ВВЕДЕНИЕ
В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность - основное условий существования системы народного образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.
Программы детского сада по изобразительной деятельности и школы по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
Изобразительная деятельность формируется по мере становления жизни ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладеть формами, координировать перцептивные и моторные акты.
|
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия.
В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов схожи во мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л. С. Выготский даже назвал детское рисование графической речью.
Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
|
Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания.
Занятия изобразительной деятельностью - один из видов путей воспитания вдетях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
Занятия рисованием создают почву для творческого проявления и в этих и в других деятельностях. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.
|
google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма:
§ многие дети боятся ручки, неправильно ее держат,
§ не могут ориентироваться в тетради,
§ при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны,
§ изображают слишком маленькие предметы на листе
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму:
§ сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки,
§ умение управлять своими руками,
§ умение управлять своими пальцами,
§ учить восприятию и письму печатных и письменных букв,
§ познакомить с гигиеническими правилами письма,
§ познакомить с рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.
Над данной проблемой работали такие известные педагоги как: Н.А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Цвынтарный В.В., Е. Карельская, Е.А. Нефедова, О.В. Уварова и др.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Подготовка руки ребенка к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе посредством обучения детей линейному рисованию.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
- Развивать координацию движений у ребенка.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память.
- Формировать у детей графические навыки.
- Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.
- Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).
УЧСТНИКИ ПРОЕКТА:
В реализации проекта участвовали дети, родители подготовительной группы «Капелька», педагоги МДОУ д/с №15 «Сказка».
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект составлен воспитателем группы «Капелька» МДОУ д/с № 15
«Сказка» - Пототовой Светланой Геннадьевной
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Проект реализовался с октября 2009 года по май 2010 года:
1. Подготовительный этап: октябрь 2009 года.
2. Основной этап: ноябрь 2009 – апрель 2010 года.
3. Заключительный этап: май 2010 года.
ОБЪЕКТ ИСЛЕДОВАНИЯ:
Дети подготовительной группы, их продуктивный вид деятельности – рисование.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Работы детей, графические навыки дошкольников.
АНАЛИЗ РЕСУРСОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.