Направление: конфликты и способы решения конфликтов в коллективе.




По результатам исследования основанного на проведении теста К.Н.Томаса, было выявлено, следующее:

В группе преобладают люди, которые ориентированы на компромиссный подход в решении конфликтов. Чуть меньше людей нацелены на избежание или сотрудничество в конфликтной ситуации. Лишь несколько человек готовы к соперничеству или приспособлению в конфликте.

По результатам второго теста были получены следующие результаты:

В группе преобладают люди, которые не любят конфликтовать, но не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.

Диагноз: большинство членов группы, люди не конфликтные, готовые идти на компромисс или креативное (нестандартное) его решение, в случае не возможности компромиссного решения.

Для проведения исследования были выбраны следующие методики:

МЕТОДИКА "ОЦЕНКА СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ" К.Н ТОМАС

С помощью данного теста оказывается возможным определить стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таковых стилей пять:

Сотрудничество - оптимально почти всегда;

Компромисс - вполне приемлемо в ряде случаев;

Избегание (уход) - рекомендовано в случае неспровоцированных партнером "пожаров";

Приспособление - возможно в тех случаях; когда оппонент действительно прав.

Соперничество - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Для того, чтобы определить, к какому способу склоняется человек, нужно внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б) выбрать то из них, которое в большей степени соответствуют тому, как он обычно поступает и действует.

1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я не всегда пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем, решить его окончательно.

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого, и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая, может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда я представляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

21. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

КЛЮЧ ОПРОСНИКА.

№ Соперничество Сотрудничество Компромисс Избежание Приспособление

1 а б

2 б а

3 а в

4 а б

5 а б

6 б а

7 б а

8 а б

9 б а

10 а б

11 а б

12 б а

13 б а

14 б а

15 б а

16 б а

17 а б

18 б а

19 а б

20 а б

21 б а

22 б а

23 а б

24 б а

25 а б

26 б а

27 а б

28 а б

29 а б

30 б а

 

2. ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ

В тесте использованы диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека.

Тестовые задания:

1.Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.

2.Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у Вас ведущий.

3.Переплетите на груди руки ("наполеоновская поза") и заметьте, какая рука окажется сверху.

4.Проверьте, какая рука при аплодировании оказывается сверху.

Анализ полученных данных:

ПППП. Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами. Не сторонники разрешения конфликтов любой ценой. Сначала обдумывают действия, потом принимают решения. Проявляют недостаток гибкости.

ПППЛ. Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко могут отказаться от прежней позиции. Могут быстро принимать решения. Достаточно гибки, но не всегдапоследовательны. Очень находчивы в погашении конфликта.

ППЛП. Не любят конфликтовать, но не избегают конфликтов. Входят в них охотно. Ведут себя свободно, находчиво. Прибегают к юмору, находят нестандартные пути разрешения конфликтных ситуаций. Не всегда доводят задуманное до конца.

ППЛЛ. Избегают конфликтов. Но если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Решения принимают после серьезного обдумывания или совета с посредниками и близкими. Обидчивы, в определенной мере злопамятны. Никогда не выступают инициаторами столкновений. Готовы идти на уступки. Внешняя мягкость сочетается с внутренней твердостью.

ПЛПЛ. Очень заметное неприятие конфликтов. Постоянное стремление выйти из него. Попытки загладить, стушевать конфликт. Выход из конфликта могут осуществлять за счет отказа от собственных требований. Решения принимают, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям. Для них лучше не входить в конфликт, чем выходить из него. Выходят чаще всего с потерями собственных интересов, не находят способы оправдать свои действия. Стремятся принимать решения после обсуждения ситуации с кем-либо из опытных доверенных друзей или родственников.

ПЛПП. Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо подсчитывают свои возможности. В разрешении конфликта не всегда считаются со средствами. Не отказываются от компромиссов. Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают при условии доминирования своих интересов. В конфликте чувствуют себя уверенно, комфортно. Иногда могут сами спровоцировать конфликт, но не столько потому, что не могут без него обходиться, сколько в целях самоутверждения.

ПЛЛП. Не любят конфликтов. Легкий характер. Склонны преувеличивать свои и недооценивать чужие возможности. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Много друзей. Эмоционально реагируют на события, но принимают достаточно обдуманные решения. Стремятся доводить их до конца, но не исключают компромиссов, возможно и за счет отказа от некоторых требований. Не всегда цель соизмеряют со средствами достижения. Находят неожиданные решения. Действуют гибко, но последовательно. К советам прислушиваются.

ПЛЛЛ Охотно вступают в конфликт. Часто выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, но в случае неудачи не отступают. Не склонны к компромиссам. Действуют в конфликте обдуманно, последовательно Конфликт прекращают только при условии выполнения своих требований. Не всегда средства соизмеряют с целями. Излюбленный прием - "психологическая атака". Действуют по собственной инициативе, не очень любят советоваться, прислушиваться к чужим советам.

ЛППП. Конфликтов избегают, чувствуют себя в конфликтных ситуациях неуверенно. Проявляют большую гибкость в их разрешении. Достижение целей соотносят с реальными средствами. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части своих интересов. Решение принимают скорее эмоционально, чем после серьезного обдумывания. Склонны выслушивать советы, но не всегда им следуют. Имеется тенденция преувеличивать собственные возможности.

ЛППЛ. Избегают конфликтов. Но в тех случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держать твердо, не очень склонны к компромиссам, К помощи посредников могут обращаться, но решение принимают самостоятельно. Вопросы самоутверждения - на втором плане. На первом плане - интересы дела.

ЛПЛП. Считают конфликты неизбежными, смело идут на их решение. В конфликтах твердо добиваются поставленных задач. При достижении целей не считаются со средствами. Иногда большое значение придают несущественным, второстепенным сторонам конфликта. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач. Могут создавать видимость уступок, но внутренняя позиция остается неизменной. Преобладает рациональная сторона. Скрытны, не склонны обращаться за советами, хотя помощь со стороны не исключают.

ЛПЛЛ. Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Руководствуются не всегда существенными моментами Конфликтность прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Линию поведения ведут искусно тщательно все просчитывают. Не склонны к компромиссам независимо от удовлетворения собственных интересов. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций. Нередко интересы дела не могут отделить от внутренней психологической позиции.

ЛЛПП. Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных интересов, но последовательно защищают интересы других. Цель всегда стремятся сочетать с соответствующими средствами. Наиболее сильная их сторона - стремление предупредить конфликты или погасить в зародыше.

ЛЛПЛ. Стремятся избежать конфликта, хотя не умеют предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается сильным. Однако по отношению к более слабому проявляют неуступчивость. Не могут правильно рассчитать свои силы, склонны преувеличивать силы противника. Неспособны плести нить интриги. Охотно прислушиваются к советам других, следуют их рекомендациях. Имеют склонность скрывать наличие конфликтной ситуации, искренне веря в её отсутствие. Недостаточно принципиальны.

ЛЛЛП. Конфликтов не избегают, хотя редко являются их инициаторами. Слабо продумывают линию поведения в решении конфликтов, больше руководствуются эмоциями. В конфликтах действуют смело, решительно, но допускают опрометчивые решения. Склонны к компромиссам. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Нередко выступают инициаторами компромисса. Глубоко переживают нежелательные последствия конфликтов.

ЛЛЛЛ. Конфликтов избегают. Отличаются большой способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Умеют использовать слабости противной стороны. Хорошо просчитывают возможные последствия конфликта и умеют вовремя скорректировать свое поведение. Упрямы, скрытны.

Направление: функциональный состав в коллективе.

Используя метод наблюдения, мы выявили функциональный состав группы:

1..Староста – Иванцова Александра;

2.Зам. старосты – Карачева Светлана;

3. Профорг – Потапович Ольга;

4. Помощники профорга – Шатава Анастасия, Пятраускайте Кристина, Островская Юлия.

С помощью анкетирования мы решили выяснить, насколько коллектив группы удовлетворен работой функционального состава.

Анкета.

1. Довольны ли Вы распределение функциональных обязанностей внутри группы?

Если нет, то напишите, какие изменения вы бы внесли.

2. Если бы Ваша группа формировалась заново, кого бы вы выбрали старостой?

3. Насколько Вы считаете эффективной работу профорга?

4. Как Вы считаете, справляется ли староста со своими обязанностями?

Результаты анкетирования.

После обработки анкет, мы получили следующие результаты:

По первому вопросу 15 из 21 опрошенных ответили, что их все устраивает,

остальные 6 человека, предложили назначить на должность профорга других кандидатов.

5 из 6 предложили назначить профоргом Еременко Ольгу, 1 человек предложим Пятраускайте Кристину.

По второму вопросу 10 человек из 21 оставили все как есть, 5 человек хотели бы видеть себя в качестве старосты, остальные 6 предложили на эту должность Светлану Карачеву.

По третьему вопросу 15 человек считают, что работа профорга достаточна эффективна, остальные 6 высказали недовольства работой профорга.

По четвертому вопросу все удовлетворенны работой старосты.

 

Выводы.

В целом большая часть коллектива довольна работой функционального состава группы. Основные недовольства были высказаны в адрес работы профорга. Были выдвинуты предложения по назначению на должность нового человека (Еременко Ольга 6 чел, Пятраускайте Кристина 1 чел). Также стоит отметить, что 5 человек из 21 хотели бы видеть себя на месте старосты группу, а 6 человек предложили на эту должность Светлану Карачеву.

Подводя итоги, мы сделали вывод, что работа профорга удовлетворяет не всех членов группы. Эффективным способом решения данной проблему будет проведение ряда мероприятий, организованных профоргом и его помощниками.

 

Постановка диагноза

При наблюдении за коллегами были выявлены следующие результаты:

1. Учеба не является первостепенной задачей

2. Скорейшее окончание института - одна из основных целей

3. Цвет диплома для одногрупниковпреимущественно не имеет значения

4. Выбирая между семьей и карьерой, предпочтение отдается семье

5. Саморазвитие важно лишь для небольшого количества человек

6. Посещение университета приносит радость небольшому количеству одногрупников

7. Хорошая, высокооплачиваемая работа – желаемая цель

8. Отношения в коллективе дружелюбные. Просьбы о помощи не остаются без внимания

9. Коллективные задания воспринимаются с большим энтузиазмом, нежели индивидуальные

10. Малая удовлетворенность организацией учебного процесса.

При обрабатывании анкет, были выявлены следующие результаты:

1. 73% опрошенных ориентированы на скорее завершение учебы

2. 67% выделяют семью как важнейшую ценность

3. 96% опрошенных не хотят продолжения обучения (второе высшее образование)

4. 87% учитывают мнение коллектива при решении вопросов

5. 65% анкетируемых полностью доверяют членам коллектива

6. 24% беспокоится о написании диплома

7. 53% обеспокоены предстоящими гос экзаменами

Обработав полученные результаты и сделав выводы после двухнедельного наблюдения, мы выявили следующую проблему:

Малая заинтересованность студентов в учебе и отличном окончании университета. Самым важным для одногрупников является сам факт завершения учебы. Занятия в институте многим уже кажутся ненужными. По мнению коллектива, 5 курс должен быть ориентирован на развитие практических навыков студента. В связи с этим возникает апатия к процессу обучения, нежелание делать теоретические задания и ежедневно посещать институт.

Диагноз коллектива по направлению ценности и установки: незаинтересованность в обучении, ориентированность на будущую работу и семью.

 

Этап планирования действий

У коллектива есть проблема: малая заинтересованность студентов в учебе и отличном окончании университета. Самым важным для одногрупников является сам факт завершения учебы. В связи с этим возникает апатия к процессу обучения, нежелание делать теоретические задания и ежедневно посещать институт.

Был разработан следующий план проводимых мероприятий:

1) Мастер-класс от специалиста-профессионала, который расскажет, какую важную роль имеет высшее образование для практической деятельности. Рассказ будет основываться на личном опыте специалиста.(декабрь)

2) Конференция с участием крупных фирм Санкт-Петербурга, на которой главы компаний подробно расскажут, как полученные в ВУЗе знания способствует построению успешной карьеры.(декабрь)

3) Встреча с главой администрации города, на которой будут представлены перспективы нашей профессии, а также будет озвучена статистика прогрессии специальности.(январь)

4) Встреча с психологом, который проведёт тренинги и игры, которые покажут значимость знаний.(январь)

5) Раздача специальных пособий по психологии по мотивированию.(январь)

6) Проведение студенческой конференции, на которой спикеры докладывают об успехах известных специалистов по связям с общественностью.(февраль)

7) «Психологическая разгрузка» - встречи в неформальной обстановке, вечер под эгидой «воспоминания о студенчестве: лучшие моменты».(март)

8) Проведение конкурса на самого ответственного студента.(апрель)

9) Проведение конкурса «нововведения в моем ВУЗе», где каждый студент предлагает свой инновационный проект.(май)

10) Для поднятия «корпоративного духа» сбор студентов на тему обсуждения проведения выпускного вечера(июнь)

 

Выводы

В исследовательской работе была достигнута Цель – разработана система поиска решения проблемв коллективе.

Были осуществлены следующие задачи:

- выявлена проблема в направлении ценностей и установок;

- поставлен диагноз;

- осуществлена диагностика проблемы в коллективе при помощи следующих методов: наблюдение и анкетирование;

- разработан план действий, которые помогу т решить сложившуюся проблему в коллективе при помощи специальных мероприятий

- проанализированы пути решения проблем у других подгрупп на темы:

1) проблемы коллектива

2) конфликты и способы их решения в коллективе

3) нематериальное стимулирование в коллективе

4) степени управления в коллективе

5) функциональный состав в коллективе

 

Список литературы:

1. Методы психологической диагностики. — М., 1993

2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990

3. https://www.eti-deti.ru/naprieme/41.html (анкетирование и наблюдение)

 

Приложения

 

Анкета по немат. Стимулиров. В группе

1. Какие формы нематериального стимулирования вы видите для себя (Выберите подходящие ответы)

а. привилегии; б. корпоративные мероприятия; в. Поощрения; г. моральная поддержка одногруппников;д. помощь одногруппников

2. Оцените по шкале от 1 до 5 (большое, 1меньшее), на сколько вам комфортно в группе?

1 2 3 4 5

3. В чем вам бы было интересно поучаствовать?(Выберете подходящие ответы)

а. праздники; б. выезды на природу, музеи, выставки; в. классные часы; г. совместные походы на развлекательные мероприятия(клубы, рестораны, кафе, бары); д. совместная подготовка к сессии; е. совместные походы в спортивные комплексы

4. Готовы ли вы свой выходной провести с группой?

а. всегда готова

б. нет не хочу, нет времени

в. раз в 3 месяца, но не больше

г. раз в месяц всегда рада

д.свой ответ_____________________________________

5. Что из приведенного ниже есть в вашей группе?(Выберете подходящие ответы)

а. привилегии в соответствии с занимаемой должностью

б. адаптация новичков

в. моральная поддержка

г. совместное решение учебных вопросов(проблем на учебе)

д. система поощрения

е. классные часы

ж. корпоративные мероприятия

з. профилактика заболеваний



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: