Какие ситуации приводят к суициду?




МИФЫо суицидах

В обыденном сознании людей бытуют различные мифы и предубеждения, связанные с проблемой суицида. Среди них:

МИФ 1. Люди, говорящие о самоубийстве, никогда не осуществляли его на деле.

НА САМОМ ДЕЛЕ: 4 из 5 суицидентов не раз подавали сигналы о своих намерениях (О признаках склонности к суициду ниже).

МИФ 2. Человек в суицидальном состоянии твердо решил покончить жизнь самоубийством.

НА САМОМ ДЕЛЕ: большинство самоубийц не пришли к однозначному решению жить или умереть. Они «играют со смертью», предоставляя окружающим спасать их.

МИФ 3. Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения.

НА САМОМ ДЕЛЕ: суициду предшествует ряд сигналов, выражающих внутреннюю борьбу человека между жизнью и смертью.

МИФ 4. Суициденты постоянно думают о смерти.

НА САМОМ ДЕЛЕ: позывы к смерти кратковременны. Если в такой момент помочь человеку преодолеть стресс, его намерения могут измениться.

МИФ 5. Улучшение, наступающее после суицидального кризиса, означает, что угроза самоубийства прошла.

НА САМОМ ДЕЛЕ: большинство самоубийств происходит в течение примерно 3 месяцев после начала «улучшения», когда у человека появляется энергия для воплощения своих мыслей и чувств к жизни.

МИФ 6. Суицид – это наследственная «болезнь».

НА САМОМ ДЕЛЕ: добровольная смерть одного из членов семьи может усилить суицидальный кризис у других лишь в том случае, когда они сами подвержены мысли о смерти.

МИФ 7. Все самоубийцы – душевнобольные или умственно неполноценные люди.

НА САМОМ ДЕЛЕ: уходят из жизни люди, которые не смогли почувствовать себя счастливыми в какой-то момент времени, не смогли справиться с переживаниями от несправедливого отношения к себе.

МИФ 8. Женщины угрожают самоубийством, а мужчины осуществляют его.

НА САМОМ ДЕЛЕ: мужчины в 3 раза больше женщин заканчивают жизнь самоубийством, а женщины в 3 раза чаще мужчин предпринимают попытки суицида. Женщины используют средства с большими шансами на спасение.

Какие ситуации приводят к суициду?

Врач-суицидолог, кандидат медицинских наук Елена Вроно считает, что подростковые попытки суицида могут быть как "истинными", так и "демонстративно-шантажными".

В отличие от взрослых, подростки очень часто совершают демонстративные суицидальные попытки, совершенно не желая при этом закончить жизнь, рассказывает Вроно. Они просто хотят изменить ситуацию в свою пользу и не скрывают этих своих намерений, но до конца не понимают возможных последствий. Психотерапевт приводит в пример историю девочки, которая решила предпринять попытку суицида, чтобы избежать наказания. Она осталась жива только потому, что живет в Москве, где есть реанимационное отделение во всех детских больницах.

"Я-то имела в виду: приедет скорая, меня увезут, маме будет не до разбирательств со мной, а потом, когда она вот придет плакать у моей кровати, я ей скажу: знаешь, я взяла твое, что-то разбила там, сломала, и ей будет не до наказания".

По словам Вроно, склонные к суициду дети думают, что смерть имеет начало и конец, поэтому готовы рисковать жизнью, чтобы доказать свою правоту, наказать обидчика или настоять на своем. Дети часто в принципе плохо представляют себе, что такое смерть и что это невозвратное состояние. [См.источник].

По данным специалистов, изучающих суицидальные действия, основными причинами, которые заставляют детей совершать суицид, являются:

ª Острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, педагог, тренер и т.д.), чувсто одиночества, недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.

ª Затяжные психотравмирующие ситуации в сфере межличностных, чаще всего внутрисемейных отношений (словесное и/или физическое насилие, издевательство, побои, жесткий контроль, алкоголизм/наркомания, конфликты и прочее).

ª Проблемы в личной жизни, несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

ª Отвержение сверстников, травля, угрозы, унижения (в том числе в социальных сетях).

ª Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

ª Личные неудачи подростка в учебе, дополнительном образовании на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

ª Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

ª Неудовлетворенность подростка своим внешним видом и чрезмерная обеспокоенность им (например, стремление к жестким диетам, проблемы гендерной идентичности) [См.источник].

 

История Кристины

Кристине 15 лет. Высокая, у нее веснушки. Ее любимый предмет – физика, она любит сериал "Теория большого взрыва". Зимой этого года она пыталась покончить с собой в новой школе, куда пошла после переезда.

"Я толстая и сама об этом знаю", – начинает Кристина.

Сначала одноклассники ее не замечали, и девушку это устраивало. Проблемой стали уроки физкультуры:

"Учитель каждый урок говорил, что я ленивая, и спрашивал, хочу ли я вообще замуж", – рассказывает школьница.

Кристина признает, что бегает медленнее остальных, а прыгать со скакалкой стеснялась, потому что мальчики "пялились на грудь". Каждая неудача высмеивалась учителем перед всем классом, и вскоре шутки на тему веса Кристины стали любимой темой других учеников. Классная руководительница сочувствовала Кристине и советовала не обращать внимание, чтобы одноклассникам "быстрее надоело". Но им не надоедало: зимой кто-то подписал тетрадь Кристины по русскому языку "Жирная свинья".

"Тогда я захотела, чтобы они увидели, до чего доводят их издевательства. Я решила выйти с физры со словами "Прощайте" и пойти на пятый этаж – прыгать. И вся школа бы увидела, и все бы знали, кто в этом виноват".

Мама Кристины Светлана узнала об издевательствах над дочерью, только когда ее вызвали в школу после инцидента. Она потребовала уволить учителя физкультуры, грозясь написать заявление по статье 110 УК – "доведение до самоубийства".

"Я даже не замечала ничего, вы мне верите? – вспоминала Светлана в разговоре с корреспондентом Настоящего Времени. – Она у меня всегда была тихой, много читала, о чем-то сложном, физическом, а я вся в работе и не лезла ей в душу".

Учитель физкультуры сменил место работы, где он сейчас – неизвестно. Кристина перешла в другую школу: "Они [администрация школы – НВ] так просили маму не поднимать кипиш, говорили, что это испортит имидж школы. Им имидж важнее чьей-то жизни? Ненавижу", – злится девушка. И добавляет в конце разговора: "Зря я это все же. Маму жалко, она сильно испугалась, мы много с ней говорили потом". На вопрос, может ли она снова пойти на такой шаг, Кристина ответила: "Думаю, нет".

ª Пресыщенность жизнью, усталость от жизни, отсутствие цели и интереса к жизни.

ª Боязнь наказания (страх осуждения со стороны родных или общества за проступки), самоосуждение за неблаговидный поступок.

ª Зависимости. Речь идет не только об алкоголе и наркотиках как способах уйти от действительности. Большое распространение получила зависимость от социальных сетей и компьютерных игр, в которых главный герой обладает множеством жизней.

ª Игрушки, кино и мультипликация. Игрушки, как и кинопродукция и мультипликация, нуждаются в психологической экспертизе. Все, что связано с культом смерти, способствует увеличению количества детских суицидов, а таковых сценариев и примеров с каждым днем все больше и больше.

ª Отсутствие контакта с родителями. Одной из главных причин, по нашему мнению, является отсутствие нормального, здорового контакта между взрослым и ребенком, отсутствие родительской поддержки. Приведем пример [См.источник]:

История Михаила.

«Михаил живет с родителями, ему 17. Он хорошо учится, не боится грядущих ЕГЭ, он душа компании – недавно на день рождения друзья подарили ему электрогитару, а на странице вконтакте у него десятки поздравлений. У Михаила есть второй аккаунт – о нем знают только шесть друзей, и там он подписан на многие депрессивные паблики. Молодой человек уверяет, что покончить с собой никогда не решится и старается не "палить свои реальные чувства" окружающим.

"Мне тупо не поверят, если я на что-то пожалуюсь, они думают, мне не из-за чего переживать по жизни", – считает Михаил. Также он признался, что опасается насмешек: "И что я скажу? Что я грущу? Мне скажут, что все грустят", – объясняет молодой человек.

Больше года назад Михаил написал лучшему другу Артему такое сообщение: "Я не выхожу больше на улицу, только в школу, еле делаю д[омашнее] з[адание], смотрю сериалы, но чаще просто лежу на кровати, смотрю в потолок как придурок и ничего не делаю, думаю о своей смерти, но я не смогу это, покончить с собой". "Видишь, я тогда еще говорил, что не сделаю этого", – показал Михаил переписку корреспонденту НВ.

Артем в разговоре с Настоящим Временем сказал, что Михаил "хорошо держится": "Я же его друг и знаю, когда ему хреново. Но с другими он мужик, держится". О причинах подавленного состояния молодые люди говорить отказались.

По мнению ВОЗ, многие люди, которые думают о суициде, не обращаются за помощью ровно по тем причинам, которые назвал Миша: им неудобно и они боятся встретить непонимание, потому что тема самоубийства, депрессии и психических расстройств сильно стигматизирована».

Ø Родители! Будьте внимательны к своим детям! Пожалуйста, не оставляйте их в одиночестве со своими проблемами! Мы убеждены, что для ребенка любовь эквивалентна времени, которое ему уделяют мама и папа, искренне интересуясь его жизнью и тем, что творится у него на душе!

Подросткам свойственно видеть проблемы нерешаемыми. Дети в этом возрасте всегда хотят быть совершенными, при этом они очень критичны к себе и к окружающим. Подростку кажется, что мир ополчился против него, и самые близкие люди в свете его нескончаемых и неразрешимым проблем, тоже предстают перед ним врагами. А так как в этом возрасте у ребенка еще не полностью сформировалось осознание ценности человеческой жизни, то и суицид воспринимается логичным и единственно возможным средством разрешения проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: