Мультипликатор сбалансированного бюджета




Под бюджетным дефицитом <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary320.htm> понимается превышение расходов государственного <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary1390.htm> бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm> над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm> - означает превышение доходов бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary340.htm> над расходами. Существует также понятие "первичный профицит <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary1240.htm>", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary290.htm>.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории сталкивались все государства мира. Наличие бюджетного дефицита <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary320.htm> обычно рассматривается как негативное явление т. к. его финансирование на основе денежной эмиссии - ведёт к инфляции; с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Бюджеты <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm> очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm>, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary490.htm>. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты. Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5 % от ВВП.

Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Неэффективная экономика, спад общественного производства, оборот «теневого» капитала в огромных масштабах, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег и др. неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей:

· Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

· Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления и также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

· Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:

1. обращения государства за кредитом к национальным банкам;

2. превращение кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;

. выпуска государственных ценных бумаг - облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами.

· Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течении инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это есть способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.

Сокращать бюджетный дефицит <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary320.htm> достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm> гораздо сложнее: рост налогов <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary490.htm> негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm> чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Наличие крупного бюджетного дефицита <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary320.htm> было основной проблемой российской бюджетной системы <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary110.htm> в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary430.htm> России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary1310.htm>, более 28% от расходов бюджетной системы <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary110.htm>. Федеральный бюджет <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary940.htm> 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. руб., что составляло 36% от объема расходов.

Законами о федеральном бюджете <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary940.htm> России дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary940.htm> был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary1310.htm>), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary1310.htm>), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary1310.htm>. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary940.htm> был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary340.htm> превысили его расходы на 112,7 млрд. руб. В законе о федеральном бюджете <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary940.htm> на 2003 год превышение доходов над расходами было предусмотрено в сумме 72,2 млрд. рублей, что составляет 3,1% от объема бюджетных расходов <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary710.htm> и 0,55% от валового внутреннего продукта <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary1310.htm>.

Если при составлении проекта бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm> обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary1290.htm> должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объем доходов оказывается выше расходов, до окончательного принятия закона о бюджете <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm> следует сократить профицит в следующей последовательности;

) уменьшить доходы от продажи государственной или муниципальной собственности <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary1570.htm> (для федерального бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary940.htm> - от реализации государственных запасов и резервов);

) направить средства на дополнительное погашение долговых обязательств;

) увеличить расходы бюджета <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary710.htm>, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary340.htm> других уровней.

Если же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить налоговые поступления в бюджет <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm>, что потребует внесения изменений в налоговое законодательство. Это, в свою очередь, будет означать уменьшение налоговой нагрузки на экономику и способствовать повышению экономической активности.

Если бюджет <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm> на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете <https://www.budgetrf.ru/Publications/Glossary/Glossary070.htm> необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

При осуществлении государством особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину этом происходит знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов - имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.

При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции, будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета редко открыто используется как инструмент фискальной политики, т. к. увеличение налогообложения является непопулярной мерой.

Вывод: Профицит и дефицит бюджета - это бюджетный избыток или недостаток. Бюджетный дефицит (профицит) определяется следующим образом:

 

Дефицит бюджета = Заимствования - Погашения долга + Уменьшение остатка ликвидных финансовых средств  
Профицит бюджета = Погашение долга - Заимствования + Увеличение остатка ликвидных финансовых средств  

 

Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твёрдый курс на сбалансируемость бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов - имеет своим результатом увеличения выпуска продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: