Структура программы
Обоснование необходимости рассмотрения системы дополнительного
образования детей как института инфраструктуры детства.
Оценка уровня социально-экономической эффективности института
дополнительного образования детей в социальной инфраструктуре детства.
Приоритеты развития дополнительного образования детей по переходу в
новое качественное состояние системы. Роль ФЦПРО в расширении прав
участия детей в реализации Национальной стратегии действий в интересах
детей.
Условия реализации программы.
Основные направления реализации программы.
Управление реализацией программы.
Ресурсное обеспечение.
Механизмы реализации программы.
Система мероприятий программы.
Ожидаемые результаты программы, показатели и индикаторы реализации
программы.
Социально-экономическая эффективность инновационного развития
программы.
Цель программы
Создание условий для разработки стратегии, тактики дополнительного
образования детей, направленных на:
изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся
условиям жизни;
успешную социализацию детей;
формирование готовности к самостоятельному гражданскому,
нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации;
проявление социальной ответственности, осознанного жизненного
самоопределения и выбора профессии.
Обоснование необходимости рассмотрения системы дополнительного
образования детей как института инфраструктуры детства.
Программа развития дополнительного образования детей в РФ
представляет собой документ, в котором излагаются основные положения, цели,
содержание и порядок деятельности по переходу дополнительного образования
|
детей в новое качественное состояние, спектр профилей и направлений которого
формируют запросы дети, родителей (законные представители), представители
общественных объединений, сферы бизнеса - социальные партнѐры учреждений
дополнительного образования детей. Развитие системы учреждений
дополнительного образования, направленных на привлечение учащихся,
имеющих проблемы со здоровьем, детей-инвалидов, одаренных школьников,
детей мигрантов к систематическим занятиям физической культурой и спортом,
музыкальной, художественно-эстетической, естественно-научной и технической
деятельностью. Программа развития системы ДОД РФ должна стать
руководством к действию на всех уровнях управления образованием:
федеральном, региональном, муниципальном, уровне конкретного учреждения.
Начиная с последней трети XX века, в условиях появления новых каналов и
источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым
информационным сегментам современного мира все отчетливее проявляет себя
тенденция утраты монополии школы на формирование знаний, навыков и
образцов поведения. Усиливается заинтересованность семей в услугах и
консультационных сервисах за рамками традиционных образовательных
институтов, растет объем расходов домохозяйств в данной сфере.
Потенциал сферы дополнительного образования детей становится
предметом исследований и привлекает внимание политиков. В ряде стран мира
разрабатываются и реализуются национальные программы развития
|
внешкольного образования. Данные программы рассматриваются как важный элемент повышения общего качества образования и решения проблем
социализации детей и молодежи.
Задачи использования потенциала сферы дополнительного образования в
формировании навыков 21 века, поддержке одаренных детей, корреспондируют с
задачами Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов.
Особенно отмечается значение сферы дополнительного образования для
преодоления неравенства доступа к качественному образованию. В этом плане
вопросы развития сферы образования непосредственно относятся к сфере
политике государства в области защиты прав и интересов детей, что связывает
Программу с Концепцией демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 года, Национальной стратегией действия в интересах детей.
Есть основания говорить о растущей конкуренции в «освоении»
ресурсов сферы дополнительного образования детей. Сфера дополнительного
образования является сегодня одним из наиболее активно развивающихся рынков
«новой экономики» с растущим объемом инвестиций со стороны частного
сектора.
В условиях глобализации все более актуальным становится вопрос о
глобальной конкуренции государства, корпораций, общественных институтов за
инструменты влияния на сознание и идентичность детей и молодежи. В этом
аспекте вопросы развития дополнительного образования детей соотносятся с
вопросами обеспечения национальных интересов и национальной безопасности
Российской Федерации.
|
Дополнительное образование детей является сферой высокого уровня
инновационной активности, что позволяет рассматривать ее как одну из
приоритетных сфер инновационного развития России и рассматривать в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года.
В советский период система внешкольного образования создавалась и
развивалась для решения актуальных для определенного этапа государственных
задач (развитие промышленности - юные техники, развитие авиации - юные
летчики, развитие сельского хозяйства - юннаты и т.д.), занимало определѐнное
место в системе воспроизводства и развития человеческого капитала.
При этом специфика подхода государства заключалась в поиске опоры для
своего общественно-политического заказа в потребностях подростков и
государства, поддержке и продвижении инициатив снизу.
С 1970-1980 гг. система ДОД утратила указанную роль, осталась без заказа
и ясного видения своего места и перспектив развития.
В этой ситуации значительная часть учреждений дополнительного
образования оказалась не готова выстроить свою работу с ориентацией на заказ
потребителей (семей, детей), как в силу сформировавшихся (патерналистских)
установок, так и в силу отсутствия у управленческих кадров необходимых
компетенций в области маркетинга.
Это оказало негативное влияние на сами учреждения, на интересы
потребителей и, в конечном итоге, на интересы государства.