Комплект заданий для проведения дифференцированного зачета.
Пояснительная записка.
Данная работа направлена на выявление уровня усвоения учебного материала за семестр по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся. Задания, представленные в работе, определяют уровень сформированности следующих компетенций: языковой, социокультурной, лингвистической. Работа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Работа предполагает письменный ответ и состоит из 3-х заданий практического характера.
Практическое задание № 1
1.Отметить прилагательные, которые употреблены в переносном значении: бархатный голос, бархатное платье, бархатные глаза, бархатный сезон, бархатная кожа, бархатный занавес.
2.Отметить номера с речевыми ошибками:
а) Больной был госпитализирован в больницу.
б) Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.
3.Выберите подходящий по смыслу синоним:
а) эффектный, эффективный (метод);
б) коренные, корневые (побеги).
Практическое задание № 2
1.Определите значение слов, составьте с ними словосочетания: истекший - истёкший, небо-нёбо, железка-желёзка.
2.Отметить прилагательные в сравнительной степени:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
3.Определите функции знаков препинания в предложении:
а) Я крикнул, они побежали.
б) Я крикнул - они побежали.
в) Я крикнул: они побежали.
Практическое задание № 3
1.В каком предложении устаревшее слово «ныне» используется неуместно?
а) Как ныне сбирается вещий Олег
|
Отмстить неразумным хазарам….
б) А воз и ныне там.
в) Ныне в университете был день открытых дверей.
2.В каком предложении речевая ошибка? Исправьте.
а) В том году сильные морозы начались в начале января.
б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.
3.Определить виды омонимов: течь – течь; лук – луг; ве́рхом – верхо́м; плот – плод.
Практическое задание № 4
1.Какая особенность русского ударения использована в словах:
ви́дение - виде́ние, про́пасть - пропа́сть, бе́гом - бего́м.
2. Найдите неправильный ответ:
К среднему роду относятся:
время, городишко, дитя, умишко, солнышко, пепелище.
3.Объяснить значение новых фразеологизмов: детский сад, каменный век, пожарная команда.
Практическое задание № 5
1. Раскрыть лексическое значение слов. Какое из них имеет значение: «сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг чего - либо»: кураж, мираж, ажиотаж, антураж.
2. Определить стиль речи, указать признаки различных стилей:
а) Град – атмосферный осадок в виде небольших ледяных шариков.
б) – А дождь-то, видать, с грозой. Под укрытие пора.
- Да, ничего.
- Ничего. Град – то голову тебе враз обмолотит.
в) Дождь был холодный, заставил удирать к лесной полосе. Не успели мы отдышаться в сыром кленовом полумраке, из дождя начали выпадать градины. Сначала они были маленькие, матовые, потом покрупнее.
3. Найти ошибки в согласовании прилагательного с существительным:
черный вуаль, красивая тюль, болезненный мозоль, справедливое жюри,
любимое дитя.
Практическое задание № 6
|
1.Заменить архаизмы современными словами: виктория, страж, десница.
2.Отметьте предложения, в которых неверно согласовано прилагательное с существительным:
а) У стены стоит черный рояль.
б) В зале сидит компетентный жюри.
в) Мама чисто прибрала в комнате, на окна повесила красивую тюль.
г) Друг пригласил меня на чашечку черного кофе.
3.Вычеркнуть в ряду фразеологизмов один, не являющийся синонимом:
а) терять голову; сходить с ума; без царя в голове;
б) от корки до корки; вдоль и поперек; терять голову.
Практическое задание № 7
1.Найти омоформы:
а) посветить (свечой) – посвятить (роман);
б) семью (семь) – семью (содержать);
в) вы ли – выли;
г) плач – плачь.
2.Восстановите паронимические пары: болотный - …; каменистый - …; удачливый - …
3.Раскрыть смысл фразеологизмов, составить словосочетания: поставить на ноги; поймать на слове; сесть в лужу; тянуть за язык.
Практическое задание № 8
1.Из приведенных слов составить синонимические ряды: высокомерный, надменный, равнодушный, бесчувственный, докучный, робкий, гордый, страстный, боязливый, трусливый, безучастный, назойливый, несмелый, навязчивый, заносчивый.
2.Образовать форму единственного числа существительного: туфли, босоножки, погоны, чучела, клипсы.
3. Заменить цифры словами:
а) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в рейс.
б) Город с 4675 жителями.
Практическое задание № 9
1.Определить виды омонимов: ку́рица – кури́тся, плот – плод, попугай – попугай, лесть – лезть.
2.Образовать множественное число от существительного: курица, учитель, выбор, крестьянство, темнота.
3.Исправить ошибки, связанные с управлением:
а) Уделить внимание на здоровье.
б) Заведующий больницы встретил нас «прохладно».