Выполните письменно задание




Внимательно прочитайте и прослушайте материал к уроку. Выполните письменное задание.

Работы приносите в понедельник вместе с сочинением – рассуждением «Честь»

Тринадцатое января

Классная работа

Тема. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Цель урока:

Повторение и обобщение знаний учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением, формирование навыка грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письменной речи.

1. Внимательно прослушайте материал видеоуроков.

2. Просмотрите презентацию к уроку.

 

К знакам препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения, относятся водные слова, обращения, междометия.

 

Рассмотрим значение вводных слов.

Значения вводных слов
1. Слова, выражающие чувства (сожаление, радость, удивление и т. д.)
2. Слова, выражающие оценку реальности (возможность, невозможность, уверенность, предположение)
3. Слова, указывающие на источник сообщения
4. Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь
5. Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (цель — внушить собеседнику определенные отношения к сообщаемому)
6. Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли
7. Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении
8. Слова, выражающие экспрессивность
9. Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится

 

ОБРАЩЕНИЕ

Что называется обращением?

- Что такое риторическое обращение? (Риторические обращения передают экспрессивно-эмоциональные отношения: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.Пушкин.))

- Какие стилистические разновидности обращений вы ещё знаете?

Обращения-метафоры:

Послушайте, кладбище законов, как вас ещё называет генерал…

Обращения-метонимии:

… Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? (А.Твардовский)

Обращения-иронии:

Отколе, умная, бредёшь ты голова? ( И.Крылов)

Обращения-повторения:

Здравствуй, ветер, грозный ветер, попутный ветер всемирной истории! (Л.Леонов)

Обращения фольклорные:

Ты прости-прощай, сыр-дремучий бор, с летней волею, с зимней вьюгою! (А.Кольцов)

Обращения-присловья:

Батюшки, сватушки, выносите, святые угодники! ( Н.Гоголь)

- Какие обращения характерны для разговорной речи и чем они выражены?

Для разговорной речи, для просторечия характерны обращения, выраженные местоимениями 2-го лица:

Ну, ты, шевелись, иначе опоздаешь!

Обращения в усечённой форме без окончания:

Тань, идём в библиотеку?

Обращения, представляющие собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение 2-го лица:

Да неужели вам мало, ненасытный вы этакий! (Ф.Достоевский)

- Какими знаками препинания отделяются обращения? (Обращения принято выделять запятыми.)

Если обращение произносится с особой силой (интонацией), то после него может ставиться восклицательный знак. После него предложение продолжается с большой буквы:

Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование. (А.Чехов)

 

 

3. Знаки препинания при междометиях и словах-предложениях

1. Междометие отделяется от следующего за ним предложения запятой, если произносится без восклицательной интонации:

Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (И.Гончаров) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)

2. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы, а если в середине – то со строчной:

«У! Баловень!» - тихо ворчит нянька. (И.Гончаров.) Марья, знаешь, щедровита да работать, ух! сердита! ( Н.Некрасов)

3. Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: поле междометий запятая ставится, после частиц- нет:

Ну, давай плясать! (Н.Островский.) Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)

4. Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ух ты, эх ты, ай да, ох эти и т.п., в которые входят междометия и местоимения или частицы:

Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Толстой)

5. Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значениях «очень», «весьма», замечательный», «изумительный», «ужасный»):

Собственность, значит, признаёт; а это, по нынешнему времени, ах как приятно! (М.С.-Щедрин.)

6. Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл запятой или восклицательным знаком:

Нет, не покину я тебя никогда! Нет! Ты уж выслушай. (Л.Толстой.)

Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятой от них не отделяется:

О нет, то белеет туман над водой. (В.Жуковский.)

 

 

Выполните письменно задание

Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку. Это та полка, на которую ставятся только любимые книги. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Может быть это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью — все же это золотая полка, которых не так уж много на свете. Может быть я не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? Верно теперь ее не продают. Помню эти золотые с т…сне…ым рисунком листы, которые так украшали детство. Кажется они применялись при изготовлении елочных игрушек. Как уже сказано на ней был т…сне…ый рисунок, нечто вроде цветов на замерзшем окне; только цветы были золотые. Парадоксально но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, не удерживаются в памяти. Казалось бы должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление, должна была бы запомниться во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется мы знаем, о чем в основном идет в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы. Безусловно так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново... И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, они вне времени.

По Ю. К. Олеше

1. Восстановить абзацное членение.

2. Определить тему. Озаглавить по теме.

3. Определить тип речи и стиль текста.

4. Определите основную мысль текста.

5. Найти в тексте слова, словосочетания, предложения, не связанные с членами предложения грамматически, расставить знаки препинания при них и определите их значение.

 

 



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: