ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОНКУРСНЫХ РАБОТ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ЭКОВОЛОНТЕРСКИХ И ЭКОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ «ВОЛОНТЕРЫМОГУТ ВСЕ»
Касаткина О.Н.
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района Белгородской области
В нашем современном мире, при организации работы с детьми, педагоги все больше стали применять технологию проектной деятельности. Моя работа с учащимися так же строится по этой технологии, в результате чего, я заметила все большую заинтересованность детей проектной деятельностью. Увеличилось количество учащихся, желающих принимать участие в различных конкурсах и конференциях по проектной и исследовательской деятельности. И самое важное, что не может не радовать – уровень проектных и исследовательских работ учащихся становится все выше, а тематика проектов и исследований – шире.
Проектная деятельность в моей работе с детьми занимает особое место. Конечно, этот вид деятельности требует много времени, много сил и большой работы, но все это покрывает результат в конечном итоге. Сколько эмоций испытывают дети, получив положительный отзыв о своей работе, как радуются, что их проекты действуют и заинтересовывают окружающих.
Проектная деятельность, как и любая работа, требует огромной подготовки и больших усилий.
Давайте разберемся, что же такое проектная деятельность и что она в себя включает.
Проектная деятельность это деятельность по реализации проекта. А проект – это одна из форм исследовательской деятельности. Проект всегда имеет результат, заканчивается творческим отчетом, презентацией проделанной работы и т.д. Каждый проект должен иметь определенные временные рамки. Он может быть как индивидуальным, групповым, так и коллективным.
|
Для чего вообще нужно заниматься проектной деятельностью с детьми. Проектирование сейчас применяется практически во всех видах человеческой деятельности. Каждому человеку, и ребенку, в том числе, приходится сталкиваться с какими-то проблемами, которые необходимо решить, а для того, чтобы их решить нужно обдумать ход своих действий, правильно их спланировать и принять правильное решение. Все это – продумывание проблемы, планирование, решение, а затем и анализ своих действий, это и есть проектирование. И, естественно, что человек, который владеет методом проектирования, чаще всего более успешен.
Умение самостоятельно решать проблемы необходимо не только взрослому, но и ребенку, для того, чтобы, придя во взрослую жизнь, он уже без труда мог ставить перед собой задачи, искать пути их решения и добиваться результатов своей деятельности.
В своих объединениях мы разрабатываем и реализуем разные проекты. Хотелось бы поделиться опытом использования технологии проектной деятельности при подготовке к участию в конкурсе эковолонтерских и экопросветительских проектов «Волонтеры могут все».
Итак, на данном конкурсе мы представляли эколого-просветительский проект «Подарите вторую жизнь бумаге и спасите дерево!». Как же происходила работа по подготовке проекта к участию в конкурсе?
Работа над любым проектом всегда направлена на разрешение конкретной, обязательно социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической и очень важно ребенка не заставить работать над проектом, а заинтересовать его.
|
При работе со своими учащимися часто использую прием «вопрос-ответ». Для этого тщательно продумываются все вопросы, связанные с темой будущего проекта. Например, в данном случае, мы часто готовим доклады, выступления, сообщения для различных конкурсов и акций. После выступлений учащиеся складывают свои печатные листы мне на стол с вопросом: «Куда вы складываете столько ненужной бумаги?» Вот тут то и у меня возникает ответный вопрос: «А вы разве не знаете, что делают с использованной и ненужной уже бумагой?». Далее идет бурное обсуждение вопроса и ненавязчивое подталкивание учащихся к тому, что нужно более подробно изучить и исследовать проблему утилизации, переработки и вторичного использования бумаги. Заинтересовавшимся учащимся предлагается разработать и реализовать проект, чтобы ответить на все интересующие их вопросы.
Естественно, каждый проект должен быть последовательно и четко выстроен, поэтому существуют основные этапы реализации проекта.
Первый, подготовительный этап, в нашей работе заключался в формулировке темы проекта «Подарите вторую жизнь бумаге и спасите дерево!» и постановке цели, которую необходимо реализовать.
Следующим этапом проектной деятельности должно стоять планирование – планирование последовательности работы над проектом, планирование сбора и анализа информации по теме, формулирование задач и, конечно же, планирование формы предоставления результатов проекта, т.е. продукт проекта. Важно на этапе планирования, помнить, что план должен быть реальным, достижимым. Он должен включать не только конечные результаты проекта, но и пути их достижения и, естественно, результат любого проекта должен иметь практическую значимость.
|
В период этого этапа ребенок, реализующий проект, изучила теоретическую часть проблемы. Познакомилась с понятием макулатура, изучила информацию о том, сколько можно спасти деревьев, сдавая макулатуру на вторичную переработку. Познакомилась с некоторыми способами вторичного использования бумаги в домашних условиях.
После изучения теоретической части проблемы, посетила пункт выкупа вторсырья ООО «Чистый белый край» в городе Бирюч и выяснила, каким образом происходит прием макулатуры, кто и когда ее забирает и, куда дальше отправляется собранная макулатура.
Для более успешной реализации проекта решила выяснить, что дети, занимающиеся в нашем учреждении и одноклассники, знают о макулатуре, о том, зачем ее нужно сдавать и т.д. Для этого провела анкетирование и уже, исходя из полученных результатов, разработала план реализации проекта.
Следующий этап - основной этап проекта, где реализовывалось все запланированное.
Для начала, автор проекта провела беседу с учащимися Станции юннатов «Бумага - от производства, до утилизации», где продемонстрировала видеофильм о том, как производится бумага и, как происходит ее переработка, что потом делают из переработанной бумаги. В ходе беседы продемонстрировала учащимся изделия, изготовленные из ненужной бумаги (старые газеты, журналы, тетради, использованные листы офисной бумаги). После мероприятия многие учащиеся прислали фото, как они дома используют повторно разную бумагу.
Далее была разработана листовка с информацией о важности сдачи макулатуры на переработку, которую автор проекта успешно распространила среди учащихся Станции юннатов и своей школы.
На этом этапе мною было предложено организовать сбор макулатуры среди учащихся объединений «Комнатное цветоводство», «Экознайки», «Исследователи», «Природная мастерская», для участия в акции «Сдай макулатуру – спаси дерево». Учащиеся охотно согласились.
Данный этап так же включал в себя организацию и проведение мастер-класса «Розы из старых журналов» для младших учащихся, чтобы показать им, что совсем не нужно выбрасывать старые газеты и журналы, а можно из них создать красоту.
И последний этап проекта – заключительный.
В ходе данного этапа автор проекта разработала памятку «Как правильно собирать и сдавать макулатуру» и распространила ее среди учащихся Станции юннатов и жителей города Бирюч, ведь очень важно проинформировать общественность о результатах своей работы.
Вот таким образом, на примере социально-экологического проекта «Подарите вторую жизнь бумаге и спасите дерево!», попыталась показать, каким образом используется технология проектной деятельности при подготовке конкурсных работ.
Данная технология помогает участникам проектов ставить перед собой цели, задачи, уметь находить пути их решения и получать результат, что очень важно для любого человека.
В настоящее время невозможно построить образовательную деятельность без новых педагогических технологий, в особенности это относится к дополнительному образованию, где просто необходимо использовать активные методы обучения, к которым относится и метод проектов. Это происходит потому, что образование отходит от стандартов, где ребенок является объектом обучения, учащиеся должны проявлять свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Использованные источники
1. Образовательная социальная сеть. nsportal.ru [Электронный ресурс] / Технология проектной деятельности. – Режим доступа: https://nsportal.ru