На завершающем этапе обучения, по итогам изучения курса осуществляется итоговый контроль посредством проведения экзамена. Структура экзаменационного билета состоит из двух теоретических вопросов по пройденной программе.
Экзаменационные вопросы.
- Основные экономические школы о роли государства в экономике.
- Цели государственного регулирования национальной экономики. Пропорции и диспропорции в экономике.
- Роль государственного регулирования экономики в хозяйственном механизме.
- Объекты и субъекты государственного регулирования экономики.
- Методы государственного регулирования экономики.
- Формы государственного регулирования экономики. Пределы государственного регулирования.
- Особенности государственного регулирования в современной российской экономике.
- Разработка программ в рыночной экономике.
- Государственные программы в экономике России.
- Понятие, виды и задачи планирования.
- Использование прогнозов в государственном регулировании.
- Государственное регулирование отношений собственности.
- Структура государственного сектора и его основные черты.
- Малый бизнес и его особенности.
- Формы поддержки малого бизнеса.
- Собственность как экономическая категория.
- Основные теории собственности.
- Государственное антимонопольное регулирование.
- Государственное предпринимательство.
- Инвестиции: сущность, виды, субъекты и объекты.
- Государственное регулирование инвестиций.
- Инновации и их типология.
- Инновационный процесс и его особенности.
- Организационные формы инновационной деятельности.
- Финансирование рисковых капиталовложений.
- Государственное регулирование инновационной деятельности.
- Структурная политика государства.
- Государственное регулирование естественных монополий.
- Финансовые отношения и их особенности.
- Финансовая система: сущность, элементы, принципы построения.
- Государственный бюджет.
- Налоговая система и принципы налогообложения.
- Налоги как инструмент финансовой политики государства.
- Кривая Лаффера как одна из попыток обоснования эффективной налоговой политики.
- Проблема сбалансированности бюджета.
- Межбюджетные отношения.
- Государственное регулирование финансового рынка.
- Инфляция: сущность, виды.
- Денежный рынок.
- Государственное регулирование денежного обращения.
- Антиинфляционная политика.
- Социальная сфера как объект воздействия государства.
- Цели и содержание социальной политики.
- Государственная система социальной защиты.
- Социальные нормы, нормативы, стандарты.
- Основные направления регулирования занятости.
- Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
- Кризисы: сущность, типология, последствия.
- Основные экономические теории кризисов.
- Антикризисная политика государства.
Методика формирования оценки и критерии оценивания
Баллы | Критерий оценивания |
91- 100 (отлично) | Вопросы раскрыты полностью. Изложены теоретические основы и практические рекомендации по вопросам государственного и муниципального управления. Показано уверенное владение теоретическим и фактическим материалом, знание основ государственного и муниципального управления. |
71-90 (хорошо) | Показано знание отдельных концепций, выборочное знание понятий и категорий по основным темам. Изложено содержание фактического материала, допускаются отдельные неточности. |
60-70 (удовлетворительно) | Основные вопросы раскрыты тезисно. Содержание концептуальных тем изложено недостаточно. Знание конкретных вопросов освещено в. недостаточном объеме, допущены неточности в определении базовых понятий и категорий. |
Менее 60 (неудовлетворительно) | Материал излагается неполно, бессистемно. Допускаются неточности и отдельные ошибки в знании фактического материала. Безуспешные попытки ответов на поставленные вопросы, неумение даже тезисно изложить материал. Непонимание смысла теоретических вопросов и практических рекомендаций. |
Семинар 1.
Список заданий
- Раскрыть понятие и сущность муниципального управления, выявить соотношение понятий «государственное управление» и «муниципальное управление».
- Местное самоуправление в структуре органов публичной власти.
- Отличие муниципального управления от государственного управления.
- Основные принципы местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.)
- Определение местного самоуправления в современном российском законодательстве Конституция РФ (1993 г.) и Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.).
- Дать характеристику административно-территориального деления субъекта РФ (по выбору, например, Волгоградская область)
- Составить схему органов власти на уровне субъекта РФ (например, Волгоградская область)
- Составить схему органов управления на уровне муниципалитета (например, Волгоград)
Ф,И.О. | Субъект Федерации | Муниципальное образование Волгоградской области |
- Составить презентацию об одном из муниципальных органов исполнительной власти (см. ответ на вопрос 2) (необходимые элементы структуры презентации: правовой статус органа; полномочия; руководство; структура аппарата; заинтересованные организации (предприятия, учреждения)).
10. Осуществить реферирование одной научной статьи по теме. Правила реферирования в Прил. 1. Приложение 1
Правила реферирования
Реферирование, или составление реферата (лат. reffere - докладывать, сообщать), – это краткое изложение содержания оригинала-первоисточника. Подготовка реферата – сложный вид самостоятельной работы.
Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление исходного текста, аналитико-синтетическое преобразование информации: описание текста, целевое извлечение наиболее важной информации, ее перераспределение и создание нового текста.
В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и методах, о результатах выполненного исследования. Реферат отличается точным изложением основной, существенной, новой информации. Субъективная оценка может быть представлена оценочными элементами, напр., нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем и др.
В зависимости от того, для каких целей пишется реферат, выделяются: индикативный реферат (реферат-резюме), который максимально кратко излагает выводы, результаты проведенной работы, все второстепенное для интересующей референта темы опускается; информативный реферат (реферат-конспект), который может быть монографическим (по одному источнику) или обзорным (по двум или нескольким источникам); он содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа. Индикативный реферат сходен с аннотацией краткостью и лаконичностью изложения и служит для того, чтобы определить целесообразность обращения к тексту-источнику. Но, в отличие от аннотации, главной функцией которой является официальное сообщение (часто в рекламных целях) о новом издании, реферат-резюме в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста-источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.
Информативный реферат предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративный материал, аргументацию, сведения о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту. Объем реферата может зависеть от того, как он будет в дальнейшем использоваться: для цитирования в своей работе, при выработке новой концепции исследования или для пополнения банка данных этой отрасли знании.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ
● информативность, полнота изложения,
● объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста,
● корректность в оценке материала.
СТРУКТУРА РЕФЕРАТА
Реферат отличается постоянством структуры:
1) заголовочная часть (выходные данные, формулировка темы);
2) собственно реферативная часть, включающая изложение основных положений текста-первоисточника;
3) анализ, изложение результатов и выводов; указание на наличие иллюстративного материала (таблиц, схем, рисунков и др.)
4) заключительная часть (здесь возможен краткий комментарий, в котором референт выражает свое отношение к проблемам, затронутым в первоисточнике, или к позиции автора по этим вопросам).
МОДЕЛЬ РЕФЕРАТА
1. Вступление.
Задачи типового вступления:
1) дать исходные данные (название исходного текста, где опубликован, в каком году);
2) сообщить сведения об авторе (фамилия, ученые степень и звание, если есть);
3) выявить смысл названия работы, чему посвящена (тема), в связи с чем написана.
2. Перечисление основных вопросов (проблем, положений), о которых говорится в тексте.
3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов из перечисленных выше.
Задачи типового анализа:
1) обосновать важность выбранных вопросов (почему эти вопросы представляются наиболее важными и интересными автору реферата);
2) коротко передать, что по этим вопросам говорит автор, опуская иллюстрации, примеры, цифры, отмечая только их наличие;
3) выразить свое мнение по поводу суждений автора исходного текста.
4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.
В этой части реферата можно выйти за пределы данного текста и связать разбираемые вопросы с более широкими проблемами.