Теоретический материал:
Свойства степени с действительным показателем.
Для любых действительных ,
и произвольных
,
имеют
место следующие равенства.
a1 = a;
a0 = 1 (при a не равном нулю).
Пример 1: Вычислить:
= 2
=
=
= 6
=
=
=
=
=
Пример 2. Решить уравнение: а) х1/3 = 4; б)
Решение: а) Возведем обе части уравнения в третью степень 3=43,
х=64. Ответ: х=64
б) Сначала сложим показатели степени при основании х, имеем . Получили уравнение
, Представим 16, как
. Получим
, возведем обе части уравнения в 7 степень и получим
Отсюда следует, что х=4. Ответ: х=4
Практическая часть:
1 вариант
1. Установите соответствие:
При умножении степеней с равными основаниями | Основания умножаются, а показатель остаётся прежним |
При делении степеней с равными основаниями | Основания делятся, а показатель остаётся прежним |
При возведении степени в степень | Основание остаётся прежним, а показатели умножаются |
При умножении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются |
При делении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели складываются |
2. а) Вычислите: а) :
; б)
3. Упростите выражение :
и найдите его значение при х = 2.
4. Решив уравнения и составив слово1234567, используя дешифратор, вы узнаете имя этого ученого, который положил начало буквенных записей степени.
Л | Т | Н | Р | Ш | О | Ь | И | Е | Ф | К | А | Д |
9/4 | -2 | 4/9 | 5/3 | 1/3 |
1. Х1/3=4
- у-1=3/5
- а1/2= 2/3
- х-0,5 х1,5 = 1
- у1/3 =2
- а2/7а12/7 = 25
- а1/2: а = 1/3.
5. Вычислить: +
+ (60)5
2 – 3–4
27
2 вариант
1. Установите соответствие:
При умножении степеней с равными основаниями | Основания умножаются, а показатель остаётся прежним |
При делении степеней с равными основаниями | Основания делятся, а показатель остаётся прежним |
При возведении степени в степень | Основание остаётся прежним, а показатели умножаются |
При умножении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются |
При делении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели складываются |
2. а) Вычислите: а)
3. Чему равно значение выражения при а =
.
4. Решив уравнения и составив слово1234567, используя дешифратор, вы узнаете имя этого ученого, который ввел название показатель.
Л | Т | Н | Р | Ш | О | Ь | И | Е | Ф | К | А | Д |
9/4 | -2 | 4/9 | 5/3 | 1/3 |
1. -81/3
- 811/2
- (3/5)-1
- (5/7)0
- 27-1/3
- (2/3)-2
- 161/2 * 1251/3.
5. Вычислить: –
– 32
2– 4
+ (30)4
4.
3 вариант
1. Установите соответствие:
При умножении степеней с равными основаниями | Основания умножаются, а показатель остаётся прежним |
При делении степеней с равными основаниями | Основания делятся, а показатель остаётся прежним |
При возведении степени в степень | Основание остаётся прежним, а показатели умножаются |
При умножении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются |
При делении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели складываются |
2. а) Вычислите: а) 0,3 ; б)
3. Сократите дробь: .
4. Решив уравнения и составив слово 123451, используя дешифратор, вы узнаете имя этого ученого, который дал определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем.
Л | Т | Н | Р | Ш | О | Ь | И | Е | Ф | К | А | Ю |
9\4 | -2 | 4\9 | 5\3 | 1\3 |
1. а2\7а12\7 = 25
2. (х-12)1\3 =2
3. х-0,7 х3,7 = 8
4. а1\2: а = 1\3
5. а1\2= 2\3
5. Вычислить: .
4 вариант
1. Установите соответствие:
При умножении степеней с равными основаниями | Основания умножаются, а показатель остаётся прежним |
При делении степеней с равными основаниями | Основания делятся, а показатель остаётся прежним |
При возведении степени в степень | Основание остаётся прежним, а показатели умножаются |
При умножении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются |
При делении степеней с равными показателями | Основание остаётся прежним, а показатели складываются |
2. а) Вычислите: а) ; б)
.
3. Сократите дробь: .
4. Выполнив это задание и составив слово 123456, используя дешифратор узнаете фамилию этого математика, который ввел современную запись степени.
Л | Т | Н | Р | Ш | О | И | Е | Ф | К | А | Д | Ю |
9\4 | -2 | 4\9 | 5\3 | 1\3 |
1. Х1/3=4
- у-1= 3
- (х+6)1/2 = 3
- у1/3 =2
- (у-3)1/3=2
- а1/2: а = 1/3
5. Упростить выражение:
Контрольные вопросы:
1. В чем сходство и различие степени с целым показателем и степени с дробным показателем?
2. Всегда ли можно вычислить точное значение степени с дробным показателем?
3. Запишите свойства степени с действительным показателем.