О театральной мастерской.




Итак. Что же такое «Театральная мастерская» и о чем здесь будет идти речь?

 

«Театральная мастерская» – это не театр, а скорее - «театральное движение». Мне нравится слово «движение», так как оно полностью отвечает тем задачам, решение которых были для меня первостепенными. А именно: создать платформу, которая позволит любому (любителю или профессионалу) начать движение к созданию собственного независимого театра, полностью отвечающего тем возможностям и стремлениям, которыми каждый из нас обладает.

 

Мы созданы «по образу и подобию» и, как Творцы, должны реализовываться творчески. Мастерская поможет начать творческую реализацию через театральные структуры и не только, в зависимости от предпочтений каждого.

 

Хотя речь здесь в основном идет о театральных принципах, но интегральность приобретаемого опыта, помогает развиваться как актеру, так и личности. «Ты не станешь лучше, как актер, пока не станешь лучше, как человек» - говорил мой Учитель. Развивая себя, как личность, ты совершенствуешься как актер, то есть, как человек воздействующий, работающий со зрителем.

 

Основные темы, которым здесь будет отводиться внимание: Мастерская, Внимание, Атмосфера, Органика, Слово и Персонаж. Пару слов о каждой.

 

МАСТЕРСКАЯ:

Это общая тема о направлениях, идеях и тенденциях, которые разрабатываются в «Театральной мастерской».

 

ВНИМАНИЕ:

Принципы работы с Вниманием. Внимание является мощнейшим инструментом познания себя, мира и воздействия на зрителя.

 

АТМОСФЕРА:

Что такое Атмосфера и способы работы с ней, для более глубинного проникновения и познания зрителя.

 

ОРГАНИКА:

Все связанное с «движением». Гармонизация внутреннего «импульса» и его физической реализации.

 

СЛОВО:

Все связанное со Словом, как таковым. Мы привыкли к тому, что Слово является нашим инструментом для выражения мысли. Но в Слове – Истина. Возможно, мы сами являемся инструментом Слова, то есть Истины?

 

ПЕРСОНАЖ:

Продвинутые техники по созданию Персонажа. Изменению «точки сборки».

 

 

***

Мой учитель говорил, что любой человек может сыграть одну роль. Теперь, пройдя определенный путь, я пришел к выводу, что любой человек может создать один спектакль без необходимой подготовки.

 

Я, в силу определенных причин, отдаю предпочтение и люблю работать с непрофессионалами. Современное актерское образование создает служителей театра, а творчества в «служении» мало, здесь царит ремесло. Зачем служить театру, который служит зрителю, если можно напрямую служить зрителю, освободившись от всего ненужного?

 

Театр сейчас перегружен традициями, которые не помогают актеру, а делают его общение со зрителем просто невозможным. Поэтому единственное, что зрителю остается, это восхищаться мастерством актера, но не прямым с ним общением.

 

Необходимы ли театру все те составные части (площадка, сцена, пьеса, режиссура и т.д.), которые лишают актера свободы творчества, творения?

 

Нет.

 

Возможно ли создание актером спектакля без режиссера, драматурга, художника, специализированной площадки, без обучения в учебном заведении?

Возможно.

 

Любой человек не равнодушный к театральному искусству или уже профессиональный актер, может, после небольшой подготовки, создавать спектакли и играть их не привязываясь к определенной площадке. Любое пространство для него становится сценическим, будь то сцена, клуб, квартира или просто жизнь.

 

***

Начало 90-х было тяжелым временем для театра. Зритель покинул залы, и многие актеры уходили из театра. Но сейчас, оглядываясь назад, я вспоминаю те времена с радостью. Это было время лабораторий. Мы, как слепые котята, продвигались ощупью в новое ощущение театра. Именно ощупью потому, что совершенно были лишены какой-либо информации о том, что делают наши соратники. Но ветер перемен витал в воздухе и мы не могли им надышаться.

 

Мы разрабатывали импровизационные структуры, основываясь на славянских традициях: скоморохи, юродивые, блаженные. И это была только первая ступенька в новое сценическое существование. Я проник в пространство, к которому оказался не готов. Концентрация жизни во время спектакля была настолько интенсивной и наполненной, что по сравнению с ней жизнь для меня утратила какой-либо интерес. Начался кризис, и я вынужден был на долгие годы оставить тот театр, чтобы заняться собой и привести свою жизнь к такой же интенсивности и наполненности.

 

Как говорил мой Учитель: «Ты не станешь лучше, как актер, пока не станешь лучше, как человек». Так начался почти двадцатилетний путь самосовершенствования и создания интегральной системы подготовки актера основанной на синтезе жизни и театра.

***

Нельзя сказать, что Театральная мастерская предлагает совершенно новый способ сценического существования. Театральные традиции так многообразны, что открывая какой-либо новый метод или закон, я практически всегда находил подтверждение ему в какой-нибудь театральной традиции, будь то театр Но, Кабуки, Пекинская опера, Греческий театр или театр народов Майя. Но я не занимался научными изысканиями каких-либо традиций, а двигался, полностью полагаясь на интуицию и личный опыт.

 

Иногда на объяснения некоего переживания уходили годы. Благодаря такому подходу, мне открывалась суть, объединяющая все театральные традиции. При разности театральных форм, суть всегда остается одна. И именно она влекла меня и направляла.

 

В театре существует парадокс, который лежит на поверхности, но о нем мало говорят. Именно он заставил Арто оставить театр и уехать в дикие племена, а Гротовского оставить театральные изыскания и создать «Институт человека». Парадокс заключается в том, что театр всегда стремился не к имитации жизни, а стать самой жизнью. Жизнью без масок. И шел к этому тоже парадоксально - через поиск неких форм, хотя форма – это та же самая маска.

 

Так каков же театр без масок? Театр без форм. Театр – жизнь. Возможен ли он? Ответ однозначен: ДА.

 

Театр, в котором первостепенным становится не форма, маска, а совершенно иной способ существования, способ общения со зрителем. Где грань между зрителем и актером стирается. Театр, в котором зритель и актер становятся равноценными творцами. Театр, в котором правит не маска, а искренность. Искренний театр. Театр – жизнь.

 

Театральная мастерская – это возможность приобретения нового опыта. Опыта приближения к самому себе. Познанию себя. А каким образом использовать этот опыт каждый должен решит для себя сам. Играть спектакли для себя или для людей, которые нас окружают, для зрителя. Здесь возможно все. Театр начинается там, где появляется актер. Актер, который устанавливает правила игры. Правила жизни.

 

***********************************************

 

 

Помнишь этот текст?

 

В тот период было много написано. Я был в поиске способа подачи материала. Помню, что именно этот текст вызвал агрессию и бурные споры в соц. сетях.

 

Но был и положительный момент. В то время мне удалось создать две лаборатории в Одессе и Питере. Планы были грандиозные, но… (расплывается в улыбке) реализовать их не удалось.

 

Почему?

 

Все банально. Не время. Я пытался предложить «товар», необходимость в котором еще не созрела. Есть предчувствие нового театра, но потребность по-настоящему еще не сформирована. Я всегда был на несколько шагов впереди. Поэтому постоянно наталкивался на непонимание. (расплывается в улыбке)

 

Но мы в студийной жизни прекрасно проводили время, практикуя НАСТРОЙКУ. В итоге все закончилось написанием Методички «НАСТРОЙКА». Она есть в соц. сетях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: