Образы героев пьесы «Гроза».




Борис — племянник Дикого. Он вынужден унижаться перед своим дядей ради надежды на наследство. Однако в действительности Борис осознает, что Дикой ничего ему не отдаст, но все равно подчиняется дяде. Борис не из Калинова, он рос и воспитывался в Москве, имеет хорошее образование (Коммерческая академия). Однако он подчиняется Калинову и его нравам.

Борис безвольный, слабохарактерный, не способен взять на себя ответственность за любимую женщину. Он ведет себя эгоистично, когда отправляется на свидание с Катериной, не отдает себе отчета в том, что тем самым губит молодую замужнюю женщину. Он только мечется и кричит: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» Но силы этой у Бориса нет.

Варвара —дочь Кабанихи, сестра Тихона. Не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Ее принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она приспособилась к местным законам, научилась лгать и хитрить. Внешне живет по Домострою, подчиняется матушке, вечерами гуляет с Кудряшом, а потом и вовсе сбегает с ним. Варвара утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится.

Нравственные законы ее не слишком волнуют, она, без зазрения совести, подговаривает Катерину на свидания с Борисом.

Дикой Савел Прокофьич —богатый купец, значительное лицо города. Типичный самодур, чувствует власть над людьми и полную безнаказанность. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — объясняет Кабаниха поведение Дикого.Сердитый, грубый, вздорный, постоянно бранится. Невежественен, скуп, жаден, недоплачивает своим мужикам. Тиранит собственную семью. Но «нападает» Дикой только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор Однако осознает, что поступает неправильно. Он делится с Кабанихой, которая единственная может его разговорить: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю». Однажды Дикой даже просил, кланяясь в ноги, прощения у мужика, которого обидел в Великий пост. Но такие моменты раскаянья наступают у купца редко.

Символика имени: Диковать — дурить, буянить, блажить, возмущаться, сердиться. Отчество Прокофьевич — от Прокофий — «успевающий».

Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) —богатая купчиха, вдова, свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары. Очень сильный и властный человек. Ее отличает семейный деспотизм в сочетании с внешним благочестием. Она ходит к церковным службам, молится, принимает в доме странниц, но в то же время ей не ведомы прощение и милосердие. Она заботится о сохранении старинных, домостроевских обычаев в своей семье. По мнению Кабанихи, правильный семейный уклад держится на страхе младших перед старшими. «Страх» и «приказ» — вот главное в домашнем укладе для героини.

Но Кабаниха чувствует, что старый уклад жизни нарушается, она одна из последних его хранителей: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю».

В конце пьесы К. переживает свою «грозу»: невестка публично признается в своем грехе, сын восстает против матери на людях, Варвара сбегает их дома.

Символика имени: Марфа — владычица, госпожа. Кабан – 1) дикая свинья 2) глыба (льда)

Кулигин —мещанин, часовщик-самоучка, мечтает создать вечный двигатель (перпетуум-мобиле). Никак не может убедить купцов, что городу нужно громоотвод и солнечные часы – его идеи и бескорыстные помыслы не находят поддержки. Он добрый, честный, отличается поэтической и мечтательной натурой (восхищается природой, чувствует ее). Однако Кулигин не борется с «жестокими нравами» города, о которых сам же и говорит. Он терпит все насмешки и грубости.

Символика имени: Кулигина связывают с механиком, инженером и изобретателем 18 века Кулибиным.

Кудряш Ваня —конторщик Дикого. Веселый, бойкий, может постоять за себя. Грубиян, умеет дать отпор Дикому. «Лихой на девок», ветреный. Пытается отговорить Бориса от свиданий с замужней женщиной. Не оставляет свою возлюбленную Варвару, сбегает вместе с ней.

Тихон Кабанов — кроткий и послушный сын, безвольный, терпит унижения матери, не может защитить от ее нападок свою жену Катерину. Спасение от деспотического произвола матери ищет в пьянстве. По натуре Тихон — человек добрый, склонный к состраданию. Его образ по-своему указывает на конец патриархального уклада: Тихон уже не считает нужным в быту придерживаться старинных порядков. Но, в силу своего характера, он не может поступать, как считает нужным, и идти против матери. Его выбор – это житейские компромиссы: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Мягкость Тихона – одно из его отрицательных качеств. Именно из-за нее он не может помочь жене в ее борьбе со страстью к Борису, он не может облегчить участь Катерине и после ее публичного покаяния. Хотя сам он отнесся к измене жены мягко, не злясь на нее: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины.

Феклуша — странница. Странники, юродивые, блаженные — непременная примета купеческих домов — упоминаются Островским довольно часто (обычно как внесценические персонажи). Среди них немало попадалось праздных людей, живших за счет щедрот всегда помогавшего странникам населения. Это были люди, для которых вера была лишь предлогом, а рассуждения и рассказы о святынях и чудесах были предметом торговли, своеобразным товаром, которым они расплачивались за подаяние и приют. У Островского странники и блаженные представлены в иронических тонах.

Феклуша — важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова, который представляет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира.

Имя Феклуши стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: