Укажите основные виды опор, которые используются человеком.




Практическая 6

 

 

1. Продолжите фразы:

Общая ПЛ исследует -факты языкового сознания, которые свойственны всем носителям данного языка вне зависимости от их речевой биографии.

Частная ПЛ исследует- анализируют различные области функционирования языка.

Задачи теоретической ПЛ: 1. Анализ внутренней организации речевых действий и их обусловленность языковой способностью человека; 2. Решение теоретических задач творческого характера

Прикладная ПЛ решаетпроблемы обучения языка в широком смысле

 

 

2. Найдите ошибки в определениях:

а) ПЛ исследование внутреннего лексикона направлено на изучение когнитивных ПЛ моделей;

б) ПЛ развития – это ПЛ психолингвистики;

в) рефлексивная ПЛ направлена на моделирование НЕ спонтанных речевых процессов;

г) основоположник психопоэтики – А.П. Журавлев.

 

Опишите различия между психосемантикой и ПЛ исследованием вну-треннего лексикона.

Психосемантика занимается изучением соотношения и работы структуры смыслов индивида. Возникла на стыке психологии и семантики, объединенных общей идеей различия значения и смысла.

Исследование внутреннего лексикона человека выступает как субъект речевой деятельности. Исследования различных аспектов коммуникативной деятельности человек

Перечислите основные направления прикладной ПЛ.

Основным направлением прикладной ПЛ является изучения языка в широком смысле

Второе направление по значимости прикладной ПЛ связано с патологией, а именно коррекционной педагогикой, патопсихологией и психиатрией

Отождествляется ли ПЛ развития с ПЛ детской речи? Обоснуйте свой ответ.

Отожествляется т.к психолингвистическая теория речевой деятельности, концепции о процессах порождения и восприятия речи раскрывают структуру и особенности этих процессов, позволяют определить пути формирования основных компонентов речи и потенциальные возможности речевого развития в

процессе онтогенеза. Именно поэтому ПЛ детской речи, неразрывно связана с ПЛ развития.

Укажите соответствия.

Ответы: 1.В,2.Б,3. Е 4.Д.

 

7. Объясните, что такое «механизм».

Можно выделить следующие случаи терминологического применения слова "механизм": одни авторы понимают под механизмом устройство чего-либо, его структурные характеристики', другие имеют в виду процесс, некоторую совокупность действий и операций или ряд процессов; третьи подчеркивают взаимодействие структуры и процесса и указывают на условность разграничения этих понятий; четвертые не дают подробного обоснования, но фактически используют термин "механизм" при нерасчлененном анализе то структуры, то процесса (процессов) или и структуры, и процесса; пятые говорят о механизмах, понимая под ними структуру, процесс и его результат-, шестые к структуре и процессу добавляют функцию и социальные условия реализации деятельности.

К основным психолингвистическим механизмам речевой деятельности относятся следующие: механизм порождения речевого высказывания, механизм смыслового восприятия речи и механизм коммуникативного взаимодействия общающихся, имеющие сложную структуру.

 

8. Установите последовательность механизмов речевой деятельности (по Н.И. Жинкину):

1) внутренняя речь; 2) операционный механизм; 3) УПК; 4) физиологиче-ский механизм

Ответ: 1,3,2,4

 

9. Восстановите определение:

Языковой / речевой механизм человека понимается как устройство, предназначенное для осуществления определенных процессов, обладающее возможностями которые определяются мозгом и доступное для исследования на различных уровнях.

10. Опишите принципы работы языкового/ речевого механизма человека.

1.Узнавание, которое отличается избирательностью (не всё и не всегда узнается, это зависит от конкретной ситуации и от мотивов).

2.Использование разных видов опор (т.е. благодаря чему, с опорой на что происходит соотношение речи и действительности). Могут быть функциональные опоры, т.е. предназначенные для конкретной цели, параллельные опоры на опыт и чувства.

3.Принцип ассоциирования (соотношение со всем многоообразием мира).

4.Принцип смысловых замен (стык речи и интеллекта конкретного человека, где совершается перевод мысли на язык человека).

5.Принцип контроля.

Укажите основные виды опор, которые используются человеком.

 

1. Опоры при понимании высказывания/текста.

2. Опоры при пользовании выводным знанием

3. Опора на выводные знания при прогнозировании

 

12*. Раскройте суть гибридного подхода к описанию работы языкового / речевого механизма человека.

Особенно перспективным названо изучение особенностей эвристического поиска именно потому, что до сих пор ряд авторов противополагает ассоциативную связь и эвристический поиск как принципиально несовместимые понятия, в то время как на самом деле этот принцип/механизм обеспечивает человеку возможность увязывания многих, казалось бы, не имеющих отношения друг к другу объектов по величайшему разнообразию оснований на разных уровнях единой перцептивно-когнитивно-аффективной системы (памяти), позволяя решать те самые "плохо сформулированные задачи", с которыми он то и дело сталкивается как в повседневной жизни, так и в научных исследованиях. При этом важно акцентировать внимание на постоянном взаимодействии ряда основополагающих принципов функционирования индивидуального знания (ИЗ), в том числе — опоры на признаки и признаки признаков, включения в разнообразные системы связей на разных уровнях осознаваемости, выхода на картину мира с учетом выводных знаний и т.д. Такое взаимодействие разных принципов само по себе также является одной из фундаментальных особенностей функционирования ИЗ.

13*. Как вы понимаете идею комплементарности всех речевых механиз-мов человека?

Идея комплементарности реализуется на всех уровнях иерархии: и во взаимодополнительности "приёма" и "выдачи" сообщения, и в механизмах, связанных с функционированием каждого из этих звеньев общения, а именно: осмысления — через анализ и синтез; памяти — через взаимодействие долговременной и кратковременной памяти; упреждающего синтеза (опережающего отражения) — через объединение двух элементарных звеньев любого отрезка речевой цепи.

14*. Составьте схему работы языкового / речевого механизма человека.

15*.С какими специфическими особенностями работы языкового / речевого механизма человека соотносятся основные характеристики процессов восприя-тия и почему?

Речевая деятельность является специфическим видом деятельности человека, существенно отличающимся от других видов деятельности. К числу наиболее важных отличительных особенностей РД относятся следующие.

Одной из специфических особенностей РД является ее «биполярность»: это тот вид деятельности, который всегда имеет два субъекта (два лица ее осуществляющих). Первым из них является говорящий или пишущий, а вторым — слушающий или читающий. Первый субъект РД (S,) в психолингвистике определяется понятиями передатчик, или агенс; второй субъект (S2) — как приемник, или реципиент.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: