Под словом “учитель” понимают прежде всего человека, который обучает детей, передает им знания, умения и навыки в той или иной сфере жизни. Но главная социальная функция педагога – воспитание, формирование духовного мира молодежи, в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Воспитание личности в целом является непростым процессом. Важным фактором успешного развития личности является личный пример учителя. Роль педагога, его авторитет имеют ключевое значение в процессе становления личности ребенка, в воспитании духовно-нравственного, ответственного гражданина страны. Школы, ВУЗы и другие образовательные учреждения должны не только давать знания, но, в то же время, раскрывать таланты молодых людей. А также воспитывать ответственных граждан и патриотов. Все это является прежде всего воспитательной функцией педагога. Над этими задачами учителя работают постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах жизни в обществе. Конечно, родители также работают над этими задачами. Однако зачастую именно учителя воспитывают у детей представления об общечеловеческих ценностях, учат их жить по принципам доброты, уважения и гуманности по отношению к другим. Следовательно, воспитательная функция учителя всегда являлась важной и необходимой частью в развитии общества.
Воспитание и обучение неразрывно связаны между собой. В процессе воспитания у ребенка формируются личностные качества посредством обучения социальным нормам поведения, общения. Обучение формирует сущность личности ребенка, организуя усвоение знаний, умений и навыков.
Воспитательная функция учителя в целостном педагогическим процессе реализуется с помощью содержания образования, форм и методов обучения. Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
|
В процессе обучения знания, которые перерастают в убеждения, составляют центральный элемент в структуре личности, в значительной степени определяют ее мировоззрение и поведение. Переход знаний в убеждения происходит тогда, когда учитель глубоко раскрывает научную сущность знаний, ясно и наглядно показывает их соответствие действительности, реальной жизни. Поэтому от педагога требуется тщательный отбор объективных фактов, также их всесторонний анализ. Научное знание обретает воспитательный смысл, когда оно рассматривается в духовно-ценностном контексте.
Воспитание в процессе обучения становится эффективным при осмыслении нравственного значения знаний и их места в системе человеческих ценностей. Познание истины требует от людей большего количества физических и духовных сил, так как научные открытия совершаются с большим трудом. Так, учителя должны не бесстрастно излагать те или иные факты, но стараться заинтересованно рассказать о том, каких больших усилий стоило людям какое-либо открытие и добытые знания. Если учитель делает все правильно, то дети осознают смысл обучения как ответственность перед обществом, которая требует немалых физических и душевных сил. Дети также должны понимать в какой сфере общественной жизни они смогут использовать полученные знания. Ведь есть ученые, которые совершают свои открытия для решения проблем человечества, связанных с разными заболеваниями или окружающей средой, но есть и такие ученые, которые организуют исследования в целях создания космического оружия, который может стать серьезной угрозой для всего человечества.
|
Использование учителем разнообразных методов дает возможность формировать у учеников тот или иной тип мышления, развивать механизмы мыслительной активности. Однообразие методов приводят к утверждению формального типа мышления, который исключает творческий поиск. Сочетание разных методов в учебной практике, привлечение обучающихся в процессе познания к анализу и синтезу, сопоставлению, сравнению, к поискам путей преодоления противоречий, к обобщениям, к созданию оригинальных способов решения различных задач ведут к развитию мыслительной способности детей, к диалектическому типу мышления, соответствующему диалектике развития реальной действительности. Таким путем происходит формирование творческого мышления, без которого невозможно участвовать в научно-техническом прогрессе, в развитии культуры, искусства. Методы обучения организуют отношения учеников в учебной деятельности. Беседы, дискуссии, практические занятия не только обусловливают необходимость взаимодействия, но и воспитывают определенный стиль общения, развивают такие качества как общительность, умение четко и ясно выражать свою мысль и выслушивать собеседника. Методы обучения активно способствуют также формированию личностных качеств каждого школьника, развитию его способностей. Умственный труд требует внимания, фантазии, эмоционального напряжения, активности, проявления ответственности и чувства долга.
|
Воспитательные методы в учебном процессе в гармоничной связи с методами обучения позволяют осуществлять дополнительное стимулирование ребенка к активной учебной работе, развивать дисциплину. Стимулирующее влияние на обучающихся оказывает пример трудолюбия и организованности самого учителя. Воспитанию целеустремленности и у детей способствует его умение ставить перед детьми увлекательные перспективы в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Начиная с подросткового возраста, особую роль в организации отношений ребенка к учебному процессу играют методы самовоспитания. В данный период необходимо переводить методы педагогического воздействия, внешние стимулы во внутренний мир личности подростков. Самовоспитание в процессе обучения, постановка личных целей формируют характер и волю, способствуют развитию самообладания, умения управлять своими чувствами и поведением.
Успех преподавателя обеспечивается во многом его увлеченностью и самоотверженностью, способностью не только успешно передавать знания обучающимся, но и мотивировать их, вызывая интерес к процессу обучения. Самое главное для современного учителя – учить школьников мыслить самостоятельно. Учитель – это проводник между социальными требованиями общества к формирующемуся индивиду и самим ребенком. Учителя школы нельзя рассматривать, как только воспитателя. Профессиональная цель учителя – обучение, образование, развитие, формирование и воспитание детей. В этих направлениях, учитель-воспитатель выполняет огромное количество действий, которые называют воспитательными функциями. Воспитательные функции представляют собой систему профессиональных ролей воспитателя. Их можно поделить на: исследовательскую, социальную, коммуникативную, коллегиальную и деятельностно-организационную.
Исследовательская функция предполагает наличие у воспитателя умений, которые помогают четко оценивать быстро меняющуюся педагогическую ситуацию. К исследовательской функции можно отнести выбор актуальных целей воспитания, которые могут быть тактическими, связанными с решениями сиюминутных задач, и стратегическими, связанными с проектированием личности школьника и воспитательных обстоятельств. Проектирование – является одним из важнейших элементов профессиональной деятельности воспитателя. Учитель, обладающий этим умением может более четко поставить цели воспитания, а также соотнести их с ожидаемым результатом прироста индивидуальных качеств ребенка. Важным в работе с детьми также является выявление мотивов их поведения, выраженных в определенной, выбранной ребенком деятельности. Однако учитель-воспитатель, это не только профессионал, умеющий проектировать личность воспитанника или воспитательную ситуацию. Прежде всего, это творческая личность, готовая к самосовершенствованию и к новациям, которые предлагает педагогика.
Социальная функция. Воспитатель исполняет роль связующего звена между классом, группой детей, отдельными школьниками и обществом. Его воспитательная состоит в решении всех проблем социального характера.
В процессе взросления ребенок ищет свои нравственные ценности. Предпочтения зависят от потребностей личности. Формирование потребностей – является одним из важнейших элементов социализации личности. Любой человек проходит процесс выбора ценностей, которые предлагает общество. Конечно существуют общечеловеческие ценности, которые каждое общество стремится через педагогические институты сформировать о них представление у граждан. Однако, кроме общепринятых нравственных законов, есть еще множество требований, сформулированных обществом в соответствии со своими установками. Поэтому очень важно уже с детства научить ребенка правильно выбирать из огромного количества социальных явлений и событий, имеющие значение именно для него и соотносить их с требованиями общества, в котором он живет. В процессе социализации ребенок адаптируется в обществе, используя полученные знания об этом обществе и имея уже представление о модели поведения. Помогает ребенку в этом воспитатель, который преобразует мир вокруг ребенка в соответствии с его выборами. Таким образом, социальная функция в воспитательной деятельности учителя реализуется в адаптации к условиям жизни. После поступления в школу, ребенку предстоит приспособиться к совершенно другим условиям, в которых он до этого не был. В процессе взросления и перехода из одного класса в другой, ученик нуждается в помощи своего учителя.
Главной задачей учителя-воспитателя является обеспечение развития и формирования ученика в предоставленных обществом социально-экономических условиях. Он призван защитить ребенка от общества в целом, и от отдельных его представителей. Реализуя эту функцию, он должен постоянно опережать события, предотвращая ущемление прав ребенка со стороны родителей и различных представителей общества. Родители являются такими же членами общества, поэтому если ребенку нужна защита от жестокости своих родителей, именно воспитатель может стать человеком, который будет выступать инициатором передачи родительских полномочий органам попечения. К сожалению, учителю приходится работать с детьми из разных семей, в том числе из неблагополучных семей. К категории беззащитных детей относятся: социальные сироты, сироты по потере родителей, дети-инвалиды, дети из семей-беженцев и все они часто нуждаются в помощи, которую может предоставить лишь учитель.
Коммуникативная функция заключается в умении воспитателя устанавливать разнообразные взаимосвязи со всеми участниками воспитательного процесса, т.е. наличие у него перцептивных умений.
Коммуникативная функция способствует созданию необходимых условий для взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Эта функция обеспечивает создание атмосферы доверия и открытости воспитательного процесса. Она является важной для гуманизации воспитательного пространства, в котором происходит становление школьника как субъекта воспитания. Воспитатель, при расширении коммуникации, вводит школьника в мир разнообразных взаимоотношений и помогает выбрать для него более комфортные.
Воспитатель, который умеет создать атмосферу доверия, радости совместного труда несомненно влияет на укрепление отношений внутри детского коллектива и помогает всем школьникам найти свое место в классе. Для воспитателя важно быть эмоциональным и не стараться прятать свои эмоции, но нельзя быть слишком чувствительным. Детям любого возраста нравятся такие качества, как открытость и искренность своего учителя, и успешность воспитательной деятельности учителя определяется во многом успешными результатами педагогического общения.
Коллегиальная функция. Умение соотнести групповые и коллективные интересы с интересами конкретного ученика, необходимая часть работы учителя как воспитателя в школе. Специфика организации взаимодействия участников педагогического процесса, позволяет вводить элементы коллективной деятельности, вырабатывая качества коллективизма у школьников. Коллектив начинает формироваться в младших классах. Конечно, коллектив младших школьников нельзя назвать полноценным коллективом. Но такие механизмы колективообразования как выполнение творческих заданий, групповая деятельность детей в ходе проведения воспитательных мероприятий вполне доступна и младшим школьникам. Воспитатель является организатором подобной деятельности, предоставляя школьникам условия для развития их творческой самостоятельности и содействуя становлению каждого воспитанника как субъекта воспитания.
Деятельностно-организационная функция предполагает владение умениями правильно ставить цели воспитания, проводить диагностику качеств личности и воспитательных обстоятельств, осуществлять контроль деятельности школьников с целью дальнейшей ее коррекции, составлять планы воспитательной работы, грамотно распределить поручения в классе, подводить итоги и анализировать сделанное. В процессе общения с учениками организационно-деятельностные умения проявляются также в способности учителя-воспитателя прививать интерес детей к той деятельности, в которой могут реализоваться их индивидуальные особенности.
Учитель школы как воспитатель изучает личностные характеристики воспитанников, среду их обитания, ее влияние на становление личности. Поэтому он бесспорно играет важную, ключевую роль в воспитании школьников и подготовки их к “взрослой” жизни. И.А. Зимняя утверждает:“учителя нашей школы должны отличать высокая социальная активность, гуманность, любовь к детям и воспитывающий характер педагогического воздействия”.
Список литературы
- Коптева Г.Г. К вопросу о воспитательной функции учителя / Г.Г. Коптева // Обучение и воспитание: методики и практика. – Новосибирск, 2015. – №11. – С.169-177.
- Воробьева О.А. Настоящий педагог-воспитатель глазами этнопедагога Г. Н. Волкова / О.А. Воробьева, Ю.В. Артемьева, О.Е. Чернова // Казанский педагогический журнал. – Казань, 2019. – №2. – С. 64-68.
- Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 176 c.
- Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 480 c.