Учреждение образования
«Республиканский институт профессионального образования»
УТВЕРЖДАЮ
И.О.проректора |
по учебной работе Учреждения образования |
«Республиканский институт |
профессионального образования» |
____________ Е.Л.Касьяник |
«» ______________2011 г. |
ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ
специальности переподготовки 1 -08 01 73 «Профессиональное обучение »
квалификации переподготовки: «Преподаватель
в соответствии с квалификацией по основному образованию »
в соответствии с типовым учебным планом переподготовки, утвержденным 22.07.2010г. регистрационный номер 25-17/291
Минск, 2011
Разработчики программы:
С.И.Столярова - профессор
кафедры общей и профессиональной педагогики УО РИПО,
кандидат педагогических наук, профессор
В.Н.Наумчик – профессор
кафедры общей и профессиональной педагогики УО РИПО,
доктор педагогических наук, профессор
Рекомендована к утверждению:
Кафедрой общей и профессиональной педагогики
Протокол заседания от ___________ № ____
Утверждена на заседании Экспертного совета
Протокол заседания от ___________ № ____
ВВЕДЕНИЕ
Стажировка слушателей, обучающихся по специальности переподготовки
1-08 01 73 «Профессиональное обучение» квалификация специалиста «Преподаватель в соответствии с квалификацией по основному образованию», важная составная часть образовательного процесса. Представляет собой целенаправленную деятельность слушателей по ознакомлению с современными подходами к организации процесса обучения и освоению современной методики проектирования и проведения учебных занятий по общепрофессиональным и специальным предметам и дисциплинам.
Стажировка проводится в межсессионный период в течение четырех учебных недель (100 часов), в сроки, согласованные с администрацией учебного заведения. Базой для прохождения стажировки является учебное заведение по месту основной работы слушателя.
Целью стажировки является повышение уровня профессиональной компетентности слушателей в вопросах проектирования, организации и осуществления процесса обучения и подготовка их к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.
Стажировка направлена на решение следующих задач:
· осмысление собственного педагогического опыта на основе самоопределения и рефлексии;
· выявление актуальных проблем в организации процесса обучения в конкретных условиях, определение направлений совершенствования собственной деятельности на основе анализа научно-педагогической и методической литературы;
· разработка и апробация собственного педагогического проекта и его анализ;
· становление и развитие профессионально-педагогических умений и навыков в процессе разработки и реализации педагогического проекта;
· оформление и представление отчета с аналитическим материалом, собственным проектом урока, результатами апробации и обработки полученных материалов.
Формы организации деятельности слушателя в процессе стажировки:
· изучение педагогического опыта по организации процесса обучения;
· индивидуальная работа по разработке проекта учебного занятия, его реализация в открытом режиме и анализ коллегами;
· консультации руководителя стажировки по коррекции и доработке подготовленных слушателем материалов.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение
1. Содержание стажировки 4
2. Примерный тематический план прохождения стажировки 5
3. Организация стажировки 6
4. Форма и содержание отчёта по стажировке 7
5. Литература 8
6. Приложения 9
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
В период стажировки деятельность слушателей переподготовки, с одной стороны, является основой для освоения необходимых педагогических умений, а с другой – условием для проявления творческой инициативы и самостоятельности.
Содержание стажировки в период переподготовки слушателей по специальности «Профессиональное обучение» должно отвечать следующим требованиям:
- иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения улучшения профессионально- педагогической подготовки, так и личностного развития слушателя;
- способствовать социализации и адаптации слушателя к изменяющимся
условиям функционирования системы профессионально-технического образования; - предоставлять возможность для выбора индивидуальной
траектории профессионального развития; - способствовать развитию интеллектуальных и профессионально-педаго-гических умений и навыков, ключевых компетенций.
Стажировка основана на освоении слушателем новых для него видов профессиональной деятельности, т.е. самостоятельного решения конкретных педагогических задач. Вначале стажировки слушатели подвергают анализу, систематизируют используемые педагогические методики; проектируют методы, средства обучения, средства контроля, формы организации занятий, приемы, методическое обеспечение, соответствующее типу учебного занятия; анализируют факторы, влияющие на качество обучения.
Каждый слушатель на стажировке самостоятельно выстраивает оптимальную траекторию своего профессионального развития в соответствии с интересами, запросами и потребностями.
В процессе прохождения стажировки особое внимание обращается на разработку и реализацию эффективных педагогических проектов.
В содержании стажировки заложено определение и выявление руководителем потребностей и мотивов слушателя относительно уровня его профессионально-педагогической компетентности, согласование темы педагогического проекта, уточнение педагогического замысла, реализуемого в процессе стажировки.
Стажировка должна обеспечить комплексную методическую подготовку слушателей к разработке и реализации и рефлексии педагогических проектов.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
прохождения стажировки слушателями переподготовки