Практическое задание № 9




Комплект заданий для проведения дифференцированного зачета.

Пояснительная записка.

Данная работа направлена на выявление уровня усвоения учебного материала за семестр по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся. Задания, представленные в работе, определяют уровень сформированности следующих компетенций: языковой, социокультурной, лингвистической. Работа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Работа предполагает письменный ответ и состоит из 3-х заданий практического характера.

 

Практическое задание № 1

1.Отметить прилагательные, которые употреблены в переносном значении: бархатный голос, бархатное платье, бархатные глаза, бархатный сезон, бархатная кожа, бархатный занавес.

2.Отметить номера с речевыми ошибками:

а) Больной был госпитализирован в больницу.

б) Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

3.Выберите подходящий по смыслу синоним:

а) эффектный, эффективный (метод);

б) коренные, корневые (побеги).

 

Практическое задание № 2

1.Определите значение слов, составьте с ними словосочетания: истекший - истёкший, небо-нёбо, железка-желёзка.

2.Отметить прилагательные в сравнительной степени:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

3.Определите функции знаков препинания в предложении:

а) Я крикнул, они побежали.

б) Я крикнул - они побежали.

в) Я крикнул: они побежали.

Практическое задание № 3

1.В каком предложении устаревшее слово «ныне» используется неуместно?

а) Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам….

б) А воз и ныне там.

в) Ныне в университете был день открытых дверей.

2.В каком предложении речевая ошибка? Исправьте.

а) В том году сильные морозы начались в начале января.

б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

3.Определить виды омонимов: течь – течь; лук – луг; ве́рхом – верхо́м; плот – плод.

 

Практическое задание № 4

1.Какая особенность русского ударения использована в словах:

ви́дение - виде́ние, про́пасть - пропа́сть, бе́гом - бего́м.

2. Найдите неправильный ответ:

К среднему роду относятся:

время, городишко, дитя, умишко, солнышко, пепелище.

3.Объяснить значение новых фразеологизмов: детский сад, каменный век, пожарная команда.

 

Практическое задание № 5

1. Раскрыть лексическое значение слов. Какое из них имеет значение: «сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг чего - либо»: кураж, мираж, ажиотаж, антураж.

2. Определить стиль речи, указать признаки различных стилей:

а) Град – атмосферный осадок в виде небольших ледяных шариков.

б) – А дождь-то, видать, с грозой. Под укрытие пора.

- Да, ничего.

- Ничего. Град – то голову тебе враз обмолотит.

в) Дождь был холодный, заставил удирать к лесной полосе. Не успели мы отдышаться в сыром кленовом полумраке, из дождя начали выпадать градины. Сначала они были маленькие, матовые, потом покрупнее.

3. Найти ошибки в согласовании прилагательного с существительным:

черный вуаль, красивая тюль, болезненный мозоль, справедливое жюри,

любимое дитя.

Практическое задание № 6

1.Заменить архаизмы современными словами: виктория, страж, десница.

2.Отметьте предложения, в которых неверно согласовано прилагательное с существительным:

а) У стены стоит черный рояль.

б) В зале сидит компетентный жюри.

в) Мама чисто прибрала в комнате, на окна повесила красивую тюль.

г) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.

3.Вычеркнуть в ряду фразеологизмов один, не являющийся синонимом:

а) терять голову; сходить с ума; без царя в голове;

б) от корки до корки; вдоль и поперек; терять голову.

 

Практическое задание № 7

1.Найти омоформы:

а) посветить (свечой) – посвятить (роман);

б) семью (семь) – семью (содержать);

в) вы ли – выли;

г) плач – плачь.

2.Восстановите паронимические пары: болотный - …; каменистый - …; удачливый - …

3.Раскрыть смысл фразеологизмов, составить словосочетания: поставить на ноги; поймать на слове; сесть в лужу; тянуть за язык.

 

Практическое задание № 8

1.Из приведенных слов составить синонимические ряды: высокомерный, надменный, равнодушный, бесчувственный, докучный, робкий, гордый, страстный, боязливый, трусливый, безучастный, назойливый, несмелый, навязчивый, заносчивый.

2.Образовать форму единственного числа существительного: туфли, босоножки, погоны, чучела, клипсы.

3. Заменить цифры словами:

а) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в рейс.

б) Город с 4675 жителями.

 

Практическое задание № 9

1.Определить виды омонимов: ку́рица – кури́тся, плот – плод, попугай – попугай, лесть – лезть.

2.Образовать множественное число от существительного: курица, учитель, выбор, крестьянство, темнота.

3.Исправить ошибки, связанные с управлением:

а) Уделить внимание на здоровье.

б) Заведующий больницы встретил нас «прохладно».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: