Роль дополнительного образования детей в развитии российского общества




I. Роль дополнительного образования детей

в развитии российского общества

Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом

качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под "дополнительным"

понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного

образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и

творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально,

профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного

образования детей являются:

- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной

области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения,

педагога;

- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы,

склонности и потребности ребенка;

- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий

развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и

самоопределению;

- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для

каждого;

- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр

возможностей в самоопределении;

- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в

границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности,

области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и

стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1847-р

министерством совместно с другими заинтересованными федеральными органами

исполнительной власти разработана и утверждена Межведомственная программа развития

системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая

составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском

обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со

стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе

воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной

доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития

образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010

года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как

одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов

личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации

(далее - Концепция) разработана в целях дальнейшего развития системы на период до

2010 года и взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической

политики Правительства Российской Федерации.

1.1. Дополнительное образование детей

и тенденции образовательной политики в России

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в

парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую,

воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными

социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей

обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической,

спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-

патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой

образовательной деятельности.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере

образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие

тенденции мирового развития, что обусловливает необходимость существенных

изменений в дополнительном образовании детей:

- совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной

обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному

воспроизводству знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их

творческих способностей, включению в социально полезную деятельность,

профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и

самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного

сознания, организации содержательного досуга и занятости;

- развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения доступного и

качественного образования, необходимого для обеспечения конкурентоспособности

молодых людей в условиях рыночной экономики;

- создание условий сохранения единого образовательного пространства во

взаимодействии дополнительного образования детей с различными уровнями

образования;

- развитие нормативной правовой базы, приведение ее в соответствие с изменениями

в российском законодательстве;

- разработка образовательных программ нового поколения, направленных на

развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

- сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального

уровня с учетом современных требований;

- укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений

дополнительного образования.

1.2. Новые социальные требования к дополнительному

образованию детей

Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы:

гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика

сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является

добровольный выбор ребенком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по

интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так

как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса

разнообразные познавательные интересы личности.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные "стартовые"

возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей

и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым

обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать

организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей

для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона,

муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования

детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять

координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции

поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.

1.3. Состояние российской системы дополнительного

образования детей и необходимость ее совершенствования

По состоянию на 1 января 2004 г. в Российской Федерации насчитывается 18 тыс.

образовательных учреждений дополнительного образования детей различной

ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тысячи, системе

культуры - 5,8 тысячи, системе спорта - 1,1 тысячи, общественных организаций - более 2

тысяч. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7% от общего

числа обучающихся).

Дополнительное образование детей, по сути, является практико-ориентированным.

Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, "мастерами

своего дела", что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и

в конечном счете - результативность. Дополнительное образование детей - это "зона

ближайшего развития" личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью

взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы

позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития

социального творчества, формирования социальных компетенций. Система

дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и

выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей.

Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются

долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства,

кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного

развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются

социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы

работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием

этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической

культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение

квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на

социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

1.4. Цели и основные задачи модернизации

дополнительного образования детей

Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий

и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в

Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и

эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших

традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным

направлениям образовательной деятельности.

На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:

- совершенствование законодательной базы в части дополнительного образования

детей, приведение нормативного правового обеспечения системы в соответствие с

российским законодательством;

- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей

получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и

качества дополнительного образования детей;

- сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности

содержания основного и дополнительного образования детей;

- сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования

детей;

- совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий

дополнительного образования детей;

- создание и развитие новых информационных технологий, включающих

телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях

дополнительного образования детей;

- совершенствование системы государственной аттестации и аккредитации

учреждений дополнительного образования детей;

- гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-

техническое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей;

- разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения дополнительного

образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ;

- повышение социального статуса и профессионального совершенствования

педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей,

поддержка Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце

отдаю детям";

- разработка социально-экономических мер нормативного правового регулирования

привлечения внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;

- развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-

общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами

образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса

- обучающихся, педагогов, родителей.

II. Основные направления модернизации

системы дополнительного образования детей

2.1. Обеспечение государственных гарантий

доступности дополнительного образования детей

Конституция РФ гарантирует права граждан на образование. Правительство РФ

осуществляет меры по их реализации, в том числе и в дополнительном образовании детей.

В их числе:

- создание условий для творческого развития личностных потребностей детей в

образовании;

- сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования детей, равного

доступа детей к дополнительному образованию;

- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей,

развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;

- разработка механизма внеконкурсного поступления в вузы обучающихся -

победителей всероссийских конкурсов и соревнований;

- создание единого информационного поля в системе дополнительного образования

детей, мониторинг состояния системы дополнительного образования детей;

- расширение взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках

реализации профильного обучения;

- обеспечение сельским детям равных возможностей в получении дополнительного

образования, создание на базе сельских школ детских творческих объединений различной

направленности, внедрение новейших информационных технологий для дистанционного

обучения и реализации коллективных телекоммуникационных проектов;

- расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с

ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки

детей "группы риска" через развитие клубных объединений по месту жительства,

программы каникулярного отдыха и занятости в системе дополнительного образования

детей.

2.2. Создание условий для повышения качества

дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично. В каникулярный

период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые

отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся.

Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для

развития личности условиях. Для создания необходимых условий достижения

современного качества дополнительного образования детей предусматривается:

- обновление содержания на основе разработки научных основ организации

образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей;

- регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных

программ;

- экспертиза программно-методического обеспечения, разработка программ нового

поколения и их экспериментальная проверка;

- активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ,

предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста;

- создание и функционирование федеральных экспериментальных площадок по

отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования

детей;

- разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору за курс основной

средней школы итогов реализации программ дополнительного образования детей

соответствующей направленности;

- развитие методической службы учреждений дополнительного образования детей;

- разработка программы "Основные направления информатизации системы

дополнительного образования детей";

- обеспечение государственной поддержки и развития одаренных детей.

2.3. Создание условий для повышения

качества профессиональной подготовки педагогов

дополнительного образования детей

Профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной

работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.

Современный педагог дополнительного образования должен быть прежде всего

направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью,

стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями,

достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением

использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы,

инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации

и анализа.

В учреждениях дополнительного образования детей сегодня работает около 440 тыс.

руководящих и педагогических кадров, в том числе в системе образования - около 300

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: