Тенор в современном вокале




Типы певческих голосов.

Диагностика голоса (бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано) является очень ответственной и нелегкой задачей, кото­рая в вокальной практике решается на основа­нии учета ряда акустических признаков опре­деляемого голоса. Этими признаками счита­ются: диапазон голоса, его тембр, область примарного тона, выдерживание тесситуры и каче­ство звучания верхних нот в диапазоне голоса.

Диапазон − это количество тонов, которое дает голос. Определяется диапазон пределом возможных изменений голоса по высоте. С воз­растом диапазон постепенно увеличивается. У разных людей голос может изменяться по высо­те приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4-6 то­нов. Певческий голос взрослого в среднем дает две октавы.

При разговоре о диа­пазоне часто употребляется термин тесситура. Под тесситурой понимается та часть диапазона певца, которая наиболее часто используется в данном вокальном произведении. В связи с этим вокальное произведение для любого голо­са может быть в высокой, средней и низкой тес­ситуре.

Например, тембр определяемого голоса явно теноровый, а диапазон его лишен верхних нот, которыми должен был бы обладать тенор. Верх­няя часть тесситуры певцом выдерживается с трудом, а переходные ноты в диапазоне распо­лагаются ниже, чем это обычно наблюдается у теноров. Таким образом, в голосе певца име­ются акустические признаки тенора и бари­тона.

При определении характера голоса у таких лиц вокальные педагоги попадают в затрудни­тельное положение и вынуждены обратиться за советом к фониатрам, зная, что у них имеются анатомические показатели, которые могут быть использованы как дополнительные критерии для диагностирования типа голоса.

Характеризуя фонацию, необходимо всег­да принимать во внимание телосложение, стро­ение твердого нёба, а также тембр голоса.

По исследованиям и наблюдениям некото­рых педагогов, у большинства певцов обнаружи­вается связь между типом певческого голоса и особенностями анатомического строения следу­ющих органов, входящих в состав голосового аппарата: твердого нёба, гортани в целом и ис­тинных голосовых связок, в частности, трахеи.

Наибольшее значение при определении вида певческого голоса совершенно обоснованно при­дается учету особенностей строения гортани в целом и истинных голосовых связок в част­ности.

Длина голосовых связок является одним из основных моментов, определяющих вид голоса, однако она не может быть единственным приз­наком, на котором может быть основана квали­фикация голосов.

Границами диапазонов для различных типов певческих голосов являются:

1) тенор: «ДО» малой октавы − «ДО» второй октавы;

2) баритон: «ЛЯ» большой октавы − «ЛЯ» первой октавы;

3) бас: «ФА» большой октавы − «ФА» пер­вой октавы.

 

Наиболее популярный среди мужских голосов тип – тенор. Это высокий голос, самый высокий тип из существующих. Однако он тоже делится на различные подтипы и имеет свои особенности.

Тенор - название для классического мужского голоса, называть тенором поп- или рок-певца - не совсем верно.

Во-первых, классические вокальные произведения, которые написаны для исполнения их именно певцом тенором, не выходят за рамки названного диапазона,

во-вторых, в классике не используется чистый мужской головной голос (основанный на фальцетном регистре), поэтому тенор и ограничен До второй октавы,

в-третьих, классическая вокальная техника (нельзя об этом забывать) отличается своими особенностями.

Каким бывает тенор

Существует следующая градация:

• контр-тенор (или тенор-альтино) - самый высокий голос, использующий в полной мере «головную» часть, тонкий мальчишеский голос, не исчезнувший в период мутации, а сохранившийся, наряду с более низким грудным, мужским тембром. Поэтому такие голоса очень редки, они, в определенном смысле, «ошибка» природы. Этот высокий мужской голос очень напоминает женский: (пример) Эрик Курмангалиев «Ария Далилы»

• легкий тенор - наиболее высокий голос, который, тем не менее, имеет полновесный грудной тембр, который, хотя и звучит очень легко и воздушно, тем не менее, отличается от женского: (пример) С. Лемешев «Скажите девушки подружке вашей»

• лирико-драматический тенор – более насыщенный, более плотный и обертональный тембр, сравните его звучание с легким тенором, исполняющим ту же песню: (пример) Марио Ланца «Гранада»

• драматический тенор – самый низкий из семейства теноров, уже близкий по тембру к баритону, его отличает мощность звучания, поэтому для такого голоса написаны партии многих главных героев оперных спектаклей: Отелло, Радомес, Каварадосси, Каллаф... И Герман в «Пиковой даме» - тоже он (пример) В.Атлантов «Ария Германа»

За исключением тенора-альтино, остальные отличаются друг от друга не своим диапазоном, а своим тембром, или, как его еще называют, «краской голоса». То есть, тембр, а не диапазон, является основной характеристикой, которая позволяет отнести мужские голоса и тенор, в том числе, к тому или иному типу и подтипу.

Тенор в современном вокале

Современный хороший, качественный мужской вокал вовсе не определяется обязательно высоким типом голоса. Он определяется его развитостью, индивидуальными отличительными чертами. (пример: Сергей Пенкин «Feelings» Сергей Пенкин – баритон). В характеристике «тенор» для современного вокалиста много вредного. Сама характеристика ставит рамки, а рамки всегда мешают.

Пример L. Pavarotti «O sole mio»

Пример M. Jeckson «Billie Jean»

Не в типе голоса дело, а в его развитости. Например, рок-вокалист, имея баритональную окраску, обладает очень развитым голосом. Его не смущает, что он – баритон, он поет так, как чувствует эту песню.

Баритон наиболее распространенный тип мужского голоса. Тип голоса – отражение очень сложных физиологических процессов, происходящих в организме в период его взросления. Поэтому до сих пор наука не может однозначно определить все факторы, от которых зависит, каким будет голос мальчика, когда он станет мужчиной.

Одним из самых важных и значимых является генетический механизм, приводящий к росту в пубертатный период гортани и всего того, что находится внутри нее. В первую очередь это касается размера и массивности голосовых связок. Чем они больше, тем тип голоса – ниже. Причем корреляция размера гортани с массой самого человека отсутствует. Субтильный молодой человек может петь басом, а грузный вокалист – быть прекрасным тенором.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: