Типы певческих голосов.
Диагностика голоса (бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано) является очень ответственной и нелегкой задачей, которая в вокальной практике решается на основании учета ряда акустических признаков определяемого голоса. Этими признаками считаются: диапазон голоса, его тембр, область примарного тона, выдерживание тесситуры и качество звучания верхних нот в диапазоне голоса.
Диапазон − это количество тонов, которое дает голос. Определяется диапазон пределом возможных изменений голоса по высоте. С возрастом диапазон постепенно увеличивается. У разных людей голос может изменяться по высоте приблизительно в пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4-6 тонов. Певческий голос взрослого в среднем дает две октавы.
При разговоре о диапазоне часто употребляется термин тесситура. Под тесситурой понимается та часть диапазона певца, которая наиболее часто используется в данном вокальном произведении. В связи с этим вокальное произведение для любого голоса может быть в высокой, средней и низкой тесситуре.
Например, тембр определяемого голоса явно теноровый, а диапазон его лишен верхних нот, которыми должен был бы обладать тенор. Верхняя часть тесситуры певцом выдерживается с трудом, а переходные ноты в диапазоне располагаются ниже, чем это обычно наблюдается у теноров. Таким образом, в голосе певца имеются акустические признаки тенора и баритона.
При определении характера голоса у таких лиц вокальные педагоги попадают в затруднительное положение и вынуждены обратиться за советом к фониатрам, зная, что у них имеются анатомические показатели, которые могут быть использованы как дополнительные критерии для диагностирования типа голоса.
|
Характеризуя фонацию, необходимо всегда принимать во внимание телосложение, строение твердого нёба, а также тембр голоса.
По исследованиям и наблюдениям некоторых педагогов, у большинства певцов обнаруживается связь между типом певческого голоса и особенностями анатомического строения следующих органов, входящих в состав голосового аппарата: твердого нёба, гортани в целом и истинных голосовых связок, в частности, трахеи.
Наибольшее значение при определении вида певческого голоса совершенно обоснованно придается учету особенностей строения гортани в целом и истинных голосовых связок в частности.
Длина голосовых связок является одним из основных моментов, определяющих вид голоса, однако она не может быть единственным признаком, на котором может быть основана квалификация голосов.
Границами диапазонов для различных типов певческих голосов являются:
1) тенор: «ДО» малой октавы − «ДО» второй октавы;
2) баритон: «ЛЯ» большой октавы − «ЛЯ» первой октавы;
3) бас: «ФА» большой октавы − «ФА» первой октавы.
Наиболее популярный среди мужских голосов тип – тенор. Это высокий голос, самый высокий тип из существующих. Однако он тоже делится на различные подтипы и имеет свои особенности.
Тенор - название для классического мужского голоса, называть тенором поп- или рок-певца - не совсем верно.
Во-первых, классические вокальные произведения, которые написаны для исполнения их именно певцом тенором, не выходят за рамки названного диапазона,
|
во-вторых, в классике не используется чистый мужской головной голос (основанный на фальцетном регистре), поэтому тенор и ограничен До второй октавы,
в-третьих, классическая вокальная техника (нельзя об этом забывать) отличается своими особенностями.
Каким бывает тенор
Существует следующая градация:
• контр-тенор (или тенор-альтино) - самый высокий голос, использующий в полной мере «головную» часть, тонкий мальчишеский голос, не исчезнувший в период мутации, а сохранившийся, наряду с более низким грудным, мужским тембром. Поэтому такие голоса очень редки, они, в определенном смысле, «ошибка» природы. Этот высокий мужской голос очень напоминает женский: (пример) Эрик Курмангалиев «Ария Далилы»
• легкий тенор - наиболее высокий голос, который, тем не менее, имеет полновесный грудной тембр, который, хотя и звучит очень легко и воздушно, тем не менее, отличается от женского: (пример) С. Лемешев «Скажите девушки подружке вашей»
• лирико-драматический тенор – более насыщенный, более плотный и обертональный тембр, сравните его звучание с легким тенором, исполняющим ту же песню: (пример) Марио Ланца «Гранада»
• драматический тенор – самый низкий из семейства теноров, уже близкий по тембру к баритону, его отличает мощность звучания, поэтому для такого голоса написаны партии многих главных героев оперных спектаклей: Отелло, Радомес, Каварадосси, Каллаф... И Герман в «Пиковой даме» - тоже он (пример) В.Атлантов «Ария Германа»
За исключением тенора-альтино, остальные отличаются друг от друга не своим диапазоном, а своим тембром, или, как его еще называют, «краской голоса». То есть, тембр, а не диапазон, является основной характеристикой, которая позволяет отнести мужские голоса и тенор, в том числе, к тому или иному типу и подтипу.
|
Тенор в современном вокале
Современный хороший, качественный мужской вокал вовсе не определяется обязательно высоким типом голоса. Он определяется его развитостью, индивидуальными отличительными чертами. (пример: Сергей Пенкин «Feelings» Сергей Пенкин – баритон). В характеристике «тенор» для современного вокалиста много вредного. Сама характеристика ставит рамки, а рамки всегда мешают.
Пример L. Pavarotti «O sole mio»
Пример M. Jeckson «Billie Jean»
Не в типе голоса дело, а в его развитости. Например, рок-вокалист, имея баритональную окраску, обладает очень развитым голосом. Его не смущает, что он – баритон, он поет так, как чувствует эту песню.
Баритон наиболее распространенный тип мужского голоса. Тип голоса – отражение очень сложных физиологических процессов, происходящих в организме в период его взросления. Поэтому до сих пор наука не может однозначно определить все факторы, от которых зависит, каким будет голос мальчика, когда он станет мужчиной.
Одним из самых важных и значимых является генетический механизм, приводящий к росту в пубертатный период гортани и всего того, что находится внутри нее. В первую очередь это касается размера и массивности голосовых связок. Чем они больше, тем тип голоса – ниже. Причем корреляция размера гортани с массой самого человека отсутствует. Субтильный молодой человек может петь басом, а грузный вокалист – быть прекрасным тенором.