Внимательно прочитайте и прослушайте материал к уроку. Выполните письменное задание.
Работы приносите в понедельник вместе с сочинением – рассуждением «Честь»
Тринадцатое января
Классная работа
Тема. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.
1. Внимательно прослушайте материал видеоуроков.
2. Просмотрите презентацию к уроку.
К знакам препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения, относятся водные слова, обращения, междометия.
Рассмотрим значение вводных слов.
Значения вводных слов |
1. Слова, выражающие чувства (сожаление, радость, удивление и т. д.) |
2. Слова, выражающие оценку реальности (возможность, невозможность, уверенность, предположение) |
3. Слова, указывающие на источник сообщения |
4. Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь |
5. Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (цель — внушить собеседнику определенные отношения к сообщаемому) |
6. Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли |
7. Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении |
8. Слова, выражающие экспрессивность |
9. Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится |
ОБРАЩЕНИЕ
Что называется обращением?
- Что такое риторическое обращение? (Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.Пушкин.))
- Какие стилистические разновидности обращений вы ещё знаете?
Обращения-метафоры:
Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал…
Обращения-метонимии:
… Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (А.Твардовский)
Обращения-иронии:
Отколе, умная, бредёшь ты голова? ( И.Крылов)
Обращения-повторения:
Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л.Леонов)
Обращения фольклорные:
Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов)
Обращения-присловья:
Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! ( Н.Гоголь)
- Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?
Для разговорной речи, для просторечия характерны обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:
Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!
Обращения в усечённой форме без окончания:
Тань, идём в библиотеку?
Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:
Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф.Достоевский)
- Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми.)
Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак. После него предложение продолжается с большой буквы:
Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование. (А.Чехов)
3. Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях
1. Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:
Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И.Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)
2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной:
«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И.Гончаров.) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! ( Н.Некрасов)
3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: поле междометий запятая ставится, после частиц- нет:
Ну, давай плясать! (Н.Островский.) Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)
4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т.п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:
Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Толстой)
5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», замечательный», «изумительный», «ужасный»):
Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М.С.-Щедрин.)
6. Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл запятой или восклицательным знаком:
Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л.Толстой.)
Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:
О нет, то белеет туман над водой. (В.Жуковский.)
Выполните письменно задание
Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку. Это та полка, на которую ставятся только любимые книги. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Может быть это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью — все же это золотая полка, которых не так уж много на свете. Может быть я не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? Верно теперь ее не продают. Помню эти золотые с т…сне…ым рисунком листы, которые так украшали детство. Кажется они применялись при изготовлении елочных игрушек. Как уже сказано на ней был т…сне…ый рисунок, нечто вроде цветов на замерзшем окне; только цветы были золотые. Парадоксально но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, не удерживаются в памяти. Казалось бы должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление, должна была бы запомниться во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется мы знаем, о чем в основном идет в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы. Безусловно так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново... И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, они вне времени.
По Ю. К. Олеше
1. Восстановить абзацное членение.
2. Определить тему. Озаглавить по теме.
3. Определить тип речи и стиль текста.
4. Определите основную мысль текста.
5. Найти в тексте слова, словосочетания, предложения, не связанные с членами предложения грамматически, расставить знаки препинания при них и определите их значение.