Тема 3. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЭПОХУ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ




КОНСПЕКТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

По дисциплине «История экономической мысли»

Автор: преподаватель СПбГУПТД А.В. Часовникова

Для студентов группы 3ШЭД1 2 семестр

ТЕМА 3. Вопросы 4 и 5.

СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ в тетради по данному материалу (выбрать главные тезисы).

Тема 3. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЭПОХУ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Вопрос 5. Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса. «Капитал» - главный труд К. Маркса.

Карл Маркс (1818 – 1883).

Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Друзья, соратники, соавторы, революционеры, авторы экономических теорий.

Учение, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом, носит название марксизм.

Возникновение марксизма как целостной теоретической системы было подготовлено следующими историческими событиями:

- завершение промышленного переворота в Западной Европе в начале XIX в., вследствие чего основой экономики стало машинное производство;

- развитие машинного производства, что обострило противоречия между капиталистом и наемным рабочим;

- теоретической подготовкой марксизма была немецкая классическая философия Гегеля и Фейербаха, английская классическая политэкономия Смита и Рикардо и теории утопического социализма Франции и Англии.

Главной задачей своего исследования К. Маркс считал выявление экономических законов функционирования капиталистического общества. Он подошел к научному исследованию очень серьезно и фундаментально, достаточно сказать, что, например, над 1-м томом своего главного труда он работал более 15 лет.

Основным и самым известным экономическим трудом К. Маркса является «Капитал» Пересказать содержание «Капитала» невозможно физически. Попытаемся понять краткое содержание каждого тома и некоторых самых важных экономических категорий и понятий Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова-5-е издание, переработанное и дополненное / Под общей редакцией А.В. Сидоровича, - М.: «Дело и сервис», 2002.

 

 

«Капитал» состоит из 4 томов.

1-й том. Исследуется процесс производства капитала в условиях свободной конкуренции.

Анализ капиталистических отношений К. Маркс начинает с товара и дает его полный анализ как экономической категории, далее он рассматривает стоимость товара и как стоимость соотносится с ценой.

После этого К. Маркс дает теорию прибавочной стоимости (стоимость, которую производит наемный рабочий, больше, чем его заработная плата), затем подробно анализирует заработную плату (реальную и номинальную), вводит в экономическую науку понятие постоянного и переменного капитала, очень четко определяет, что такое деньги (особый товар, или товар особого рода), и подробно анализирует функции денег. Специальная глава посвящена первоначальному накоплению капитала.

Во 2-м томе К. Маркс рассматривает движение капитала, его оборот и кругооборот. Очень подробно анализирует схемы простого и расширенного производства. Вводит понятия двух подразделений общественного производства: производство средств производства и производство предметов потребления, соотношение между ними.

3-й том содержит подробный (математический) анализ процесса распределения прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты. К. Маркс ввел понятие цены производства сформулировал, можно сказать, один из основных экономических законов капитализма -- равновеликие капиталы должны приносить равновеликие прибыли -- и определил экономическую аксиому капитализма-- выгодность вложения капитала определяется получением средней нормы прибыли.

4 том - особый, называется «Теории прибавочной стоимости»; в нем рассматривается история экономических концепций, дается их критический обзор.

Несколько слов о роли Энгельса. Ф. Энгельс не только помогал К. Марксу работать над «Капиталом», но и сам написал несколько известных самостоятельных работ: «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Анти-Дюринг» (1878). А после смерти К. Маркса именно Ф. Энгельс опубликовал 2-й и 3-й тома «Капитала».

 

К. Маркс и Ф. Энгельс привнесли в экономическую науку следующее:

Во-первых, разработана и доказана теория прибавочной стоимости, которая четко показывает, как наемный рабочий создает прибавочную стоимость, которую потом получает капиталист, а рабочий не получает, т. е. раскрыт механизм эксплуатации.

Во-вторых, К. Маркс открыл двойственный характер труда при капитализме: абстрактный труд(расходование человеческих сил) как труд, производящий стоимость товара, и труд конкретный (труд в конкретной профессиональной форме: металлург, сапожник и т. д.) как труд, производящий потребительную стоимость.

В-третьих, К. Маркс анализировал экономические категории последовательно, выводя одну из другой, и в результате получилось единое целое -- капиталистический способ производства.

В-четвертых, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали теорию развития человеческого общества через смену общественно-экономических формаций.

Надо отметить, что экономический аспект учения К. Маркса не вызывает больших сомнений и на сегодняшний день, более того, его разработками пользовались абсолютно все последующие экономисты (например, П. Самуэльсон считал, что марксизм настолько ценен для экономической науки, что нельзя оставлять его только марксистам).

Другое дело, те социальные выводы, которые сделали К. Маркс и Ф. Энгельс.

К ним относятся, мягко говоря, неоднозначно и по сей день.

Главное в учении К. Маркса, что он дал полную экономическую картину капиталистического общества, показал, по каким законам и как функционирует капитализм в производстве материальных благ, в их обмене и потреблении.

К. Маркс и Ф. Энгельс - последние представители классической политической экономии.

Вопрос 6. Экономические идеи социалистов-утопистов.

Социализм – теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объема прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.

Утопический социализм – течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе. Родоначальниками этого течения были К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.

Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез – «что было бы, если», «предположим, что» и т. д.

Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путем отправления писем.

Клод Анри, граф де Сен-Симон (1760 – 1825) видел смысл истории в постепенном переходе от одной формации к другой (от рабовладельческой к феодальной, а от последней к промышленной) под воздействием роста знаний и развития экономики.

Считал, что будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу (предприниматели, рабочие, ученые).

Отстаивал организованный труд, в основе которого лежит принцип: от каждого по способности, каждому по его делам.

Для создания общества будущего, с точки зрения К. А. Сен-Симона, необходимо перестроить не только материальные условия жизни, но и развивать духовные качества людей.

Шарль Фурье (1772 – 1837) считал, что для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: 4/12 – капиталу, 5/12 – труду и 3/12 – таланту. С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ш. Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества – «фалангах», располагающихся в огромных дворцах – «фаланстерах». Таким образом, состоится переход к общественной собственности в масштабах трудовых коллективов. При этом, по мнению Ш. Фурье, конкуренцию сменит соревнование, от которого будут выигрывать все.

Средства для создания и функционирования фаланг должны дать капиталисты.

Роберт Оуэн (1771 – 1858) в отличие от вышеприведенных утопистов свои теоретические воззрения осуществлял на практике.

Основным врагом общества Р. Оуэн считал частную собственность. Деньги предлагал заменить квитанциями, в которых указано количество труда, затраченного работником. По этому принципу он намеревался организовать рынок справедливого обмена.

В 1800 году Р. Оуэн стал управляющим прядильного предприятия в Нью-Ленарке (Шотландия), где и осуществил свои идеи на практике. Он постарался создать на этом предприятии так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли. Р. Оуэн приучал рабочих к организованности и порядку, сократил рабочий день до 10,5 часов. Под его руководством строились детские сады, культурный центр и т. д.

Предприятие процветало и в условиях экономического кризиса 1815 – 1816 годов, но после ухода Р. Оуэна в 1829 г. его блестящий эксперимент потерпел крах.

Социалист утопист - экономическая идея.

Словом "утопический" характеризуют идеи и представления, осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями 19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс, положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения.

Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем.

Однако представители утопического социализма не могли понять и объяснить сущности капиталистического способа производства и тех объективных условий, которые ведут к победе социализма. Они не видели и той силы, которая способна стать творцом нового общества. В пролетариате утописты видели только угнетённую массу, которой надо сочувствовать и помогать, а не великую историческую силу, которая одна только и способна своей борьбой обеспечить претворение социалистических идей в жизнь. Утописты «хотели создать счастье на земле законодательством, декларациями, без помощи самого народа (рабочих)»

Поэтому теории утопистов оставались лишь теориями, проходящими мимо пролетариата, среди массы же зрела великая мысль о том, что освобождение рабочего класса может быть делом только самого рабочего класса.

В России идеи утопического социализма выражали такие выдающиеся умы, идеологи революционного крестьянства, как Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др. Социалистические идеи великих русских революционных демократов XIX в. стояли значительно выше идей западноевропейского домарксовского социализма. Эти идеи отличались последовательной революционностью, боевым духом революционного демократизма. Революционные демократы понимали, что одной лишь мирной проповедью нельзя осуществить социалистические идеалы, что только трудящийся народ кровно заинтересован в замене старого общества новым. Однако их социализм был тоже утопическим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: