Группа№14
Предмет: Право (урок №7)
Дата:12.10.2021
Раздел: Права человека
Тема урока: Права ребенка. Защита прав ребенка.
Цель урока:
1. Дать представление о значимости Конвенции о правах ребенка, ее основных принципах, связи с Всеобщей Декларацией прав человека, и другими международными документами, определяющими стандарты в области защиты прав человека, а также с Конституцией РФ.
2. Обеспечить ценностно-социальную ориентацию студентов на применение основных принципов и духа Конвенции на практике в современной России и ДНР.
3. Продолжить работу по формированию общекультурных правовых компетенций.
4. Развивать навыки учебного труда, поиск и выделение необходимой информации, умения строить речевые высказывания.
Ход урока
Актуализация знаний.
1.1. Что подразумевается под понятием права человека?
1.2. Какую роль играют права в жизни человека?
1.3. Зачем надо изучать права человека?
1.4 Право, которое должны иметь все дети?
1.5 Право, которое есть у ваших родителей, и которого нет у вас?
1.6 Кто предоставляет права человеку?
1.7 Кто защищает права ребенка?
План изложения нового материала
2.1 Необходимость прав для ребёнка.
2.2 Принятие Конвенции о правах ребёнка.
2.3 Содержание Конвенции.
Закрепление знаний
- Что понимается под правовым статусом?
- Какие группы прав вы знаете? Приведите примеры.
-Что такое правоспособность? (способность иметь права и обязанности)
- С какого возраста наступает правоспособность? (с рождения)
- А дееспособность? (способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности)
-С какого возраста наступает полная дееспособность? (в 18 лет)
- Важный вопрос в идеологии прав человека-соотношение прав и обязанностей. В чём суть демократической точки зрения? (Демократическая точка зрения выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других)
- Какие международные договоры о правах человека вы знаете?(что является ядром межд. Документов?)
(Ожидаемый ответ: Международный билль о правах человека.)
- Что он включает в себя?
Он состоит из 4 документов:
- Всеобщей декларации прав человека Принята ООН (10.12.1948г.);
- Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
(приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.);
- Факультативный протокол к последнему пакту (16.12.1966 г.);
4. Домашнее задание:
Перечислите в тетради основные права ребенка
Лекционный материал
Проблемный вопрос:
- Почему правам ребёнка уделяется такое большое внимание в современном мире?
- Почему в нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро?
Человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.
2. Сообщение об история принятии документов о правах ребёнка: Декларации прав ребёнка в 1959 г. и Конвенции о правах ребёнка. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней сформулированы 10 основных принципов, касающихся защиты, благополучия детей. Главный тезис декларации - «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Но Декларация – это рекомендация, которая не имеет обязательной силы.
В международный год ребенка (1979 г.) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
- Как вы думаете, почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять еще один документ о правах ребенка - Конвенцию?
Материал для учителя: декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Подписывая конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.
Ст. 20 право на жизнь | Ст.21 – достоинство личности охраняется государством |
Ст. 29 – свобода мысли и слова | Ст.22 – на свободу и личную неприкосновенность |
Ст. 40 – право на жилище | Ст.23 – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну |
Ст.43 – право на образование | Ст.38 – материнство и детство, семья находятся под защитой государства |
Ст.25 – неприкосновенность жилища | Ст.45 – государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. |
17.Становится полностью дееспособным. (С 18 лет).
Ребёнок — это каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста.
В XX в. международное право обратило внимание на защиту прав детей. Возникла необходимость в создании специального документа, регулирующего правовые основы защиты прав ребёнка. Таким документом стала Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г.).
Основные принципы Декларации прав ребёнка
1. Равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации (лишение равноправия, ограничение в правах) по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
2. Малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.
3. Ребёнок нуждается в любви и понимании; он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.
Изменившаяся обстановка в мире, развитие международного гуманитарного права обусловили необходимость разработки нового документа в области защиты прав детей. Таким документом явилась Конвенция о правах ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в действие на территории РФ 2 сентября 1990 г.).
Перечень всех прав ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка:
1) право на имя и на приобретение гражданства;
2) право на жизнь;
3) право на сохранение своей индивидуальности;
4) право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, его затрагивающим;
5) право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний, не нарушающих общественный порядок;
6) право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь или посягательства на неё;
7) право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если ребёнок разлучается с ними;
8) право на свободу мысли, совести, религии;
9) право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения;
10) право на уровень жизни, необходимый для его развития;
11) право на образование;
12) право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения чужого труда);
13) право на отдых и досуг.
Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребёнка, Конвенция делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов во всех сферах жизни общества и прежде всего в семье.