История создания пьесы «Гроза».




Новаторство А. Островского

Значение деятельности Островского точно выразил его современник И. А. Гончаров в своем письме драматургу: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

Островский принадлежит к числу великих русских писателей-классиков, но он единственный целиком посвятил себя драматическому роду. Создание национального театра Островский считал «признаком совершеннолетия нации», и он дал России национальный театр, создав репертуар поразительный по жанровому разнообразию — историческая и бытовая драма, сатирическая и народная комедия, водевиль и мелодрама, трагедия и драматическая сказка. Мир его героев чрезвычайно широк – купцы и мещане, помещики и чиновники, учителя и актеры – весь мир русской городской и поместной жизни.

Образ города

Место действия — важнейшая часть любого драматического произведения. Город у Островского строится на противоречии. С одной стороны, Калинов – старинный купеческий городок, в котором неподвижность и неизменность существования подчиняется веками существующим законам патриархальной жизни. Дом Кабановых – концентрация этого. Но не зря Островский в этой пьесе впервые вывел действие из помещения на природу: высокий берег Волги, частые грозы – не просто элемент декораций, они активно участвуют в действии. Например, на берегу Волги Катерина произнесла в первом действии свое знаменитое: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь». Калинов замкнут в себе, изолирован от внешней жизни, иногда эта жизнь вторгается в пределы Калинова через рассказы странницы Феклуши. Этот мир соединяет в себе два начала: 1) жесткий патриархальный уклад 2) природное начало, с его свободой и стихийной непредсказуемостью.

В Калинове властвует логика Дикого – домашняя тирания. В этом городе трудно выжить честному и доброму человеку, поэтому люди вынуждены подстраиваться под текущую ситуацию.

История создания пьесы «Гроза».

В 1856 и 1857 годах А. Н. Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге расширила представление драматурга о русской действительности. Прототипом города Калинова и послужили приволжские города.

Таким образом, именно путешествие по Волге положило начало работе Островского над «Грозой». Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 г. Впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера «Грозы» в Малом театре, а 2 декабря 1859 года – в Александринском театре.

Сохранились воспоминания актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской сцене, Н. В. Рыкаловой: «Александр Николаевич Островский был большой друг нашего театра… вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя, предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку».

«Гроза» была напечатана в первом номере журнала «Библиотека для чтения», а вскоре вышла отдельным изданием в 1860 году.

Пьеса стала крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни. Через год после появления Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой Уваровской премии, в то время это была высшая награда за драматическое произведение.

Критики по-разному оценивали «Грозу» и ее главную героиню. Высшую оценку пьесе дал Н. А. Добролюбов в статьях «Луч света в темном царстве» (1860) и «Темное царство» (1859).

Оценка «Грозы» Л. Толстым (из письма А. Фету): «"Гроза" Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был согласен А. Фет.

Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик Д. И. Писарев написал статьи «Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А. Добролюбову. Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и ее героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч света в темном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва».

Любопытен еще и тот факт, что долгое время считалось, что в основе сюжета пьесы лежит нашумевшее «клыковское дело».

10 ноября 1859 года в Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра ушла из дома, а затем ее тело нашли в Волге. То ли она сама бросилась в реку, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило, что девушка была выдана замуж в купеческую семью. Она с трудом уживалась с деспотичной и угрюмой свекровью, а безвольный и слабохарактерный муж не мог заступиться за свою жену. Клыкова была влюблена в местного почтового служащего.

Однако эта история никак не могла лечь в основу пьесы, поскольку «Грозу» Островский написал раньше произошедших событий. Все же совпадение удивительное!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: