ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




Е. Ч. Запасник

Данная статья посвящена перспективам развития предпринимательства в сфере образования в Республике Беларусь. Представлены требования к ведению частного предпринимательства в сфере дошкольного образования., а также даны рекомендации для успешного введения бизнеса в сфере образования. Рассмотрена роль частных дошкольных учреждений на рынке образовательных услуг.

В нашей стране важнейшей частью предпринимательского сектора являются малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели.

Истоки белорусского предпринимательство в сфере образования вытекают из государственного учреждения образования «Институт бизнеса и менеджмента технологий» Белорусского государственного университета, который реализует все различные направления в бизнес-образовании.

Республика Беларусь в основном реализует предпринимательство в сфере образования по следующим направлениям:

- внешкольное воспитание и обучение;

- переподготовка и повышение квалификации;

- получение высшего управленческого образования;

- обучение по различным программам инновационной магистерской подготовки, прежде всего по МВА (Master of Business Administration) [1, с. 118].

Актуальность данной темы обусловлено тем, что на рынке образовательных услуг в настоящее время в Республике Беларусь существующий дефицит частных дошкольных учреждений, но сфера платных услуг, нужно отметить, достаточна развита на базе государственных дошкольных учреждений. Безусловно, системой образования используются инновационные формы развития, что в свою очередь привносит компетенцию, инновацию, креативность, а также новые знание в данной отрасти, новые методические подходы в образовании. Помимо всего прочего происходит развитие самой организации, а данном контексте сферы образования.

Однако нужно сказать, что на сегодняшний день проводимая государственная политика в нашей стране ориентируется не только на поддержку государственных УДО, но и учреждений дошкольного образования частной формы собственности, которая основывается на основании Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Возникает вопрос, что же такое предпринимательство в сфере образования.

Образовательное предпринимательство – это процесс, который формирует создание нового товара – знаний, применения новых возможностей активизации преподавательского состава [4].

Роль частных дошкольных учреждений на рынке образовательных услуг значима, так как данная система частных детских садов имеет ряд преимуществ: разнообразие предоставляемых образовательных услуг, меньшая наполняемость детей в группе, которая способствует индивидуальному подходу к детям дошкольного возраста, а также помимо всего прочего частный детский сад позволяет удовлетворять личные запросы родителей. Нужно заметить, что дополнительное образование в частных дошкольных учрежденьях направлено на расширение возможностей не только в физическом, психическом, но в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном развитии ребёнка дошкольного возраста. Также он получает углублении знаний, навыком и умений, что решает ряд отдельных задач в сфере дошкольного образования. Например, образовательные услуги В.П. Щетинина соотносит с «системой знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства» [4, с.15].

Несмотря на то, что на рынке образовательных услуг имеются некоторые сходство с рынком прочих товаров, однако нужно сказать, что для него характерна другая специфика. Учреждение дошкольного образования, а также частным лицом, то есть предпринимателем, может быть организована предпринимательство в сфере образования на базе учреждение дошкольного образования или в частной собственности на основании аккредитаций.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется на основании Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования не лицензируется. Во время процедуры регистрации физическим лицом представляются заявление и документ об уплате регистрационного сбора [2].

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию территории и здания учреждений дошкольного образования определены в Санитарных нормах и правилах «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8, в действующих технических кодексах установившейся практики, иных технических нормативных правовых актах. [2]. Учреждений дошкольного образования частной формы собственности должно быть максимально оснащено необходимым оборудование, мебелью, которая будет соответствовать возрастному контингенту детей, учитывая при этом гигиенические и педагогические требования оснащения материальной базы.

Налоговое законодательство определяет ряд налоговых льгот для учреждений дошкольного образования в соответствии с подпунктом 1.28 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь при внедрении и реализацию на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования. Помимо всего прочего учреждениям дошкольного образования частной формы собственности могут быть предоставлены помещения в безвозмездное пользование или значительное уменьшение размера арендной платы при применении минимальных и понижающих коэффициентов.

Незарегистрированное предпринимательство в педагогической деятельности запрещено, поэтому физические лица, действующие в нарушение законодательных актов, могут понести установленную законодательством РБ ответственность. [2].

Более подробно об предпринимательстве в сфере образования прописано в Кодексе об предпринимательство в сфере дошкольного образования в Республике Беларусь, Положение об учреждении дошкольного образования, утв. постановлением Минобразования от 25.07.2011 № 150, а также иные акты законодательства РБ регулирует создание учреждений дошкольного образования частной формы собственности. Нужно сказать, что в настоящее время частные УДО тесно взаимодействуют с местными органами власти.

Предпринимателям изъявивших желание в создании частной формы учебное оказывается своевременно помощь со стороны отдела по образованию, в том числе и информационная поддержка по вопросам реализации законодательства в сфере дошкольного образования, методическая помощь педагогическим работникам учреждений дошкольного образования частной формы собственности. [2].

Основой предпринимательского дела в образовательной среде можно выделить как поиск компромисса экономических интересов всех участников процесса и обеспечения движения услуг от производителя к потребителю.

На сегодняшний день доля частных детских садов и дошкольных центров на рынке сферы услуг в нашей стране составляет 0,08%. В Республике Беларуси функционирует одиннадцать частных дошкольных учреждений, где воспитываются 357 детей [5]. Десять частных учреждений дошкольного образования находятся в городе Минске и Минская область, ещё один частный детский сад расположен в Могилёвской области.

Нужно отметить, что около 14,4% финансовых средств в европейских странах, которые привлекаются в систему дошкольного образования, поступают в основном от частных инвесторов. Например, в Словении, Польше, Австрии, Германии, Испании, Кипре, и Исландии более 20% это средства частных инвесторов от всех затрат на дошкольное образование [5].

Общественно-консультативный совет при Минобразования во время заседания, которое проходило в сентябре 2018 года, подчёркивалась, что законодательство Республики Беларусь одной из ветвей проведения политики является развитие сети учреждений дошкольного образования частной формы собственности.

Данные привилегии предоставляют широкий круг возможностей и вариантов открытия частных платных услуг в области дошкольного образования:

Группы кратковременного пребывания. Это тип учреждений дошкольного образования частной формы собственности в котором дети дошкольного возраста пребывают от трёх с половиной часов, не включаю в свой список организацию питания и игровых площадок.

Группа утреннего пребывания воспитанников. Нужно сказать, что главной целью здесь является предоставление родителям или, в случаи их отсутствия, законным представителям воспитанников помощи как в уходе, так и в присмотре за детьми, а также в информирование родителей или законных опекунов по вопросах воспитания, обучения, сохранению жизни и здоровья детей, а также обогащение личной сферы ребёнка посредством общения, разнообразной детской деятельности в утреннее время его пребывания в учреждений дошкольного образования частной формы собственности.

Группа вечернего пребывания воспитанников. По своей структуре данный тип аналогичен предыдущему, за исключением того, что организация деятельности с ребёнком дошкольных лет будет осуществляться не в утренние часы, а в вечернее время.

Группа выходного дня. Главной целью такого типа учреждения дошкольного образования является предоставление родителям или, в случаи их отсутствия, законным представителям воспитанников помощи уходе и в присмотр за детьми в выходные дни, а также доступ к игровым зонам и обеспечение общения ребёнка со сверстниками;

Группа индивидуальной помощи семье. Данный тип УДО частной формы собственности специализируется на осуществление специалистами учреждений дошкольного образования индивидуальных и дополнительных занятиях с детьми 3-7 лет.

Группа по подготовке детей к обучению в школе. Такое учреждение дошкольного образования обеспечивает преемственность между детьми старшего дошкольного и школьного возраста, удовлетворяя запросов законных представителей по развитию индивидуальных способностей детей, их всестороннему развитию, а также создаёт условий для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Семейный детский сад. При организации данного типа нужно учесть, что семейный детский дом должен максимально приближен к типу дома или помещения, где проживает семья и несколько детей дошкольного возраста от 3 до 6-7 лет. Целью создания такого типа организации является воспитание, развитие и обучение детей в условиях, которые максимально приближаются к семейным или домашним.

Частный детский сад. Детей объединяют по группам в зависимости от возраста (вторая младшая, среднюю, старшую или как вариант разновозрастную от до 7 лет). В такой созданной группе насчитывается не более двенадцати детей. Время, которое они там проводит от 2 часов с учетом запросов родителей (по гибкому режиму).

Прогулочная группа. Главной целью предпринимателя в создании учреждений дошкольного образования частной формы собственности данного типа является создании комфортных условий для развития ребенка от 3 до 5 лет в различных видах деятельности на прогулке с учетом интересов, возможностей и потребностей самих детей, а также их социализация в коллективе сверстников и взрослых.

Гувернерская услуга. Гувернерскую услугу можно охарактеризовать как дополнительную индивидуальную услугу по уходу, воспитанию и образованию детей дошкольного возраста на дому.

Требования, которые обязательно предъявляются к открытию учреждений дошкольного образования частной формы собственности:

- заявление или запрос законных представителей ребенка;

-положительное заключение органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;

-безопасные условия жизнедеятельности, которые соответствуют требованиям, которые закреплены в Санитарных нормах и правилах «Требования для учреждений дошкольного образования» по республике Беларусь.

На базе учреждений дошкольного образования частной формы собственности реализуется учебная программа дошкольного образования. Процесс образования должен базироваться в соответствии с требованиями образовательных стандартов дошкольного образования и учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования [2].

Затраты, которые идут на содержание детей можно условно разделить на две большие группы по функциональному признаку:

- «Трудовые затраты» - это затраты на воспроизводство рабочей силы;

- «Материальные и приравненные к ним затраты» - это есть затраты, которые связанные с организацией и обеспечением учебновоспитательного процесса.

Для успешного введения частного предпринимательства нужно учесть, что в работу следующие слои общества: педагогический персонал, медицинский и административно-обслуживающий персонал, т.е. специфическая рабочая сила. Последняя не всегда присутствует в учрежденьях дошкольного образования частной формы собственности, однако она является обязательным элементом процесса воспитания детей, главная ее составляющая, заменить которую автоматикой невозможно, и в настоящий момент половина расходов падает на нее. Немаловажную роль в процессе воспроизводства рабочей силы играют расходы, связанные с социальной защитой педагогического и административно-обслуживающего персонала и аккумулированные в виде отчислений в фонд социальной защиты населения. Размеры отчислений установлены в процентах к фонду оплаты труда и представляют значительную величину в общем объеме расходов УДО, т.к. нормативы отчислений определены на уровне сферы материального производства. Следующей крупной группой расходов УДО частной формы, которое уже упоминалось выше, являются материальные и приравненные к ней затраты, которые включают «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов», «Командировки и служебные разъезды», «Оплата транспортных услуг», «Оплата услуг связи», «Оплата коммунальных услуг», «Прочие текущие расходы», «Капитальные расходы». Кроме названных текущих затрат, детские дошкольные учреждения несут определенные капитальные затраты, связанные с воспроизводством основных фондов [3, с.70].

Таким образом, в настоящее время в Республике Беларусь ориентирована на создание системы учреждений дошкольного образования частной формы собственности, которая будет включать в себя создание дошкольных учреждений различных типов и профилей, а также внедрять новые технологии обучения и развития детей дошкольного возраста с учётом не только их возрастных, но самое главное индивидуальных особенностей каждого ребенка данной возрастной категории, что послужит основой для перспективного развития предпринимательства в сфере дошкольного образования.

Список литературы:

1. Апанасович В.В. Бизнес – образование в республике Беларусь: состояние и перспективы развития / В.В. Апанасович // Веснік БДУ. – 2011. – № 3. – С. 118-121.

2. Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/aktualno/index.php – Дата доступа: 23.03.2021.

3. Сорокина, Т.В. Финансирование образования в Республике Беларусь: монография / Т.В. Сорокина, М.Е. Карпицкая, Н.А. Кузнецова, С.В. Спирина. – Гродно: ГрГУ, 2010. – С. 70.

4. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России / В.П. Щетинин // Школа. – 1997. -№3. – С. 15.

5. Экономическая газета №20 (2417) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://neg.by/novosti/otkrytj/dolya-chastnyh-sadov-na-rynke-doshkolnogo-obrazovaniya---008 – Дата доступа: 23.03.2021.

Запасник Елена Чеславовна, студентка 4 курса специальности «Дошкольное образование» педагогического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь. E-mail: alenazapasnik@inbox.ru

Научный руководитель – Бедретдинова Елена Николаевна, магистр экономических наук, старший преподаватель кафедры международного бизнеса и маркетинга факультета экономики и управления Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: