I. Роль дополнительного образования детей
в развитии российского общества
Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом
качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под "дополнительным"
понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного
образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и
творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально,
профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного
образования детей являются:
- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной
области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения,
педагога;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы,
склонности и потребности ребенка;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий
развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и
самоопределению;
- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для
каждого;
- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр
возможностей в самоопределении;
- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в
границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности,
области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и
стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
|
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1847-р
министерством совместно с другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти разработана и утверждена Межведомственная программа развития
системы дополнительного образования детей.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском
обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со
стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе
воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной
доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития
образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010
года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как
одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов
личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации
(далее - Концепция) разработана в целях дальнейшего развития системы на период до
2010 года и взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации.
1.1. Дополнительное образование детей
и тенденции образовательной политики в России
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в
|
парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую,
воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.
Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными
социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей
обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической,
спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-
патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой
образовательной деятельности.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере
образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие
тенденции мирового развития, что обусловливает необходимость существенных
изменений в дополнительном образовании детей:
- совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной
обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному
воспроизводству знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их
творческих способностей, включению в социально полезную деятельность,
профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и
самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного
сознания, организации содержательного досуга и занятости;
- развитие межведомственного сотрудничества в целях обеспечения доступного и
качественного образования, необходимого для обеспечения конкурентоспособности
|
молодых людей в условиях рыночной экономики;
- создание условий сохранения единого образовательного пространства во
взаимодействии дополнительного образования детей с различными уровнями
образования;
- развитие нормативной правовой базы, приведение ее в соответствие с изменениями
в российском законодательстве;
- разработка образовательных программ нового поколения, направленных на
развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
- сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального
уровня с учетом современных требований;
- укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений
дополнительного образования.
1.2. Новые социальные требования к дополнительному
образованию детей
Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы:
гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика
сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является
добровольный выбор ребенком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по
интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так
как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса
разнообразные познавательные интересы личности.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные "стартовые"
возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей
и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым
обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.
Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать
организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей
для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона,
муниципалитета, региона. Государственные учреждения дополнительного образования
детей (федеральные, республиканские, краевые, областные) должны осуществлять
координирующие, информационно-организационные, программно-методические функции
поддержки развития дополнительного образования детей на уровне субъекта.
1.3. Состояние российской системы дополнительного
образования детей и необходимость ее совершенствования
По состоянию на 1 января 2004 г. в Российской Федерации насчитывается 18 тыс.
образовательных учреждений дополнительного образования детей различной
ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тысячи, системе
культуры - 5,8 тысячи, системе спорта - 1,1 тысячи, общественных организаций - более 2
тысяч. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7% от общего
числа обучающихся).
Дополнительное образование детей, по сути, является практико-ориентированным.
Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, "мастерами
своего дела", что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и
в конечном счете - результативность. Дополнительное образование детей - это "зона
ближайшего развития" личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью
взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы
позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития
социального творчества, формирования социальных компетенций. Система
дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и
выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей.
Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются
долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства,
кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного
развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются
социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы
работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием
этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической
культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение
квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на
социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
1.4. Цели и основные задачи модернизации
дополнительного образования детей
Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий
и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в
Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и
эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших
традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным
направлениям образовательной деятельности.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- совершенствование законодательной базы в части дополнительного образования
детей, приведение нормативного правового обеспечения системы в соответствие с
российским законодательством;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей;
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей
получения обучающимися дополнительного образования, достижение эффективности и
качества дополнительного образования детей;
- сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности
содержания основного и дополнительного образования детей;
- сохранение межведомственного характера системы дополнительного образования
детей;
- совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий
дополнительного образования детей;
- создание и развитие новых информационных технологий, включающих
телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях
дополнительного образования детей;
- совершенствование системы государственной аттестации и аккредитации
учреждений дополнительного образования детей;
- гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-
техническое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения дополнительного
образования детей в соответствии с направленностью образовательных программ;
- повышение социального статуса и профессионального совершенствования
педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей,
поддержка Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце
отдаю детям";
- разработка социально-экономических мер нормативного правового регулирования
привлечения внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;
- развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-
общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса
- обучающихся, педагогов, родителей.
II. Основные направления модернизации
системы дополнительного образования детей
2.1. Обеспечение государственных гарантий
доступности дополнительного образования детей
Конституция РФ гарантирует права граждан на образование. Правительство РФ
осуществляет меры по их реализации, в том числе и в дополнительном образовании детей.
В их числе:
- создание условий для творческого развития личностных потребностей детей в
образовании;
- сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования детей, равного
доступа детей к дополнительному образованию;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей,
развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;
- разработка механизма внеконкурсного поступления в вузы обучающихся -
победителей всероссийских конкурсов и соревнований;
- создание единого информационного поля в системе дополнительного образования
детей, мониторинг состояния системы дополнительного образования детей;
- расширение взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках
реализации профильного обучения;
- обеспечение сельским детям равных возможностей в получении дополнительного
образования, создание на базе сельских школ детских творческих объединений различной
направленности, внедрение новейших информационных технологий для дистанционного
обучения и реализации коллективных телекоммуникационных проектов;
- расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки
детей "группы риска" через развитие клубных объединений по месту жительства,
программы каникулярного отдыха и занятости в системе дополнительного образования
детей.
2.2. Создание условий для повышения качества
дополнительного образования детей
Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично. В каникулярный
период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые
отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность обучающихся.
Дополнительное образование детей должно проходить в максимально комфортных для
развития личности условиях. Для создания необходимых условий достижения
современного качества дополнительного образования детей предусматривается:
- обновление содержания на основе разработки научных основ организации
образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей;
- регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских образовательных
программ;
- экспертиза программно-методического обеспечения, разработка программ нового
поколения и их экспериментальная проверка;
- активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ,
предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста;
- создание и функционирование федеральных экспериментальных площадок по
отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования
детей;
- разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору за курс основной
средней школы итогов реализации программ дополнительного образования детей
соответствующей направленности;
- развитие методической службы учреждений дополнительного образования детей;
- разработка программы "Основные направления информатизации системы
дополнительного образования детей";
- обеспечение государственной поддержки и развития одаренных детей.
2.3. Создание условий для повышения
качества профессиональной подготовки педагогов
дополнительного образования детей
Профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной
работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.
Современный педагог дополнительного образования должен быть прежде всего
направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью,
стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями,
достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением
использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы,
инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации
и анализа.
В учреждениях дополнительного образования детей сегодня работает около 440 тыс.
руководящих и педагогических кадров, в том числе в системе образования - около 300