Оглавление
Цели и задачи
Диагностический этап
Постановка диагноза
Этап планирования действий
Выводы по проведенному исследованию аудитории
Список литературы
Приложение
Цели и задачи
Цель – разработка эффективных путей развития в коллективе
Задачи:
- выявить проблему в направлении ценности и установки;
- поставить диагноз;
- осуществить диагностику проблем в коллективе (наблюдение и анкетирование);
- разработать план действий, которые помогу т решить сложившуюся проблему в коллективе;
- предложить10 мероприятий по плану действий;
- подвести итоги и сделать вывод
- а также, дать решение по следующим направлениям:
1) проблемы коллектива
2) конфликты и способы их решения в коллективе
3) нематериальное стимулирование в коллективе
4) степени управления в коллективе
5) функциональный состав в коллективе
Диагностический этап
Направление: ценности и установки в коллективе.
Характеристики аудитории:
В студенческой группе 23 человека, 5 курс.
Половозрастные характеристики:
22 девушки и 1 молодой человек, возраст 21-22 года
За 5 лет обучения группа не раз формировалась заново.
В нашем исследовании диагностика осуществлялась следующими методами:
1. Наблюдение
2. Анкетирование
Наблюдение было несистематическим и выборочным. Наблюдение проводилось непосредственно, являлось включённым и происходило во время учебного процесса в течение 2-х недель. Фиксация результатов наблюдения производилась отсрочено.
Наблюдалось:
1) выступление одногруппников на парах
2) их общение между собой на перерывах, а также перед занятиями и после
Для выявления ценностных ориентиров в коллективе по данному направлению, нами была разработана анкета (см. Приложение №1). Нами был использован смешанный тип анкет.
Диагностика проблемы по направлению: стили управления и отношения в коллективе.
Методика наблюдение
Данные получены в ходе наблюдения за коллективом в течении 4, 5 лет.
Отношения в коллективе: дружеские, всегда выручают друг друга (взаимопомощь), всегда готовы выслушать, помочь советом, подсказать, как поступить.
В группе существуют подгруппы (более тесные отношения), однако, все общаются и контактируют между собой.
Периодические встречи группы вне территории университета (закрытие сессий, праздники, окончание года).
Стиль управления
По принципу РВД (Родитель–Взрослый–Ребенок)
Руководитель (староста) не рассматривается с позиции Родитель, а с позиции Взрослый, как и все участники группы.
На 1–м, начале 2–го курсов староста в какой–то степени рассматривалась с позиции Взрослый, в связи с недостаточным знанием устройства университета, организации его работы, проведения сессий.
По горизонтальному и вертикальному принципу разделения труда
Стиль управления горизонтальный – все знают свои обязанности и задания, и выполняют их по мере возможности.
По принципу лидерских стилей
Демократический стиль – большое доверие к членам группы, предоставление им самостоятельности и ответственности. В группе это реализуется с помощью общих дискуссий, где любой желающий можетвысказать предложение или рассказать о своей идее. Недостаток стиля – в том, что при предельной его реализации, когда решения основываются на всеобщем консенсусе или мнении большинства, процесс их принятия может очень сильно затягиваться.
Методика изучения межличностных отношения в группе “Социометрия”
Социометрическая техника, разработанная Дж.Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменений, улучшения и совершенствования.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, аутсайдерам.
1. Выявление эмоционального лидера: кого из группы ты пригласил(а) бы на день рождения?
2. Выявление интеллектуального лидера: у кого из группы ты попросил(а) бы помощи с домашним заданием?
3. Выявление отбившихся от коллектива: как ты считаешь, есть ли люди, которые отбились от коллектива?
Выявление эмоционального лидера
Согласно проведенному исследованию (социометрия) можно сделать вывод, что отношения в коллективе сплоченные, за 4,5 года одногруппникам удалось установить крепкие дружеские и доверительные отношения. Однако, социограмма выявила явную подгруппу в коллективе (см. социограмму на выявление эм. лидера) – это Ольга Еременко, Светлана Карачева, Ирина Хрестолюбова и Алена Торопова. Это говорит о более тесных отношениях между участниками этой подгруппы.
Выявление интеллектуального лидера
Согласно социограмме на выявление интеллектуального лидера в коллективе можно сделать вывод, что одногруппники всегда готовы помочь друг другу в вопросах учебы. Не выявилось ни одной подгруппы, следовательно каждый одногруппник может рассчитывать на помощь другого. Лидерами по успеваемости в учёбе, считаются Вера Шаулина и Светлана Карачева.
Выявление отбившихся от коллектива
Согласно социограмме на выявление отбившихся из коллектива, можно сделать вывод что Алексею Белорукову и Юлии Серебряковой необходимо больше взаимодействовать с группой.
Неформальным лидером группы, на основе социоматрицы и социограммы, выбрана Шаулина ВераКонстатиновна.