Практическая 6
1. Продолжите фразы:
Общая ПЛ исследует -факты языкового сознания, которые свойственны всем носителям данного языка вне зависимости от их речевой биографии.
Частная ПЛ исследует- анализируют различные области функционирования языка.
Задачи теоретической ПЛ: 1. Анализ внутренней организации речевых действий и их обусловленность языковой способностью человека; 2. Решение теоретических задач творческого характера
Прикладная ПЛ решаетпроблемы обучения языка в широком смысле
2. Найдите ошибки в определениях:
а) ПЛ исследование внутреннего лексикона направлено на изучение когнитивных ПЛ моделей;
б) ПЛ развития – это ПЛ психолингвистики;
в) рефлексивная ПЛ направлена на моделирование НЕ спонтанных речевых процессов;
г) основоположник психопоэтики – А.П. Журавлев.
Опишите различия между психосемантикой и ПЛ исследованием вну-треннего лексикона.
Психосемантика занимается изучением соотношения и работы структуры смыслов индивида. Возникла на стыке психологии и семантики, объединенных общей идеей различия значения и смысла.
Исследование внутреннего лексикона человека выступает как субъект речевой деятельности. Исследования различных аспектов коммуникативной деятельности человек
Перечислите основные направления прикладной ПЛ.
Основным направлением прикладной ПЛ является изучения языка в широком смысле
Второе направление по значимости прикладной ПЛ связано с патологией, а именно коррекционной педагогикой, патопсихологией и психиатрией
Отождествляется ли ПЛ развития с ПЛ детской речи? Обоснуйте свой ответ.
Отожествляется т.к психолингвистическая теория речевой деятельности, концепции о процессах порождения и восприятия речи раскрывают структуру и особенности этих процессов, позволяют определить пути формирования основных компонентов речи и потенциальные возможности речевого развития в
|
процессе онтогенеза. Именно поэтому ПЛ детской речи, неразрывно связана с ПЛ развития.
Укажите соответствия.
Ответы: 1.В,2.Б,3. Е 4.Д.
7. Объясните, что такое «механизм».
Можно выделить следующие случаи терминологического применения слова "механизм": одни авторы понимают под механизмом устройство чего-либо, его структурные характеристики', другие имеют в виду процесс, некоторую совокупность действий и операций или ряд процессов; третьи подчеркивают взаимодействие структуры и процесса и указывают на условность разграничения этих понятий; четвертые не дают подробного обоснования, но фактически используют термин "механизм" при нерасчлененном анализе то структуры, то процесса (процессов) или и структуры, и процесса; пятые говорят о механизмах, понимая под ними структуру, процесс и его результат-, шестые к структуре и процессу добавляют функцию и социальные условия реализации деятельности.
К основным психолингвистическим механизмам речевой деятельности относятся следующие: механизм порождения речевого высказывания, механизм смыслового восприятия речи и механизм коммуникативного взаимодействия общающихся, имеющие сложную структуру.
8. Установите последовательность механизмов речевой деятельности (по Н.И. Жинкину):
1) внутренняя речь; 2) операционный механизм; 3) УПК; 4) физиологиче-ский механизм
|
Ответ: 1,3,2,4
9. Восстановите определение:
Языковой / речевой механизм человека понимается как устройство, предназначенное для осуществления определенных процессов, обладающее возможностями которые определяются мозгом и доступное для исследования на различных уровнях.
10. Опишите принципы работы языкового/ речевого механизма человека.
1.Узнавание, которое отличается избирательностью (не всё и не всегда узнается, это зависит от конкретной ситуации и от мотивов).
2.Использование разных видов опор (т.е. благодаря чему, с опорой на что происходит соотношение речи и действительности). Могут быть функциональные опоры, т.е. предназначенные для конкретной цели, параллельные опоры на опыт и чувства.
3.Принцип ассоциирования (соотношение со всем многоообразием мира).
4.Принцип смысловых замен (стык речи и интеллекта конкретного человека, где совершается перевод мысли на язык человека).
5.Принцип контроля.
Укажите основные виды опор, которые используются человеком.
1. Опоры при понимании высказывания/текста.
2. Опоры при пользовании выводным знанием
3. Опора на выводные знания при прогнозировании
12*. Раскройте суть гибридного подхода к описанию работы языкового / речевого механизма человека.
Особенно перспективным названо изучение особенностей эвристического поиска именно потому, что до сих пор ряд авторов противополагает ассоциативную связь и эвристический поиск как принципиально несовместимые понятия, в то время как на самом деле этот принцип/механизм обеспечивает человеку возможность увязывания многих, казалось бы, не имеющих отношения друг к другу объектов по величайшему разнообразию оснований на разных уровнях единой перцептивно-когнитивно-аффективной системы (памяти), позволяя решать те самые "плохо сформулированные задачи", с которыми он то и дело сталкивается как в повседневной жизни, так и в научных исследованиях. При этом важно акцентировать внимание на постоянном взаимодействии ряда основополагающих принципов функционирования индивидуального знания (ИЗ), в том числе — опоры на признаки и признаки признаков, включения в разнообразные системы связей на разных уровнях осознаваемости, выхода на картину мира с учетом выводных знаний и т.д. Такое взаимодействие разных принципов само по себе также является одной из фундаментальных особенностей функционирования ИЗ.
|
13*. Как вы понимаете идею комплементарности всех речевых механиз-мов человека?
Идея комплементарности реализуется на всех уровнях иерархии: и во взаимодополнительности "приёма" и "выдачи" сообщения, и в механизмах, связанных с функционированием каждого из этих звеньев общения, а именно: осмысления — через анализ и синтез; памяти — через взаимодействие долговременной и кратковременной памяти; упреждающего синтеза (опережающего отражения) — через объединение двух элементарных звеньев любого отрезка речевой цепи.
14*. Составьте схему работы языкового / речевого механизма человека.
15*.С какими специфическими особенностями работы языкового / речевого механизма человека соотносятся основные характеристики процессов восприя-тия и почему?
Речевая деятельность является специфическим видом деятельности человека, существенно отличающимся от других видов деятельности. К числу наиболее важных отличительных особенностей РД относятся следующие.
Одной из специфических особенностей РД является ее «биполярность»: это тот вид деятельности, который всегда имеет два субъекта (два лица ее осуществляющих). Первым из них является говорящий или пишущий, а вторым — слушающий или читающий. Первый субъект РД (S,) в психолингвистике определяется понятиями передатчик, или агенс; второй субъект (S2) — как приемник, или реципиент.