это именно та искра от которой может разгореться большое пламя. Вдвойне опасно уделять этим вопросам мало внимания и тем, что чаще всего их не решить с помощью денег. Сейчас во многих странах свобода совести является наиважнейшей свободой человека. Например, в некоторых странах все религиозные, духовные и философские идеи оставляются в исключительной области индивидуального сознания и частного выбора отдельных граждан и ни одно вероисповедание или убеждение не может быть выше других. На этом строится республиканский принцип «Свобода, равенство, братство». Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения»: никого нельзя обязать обнародовать свои религиозные или философские убеждения. Например, упоминание о религиозной принадлежности при переписи населения является запрещённым. С другой стороны, никому не запрещено делать это по собственному желанию. В то же время закон защищает государственных чиновников: во всех административных документах запрещены ссылки на их религиозные или философские убеждения.
Однако, следует помнить о том, что в данном вопросе нельзя «перегибать палку», так как никто и никогда не сможет предсказать, какая реакция за тем последует. Поэтому сейчас все страны стремятся к тому, чтобы вопрос о «свободе совести» не был открытым и решения по нему выдвигались и принимались взаимовыгодные для всех сторон - верующих, не желающих верить и Государством.
Список литературы
1) Стефан Цвейг, Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина − публицистическое сочинение Стефана Цвейга. − Издательство Политической литературы Украины, 1989. − С. 11-15
2) Огарев, Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения / Под общ. ред. М.Т. Иовчук и Н.Г. Тараканова. Т. 2. − М.: Гослитиздат, 1956. - С. 683
) Вальденфенс, Г. Религия в современном мире научных исследований /Религиоведение. − 2002. − С. 157-168.
) Джеймс Э. Вуд Право человека на свободу религий в международной перспективе /Диа-Логос. Религия и общество. −М.: Истина и жизнь, 1997. − С. 10-18.
5) Рудинский, Ф.М., Шапиро, М.А. Свобода совести и религия: международно-правовые пакты и национальное законодательство /Государство и право. - 1992. - С. 11-20.
) Права человека и религия. Хрестоматия / Ред. и составитель В. Новик. - М.: Библейский богословский институт, 2001. - 586 с.
7) Довлатова, Е.В. Религиоведение: Учебно-методическое пособие. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. - С. 24-26
) Котляров, И.В., Земляков, Л.Е. Республика Беларусь в конфессиональном измерении. Минский институт управления. - Мн.: Издательство МИУ, 2004. - С. 3
) Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - С. 402-403
) Котляров, И.В., Земляков, Л.Е. Республика Беларусь в конфессиональном измерении; Минский институт управления. - Мн.: Издательство МИУ, 2004.
) «О свободе совести и религиозных организациях» - Закон Республики Беларусь от 17.12.1992 №20-54-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 31.10.2002 №137-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 06.11.2002, №123, 2/886.
) https://news.tut.by [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://news.tut.by - Дата доступа: 16.11.2014
) Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел, утверждены Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 20.10.2003 №234; Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утверждены Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 13.01.2004 №3
) https://www.gumer.info [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gumer.info. - Дата доступа: 16.11.2014.
) Режим доступа: https://forb.by - Дата доступа: 16.11.2014.
) https://churchby.info [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://churchby.info. - Дата доступа: 16.11.2014.
) https://svabodavery.org/2011/09 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://svabodavery.org. - Дата доступа: 16.11.2014.
) https://svabodavery.org[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://svabodavery.org.- Дата доступа: 16.11.2014.
) https://forb.by/node/157[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://forb.by.- Дата доступа: 16.11.2014.