Барбара Бергер – Ментальные законы. Как работает наш разум




 

www.e-puzzle.ru

THE MENTAL LAWS

Understanding the Way the Mind Works

Barbara Berger

Translated by Olga Volftsun & Vera Polischuk

BeamTeam Books in cooperation with Dmitry Sandakov

МЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

Как работает наш разум

Барбара Бергер

Перевод на русский язык Ольга Вольфцун и Вера Полищук

BeamTeam Books в сотрудничестве с Дмитрием Сандаковым

Барбра Бергер Ментальные законы. Как работает наш разум

Перевод на русский язык: Ольга Вольфцун и Вера Полищук Фото обложки: S0ren Soik^r Дизайн, оформление, вёрстка: Дмитрий Сандаков

© Barbara Weitzen Berger, 2000/2009/2016

© Перевод на русский язык: Ольга Вольфцун, Вера Полищук, 2016 © Оформление и дизайн: Дмитрий Сандаков, 2017

Версия 1.0, 14 февраля 2017 г.

BeamTeam Books

Kasteisvej 21B, st. th. 2100 Copenhagen 0 Denmark Phone: (+45) 35 26 40 77 E-mail: info@beamteam.com Web site: www.beamteam.com

Дмитрий Сандаков

Минск, Беларусь Тел.:+375 (29) 325 64 27 E-mail: d.sandakov@mail.ru

 

Оглавление


Введение[1] 7

Закон 1. Закон возникающих мыслей 10

Закон 2. Закон наблюдателя 14

Закон 3. Закон наименования 19

Закон 4. Закон причины и следствия 25

Закон 5. Закон эмоции 33

Закон 6. Закон фокусировки 41

Закон 7. Закон свободной воли 51

Закон 8. Закон подспудных убеждений 62

Закон 9. Закон замещения 72

Закон 10. Закон отражения 77

Закон 11. Закон истины 83

Резюме 89

Заключительно слово 91

Книги Барбары Бергер 93

 


С благодарностью Дмитрию Сандакову, Ольге Вольфцун и Вере Полещук, благодаря энергии и труду которых появилось русское издание «Ментальных законов»

 

 

Введение: Ментальные законы

Книга, которую Вы только что открыли, представляет собой краткое введение в науку о функционировании человеческого разума. В основе этой науки лежат так называемые ментальные законы. Это законы, которым подчиняется процесс мышления, и они столь же объективны и универсальны, как, например, закон всемирного тяготения.

В этой книге я попытаюсь максимально просто и лаконично объяснить, что собой представляют ментальные законы, и как они работают.

Впервые я употребила термин «ментальный закон» когда начала отвечать на письма читателей своих книги «Путь к обретению силы силе / Фастфуд для души». Многие люди были поражены тем, что очень простая техника концентрации внимания, которую я описала, оказалась настолько эффективной, что произвела реальные изменения в их жизни. И они спрашивали меня: как такое возможно.

Чтобы ответить на этот вопрос, в 2000 году я начала писать книгу о ментальных законах. Книга получила название «Мысленные технологии. Программное обеспечение для вашего мозга»; в ней я впервые сформулировала ментальные законы, которые управляют работой нашего разума.

Настоящая книга представляет собой исправленное и дополненное издании моей первой книги о законах мышления.

По чему это важно?

Понимание того, как работают ментальные законы, является крайне важным для каждого человека. Человек способен стать повелителем своего разума, но без знания этих законов он рискует стать его жертвой. Как только мы узнаём как работает наш разум, мы получаем ключ к конструктивному использованию таящихся в нём возможностей. Законы мышления столь же объективны и столь же действенны, как и физические законы (например, закон тяготения). Для того чтобы начать использовать их в своих интересах, нам нужно изучить их.

Когда человек узнаёт о том, как действуют ментальные законы, он начинает понимать, почему его жизнь складывается именно такой, какая она есть. А когда это происходит - возникает чёткое видение того, что можно изменить, а чего изменить нельзя. Кроме того, человек начинает ясно осознавать различие между реальностью и своим представлением о реальности; и это помогает человеку глубже понять, кто он есть на самом деле.

То, что написано в этой книге, может полностью изменить вашу жизнь. Если вы готовы читать дальше, давайте вкратце разберёмся, что такое ментальный закон.

Что такое ментальный закон?

Закон - это объективный неизменный принцип, который описывает и объясняет то, как и почему происходят некие события. Подобно тому, как существуют законы, которые определяют события в физическом мире, существуют законы, которые формируют процессы, протекающие в мире разума. Независимо от того, к какой сфере относится закон (физической или ментальной), он всегда описывает объективную реальность, которая не зависит от наблюдателя. Именно поэтому любой человек может проверить действие закона и убедиться в его существовании.

Хорошим примером физического закона является закон тяготения. Он является объективным, действует повсеместно и непрерывно. Если человек прыгает с крыши здания, то немедленно начинает падать вниз. Закон тяготения действует всегда и везде - в любой стране, в любое время года. Неважно, хороший человек прыгнет вниз или плохой. Неважно, насколько он знаменит или богат. Закон природы не делает исключений нигде, никогда и ни для кого.

Очень важно понимать, что закон действует независимо от того, знаете вы о нём или нет. Если вы прыгнете вниз, то начнёте падать, даже если ничего не знаете о массе, гравитации и силе тяготения. Закону всё равно, знаете вы о нём или нет, он просто действует; закон - это слепая сила природы.

Всё сказанное выше относится и к ментальным законам: они объективны и повсеместны, они определяют то, как протекают мысленные процессы. Любой человек может пронаблюдать действие этих законов и убедиться в их существовании.

Когда вы будет читать эту книгу и узнавать о законах мышления, важно помнить, что эти законы (как и любые другие законы): (1) управляют событиями и работают всегда и везде - вы не можете включить или выключить их; (2) действуют одинаково для всех - им не важно, кто вы и каковы вы; (3) являются объективными - любой человек может проверить их действие и убедиться в их существовании.

Давайте познакомимся с первым ментальным законом.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН

Закон возникающих мыслей: Мысли преходящи

Природа любых мыслей такова, что они возникают и исчезают, они преходящи. Это первый по важности закон, потому что он описывает объективный универсальный феномен, который работает для любого из нас. Никто не ведает, почему и откуда берутся мысли и что они собой представляют, но они есть у каждого. Такова природа жизни.

Можете пронаблюдать за течением мыслей и на собственном опыте убедиться в истинности этого закона. Проверьте, работает этот закон для вас или нет. Далее рассказывается, как это сделать.

Созерцайте пустую стену

Сядьте на стул лицом к пустой стене, желательно — белой. Пустая стена — это стена, на которой не висит никаких картин, плакатов, фотографий. Также желательно, чтобы стена была гладкой и взгляду вашему не за что было зацепиться (никаких трещин, паутинок, узоров). Примите удобную позу и скажите себе: «С этой секунды я ни о чём не думаю». Отдайте разуму команду полностью опустошиться. Попробуйте провести в таком состоянии две минуты — просто сидите и смотрите на стену и ни о чём не думайте. Справляетесь ли вы с таким заданием? Вероятнее всего, у вас не получается не думать. Почему? Потому что мысли всё равно возникают. Вот что происходит: они просто возникают ниоткуда, сами по себе, и вы не в силах остановить этот процесс. У вас не получается очистить разум на длительный срок, потому что в нём все равно всплывают разные мысли — и, как вам кажется, они это делают сами по себе, против вашей воли. Ведь ясно, что, если вы старались не думать, то эти мысли вызвали не вы. Особенно это ясно потому, что сейчас вы приняли решение не думать, поставили перед собой задачу не думать, а решили, что будете просто сидеть на стуле и созерцать пустую стену. Но у вас не получилось не думать, правда? Почему? Потому что это невозможно — и не только для вас, а для кого угодно. Только не сочтите, будто вы допустили ошибку и что-то делали не так. Вовсе нет. Дело в том, что природа нашей жизни такова: мысли возникают самостоятельно. Это — природа нашего разума. Она никак не связана с нами и нашей волей. Мы не вызываем мысли усилием воли.

Мысли появляются и уходят сами по себе.

Вот почему этот феномен — закон. Он охватывает всех людей без исключения. Он универсален и объективен. Вы можете пронаблюдать его в действии и убедиться в его непреложности.

Этот закон работает постоянно, каждый час и каждую минуту нашего бодрствования, для всех людей на свете.

Если внимательно понаблюдать, то вы даже сможете проследить этот процесс. Посидите спокойно некоторое время, и вы заметите, как мысли возникают в сознании, и сумеете на мгновение-другое рассмотреть ту или иную мысль. А что случится потом? Мысль исчезнет так же внезапно и необъяснимо, как появилась. Вы не предпринимали особенных усилий, но мысль всё равно исчезла, ушла туда, откуда взялась (откуда бы она ни взялась). А что происходит потом? Если вы продолжаете сидеть спокойно и ждать, то на смену исчезнувшей мысли возникнет новая, и снова появится сама по себе, а не по вашей воле, и снова мелькнет и исчезнет. А ведь всё, что вы делали, — это сидели неподвижно, созерцали пустую белую стену и старались не думать!

Теперь вы убедились: мысли возникают и исчезают самостоятельно. Это истина, и вы удостоверились в ней на собственном опыте: проверили и поняли, что универсальный закон касается и вас тоже, как и всех без исключения. Вы пронаблюдали, как мысли самостоятельно возникают из ниоткуда и исчезают в никуда. И что поразительно, это непрерывный процесс. Даже если сесть и созерцать белую пустую стену и дать себе команду не думать, мысли всё равно будут приходить и уходить. По сути дела, вы вообще ни при чем. Возникновение и исчезновение мыслей — явление совершенно безличное. Просто так происходит, вот и всё. И не в ваших силах остановить этот процесс.

 

А КАК ЖЕ МЕДИТАЦИЯ?

Вы спросите: «А как же медитация? Ведь многие практикуют медитацию в том числе и как средство очистить сознание, успокоить разум и перестать думать. Что же получается — это всё-таки возможно?»

Исходя из моего личного опыта, остановить поток мыслей невозможно. Даже те, кто практикует медитацию годами и десятилетиями, во время медитации думать не прекращают. Однако медитация и впрямь обладает успокаивающим действием, умиротворяет ум и замедляет поток мыслей. Но если будете заниматься медитацией, то сами убедитесь: поток не иссякает окончательно, мысли всё так же возникают и исчезают, просто их меньше и скорость потока снижается — да и то незначительно. Медитируя, вы особенно отчетливо это осознаете. Пребывая в медитации, можно отслеживать, как появляется очередная мысль, и позволять ей уйти, не задерживая, но и не прогоняя насильно (такое наставление вы встретите во многих инструкциях для медитирующих).

Конечно, по мере того как вы набираетесь опыта по части медитаций, поток мыслей будет замедляться, а их количество снизится. Вместо бурного горного потока получится скромный маленький лесной ручеёк, но он всё равно не пересохнет. Изменится другое: благодаря медитации, вы будете более отстраненно относиться к своим мыслям, перестанете с ними отождествляться и не будете уже испытывать к ним эмоциональную привязанность. Но мысли никуда не денутся. Возможно, вы обнаружите, что благодаря медитации перестали погружаться в воспоминания и вязнуть в них — в разных историях, сюжетах, картинах прошлого и настоящего. Однако поток не прервётся. Кроме того, вы, вероятно, испытаете так называемые «провалы» между мыслями, то есть поток станет прерывистым. Это происходит потому, что мысли медитирующего текут медленнее, но всё равно они не исчезают окончательно. Такова природа нашего разума: мысли всё время возникают и проходят, и это — часть реальности, её неотъемлемая составляющая.

Поэтому, если кто-нибудь попытается убедить вас, будто медитация помогает полностью избавиться от мыслей, не верьте. Попробуйте регулярно медитировать, и узнаете, что происходит.

 

ВТОРОЙ ЗАКОН

Закон наблюдателя:

Вы и ваши мысли — не одно и то же

Существует разница между вами, тем, у кого в голове вертятся разные мысли, и самими мыслями. Вы не тождественны им. Это ещё один универсальный объективный закон, который работает для всех без исключения. Теперь, когда вы о нём знаете, то можете проверить его и удостовериться, что он действует. (Вот почему он считается законом: вам не нужна научная степень, чтобы увидеть его истинность.) Итак, вы легко можете убедиться, что вы не тождественны своим мыслям. Убедиться на практике. Как же это проделать?

Вернитесь к пустой стене

Чтобы проверить этот закон в действии, вернитесь к пустой белой стене. Сядьте поудобнее, смотрите на стену и ждите, что будет. Произойдёт то же самое, что и в прошлый раз, когда вы точно так же сидели и созерцали пустую стену: мысли будут приходить и уходить. Но в этот раз обратите внимание вот на что. Спросите себя, кто наблюдает за появлением и исчезновением мыслей, за их непрерывным потоком? Кто следит за этим феноменом?

Как только вы зададитесь этим вопросом, то сразу поймете, что за потоком мыслей наблюдаете вы сами (что бы вы ни включали в это понятие). Очевидно, что при этом вы не можете быть самими мыслями, которые приходят и уходят, поскольку вы присутствуете здесь и сейчас и никуда не исчезаете. Вы присутствуете здесь отдельно от уходящих и исчезающих мыслей: вы здесь, когда они появляются неведомо откуда, и вы здесь, когда они утекают неведомо куда.

Поэтому становится предельно ясно: вы не тождественны своими мыслям, поскольку, когда мысль исчезает, вы-то всё ещё остаетесь здесь. Следовательно, вы — не единое целое со своими мыслями. Нет, вы — нечто иное. Вы — созерцатель, наблюдатель, свидетель. Вы наблюдаете, созерцаете, выступаете в роли очевидца. Внимательно проследите, что именно происходит, когда вы смотрите на пустую белую стену, и вы убедитесь: да, вы существуете отдельно от мерного прибоя своих мыслей, вы — наблюдатель. Следовательно, есть разница между потоком мыслей и тем, кто их наблюдает.

Обратите внимание: вы всё ещё здесь

Когда вы начнёте постигать это различие, то увидите, что вы (наблюдатель) не возникаете и не исчезаете, вы постоянно присутствуете тут, и неважно, каковы ваши мысли: «Что за чудный день!» или «Какой кошмарный день», «Я простужен» или «Я отлично себя чувствую», «Я подавлен», «Я сердит» или «Я устал». Неважно, каково содержание и эмоциональная окраска ваших мыслей и чувств, вы всё равно присутствуете здесь и сейчас. Вы, наблюдатель, — тот, в ком возникают и исчезают мысли. Вы при этом не исчезаете.

Внимание! Это важное, судьбоносное открытие, дорогие читатели! Поэтому непременно проверьте его на практике и убедитесь, что оно истинно. Убедитесь, что вы не тождественны своим мыслям. Понаблюдайте за этим явлением, найдите ему подтверждения, чтобы вы могли с уверенностью сказать: «Да, я убедился, что постиг разницу между наблюдателем (самим собой) и потоком преходящих мыслей».

Ключ к Свободе

Открытие закона, согласно которому вы не тождественны своим мыслям и представляете собой лишь наблюдателя, принципиально важно потому, что дарует вам ключ к свободе. Это фундаментальное открытие отворит вам врата к ошеломляющим озарениям, более глубокому пониманию мироустройства, к самопознанию, и в конечном итоге — к полному и окончательному освобождению от всего, что вас угнетало (что бы это ни было). Поэтому, пожалуйста, помните о Ключе к Свободе и как можно основательнее вдумайтесь в данный закон.

Почему я всё это говорю? По целому ряду причин, но главным образом потому, что в большинстве своём современные люди до сих пор отождествляют себя с собственными мыслями. Они искренне полагают, будто их мысли — это и есть они сами. В результате большинство людей оказывается в подчинении у собственных мыслей, хотя должно быть наоборот. Такое подчиненное положение, зависимость от собственных мыслей, приводит к неописуемым страданиям и катастрофическим последствиям. Но когда вы начнёте пробуждаться от иллюзий к подлинной реальности и осознаете, что вы не тождественны своим мыслям, тогда вы сможете посмотреть на них отстраненно, с позиции наблюдателя, и тогда зависимость исчезнет. Вы перестанете быть рабом своих мыслей и отныне будете их повелителем. Благодаря этому вы не только обретёте душевное равновесие, личную свободу и возможность беспристрастно смотреть на себя и события со стороны, но, что ещё важнее, постепенно обретёте мудрость! Можно уверенно сказать: открытие этого закона и есть рождение личной мудрости! И ключ к свободе! Вы будете свободны от диктата собственных мыслей, предрассудков, убеждений, а также от тирании, которая исходит от предрассудков и убеждений других людей и тоже угнетала вас, пока вы не обрели свободу и мудрость! Вот почему осознание этого закона судьбоносно!

Но погодите верить мне на слово. Убедитесь сами, проверьте на практике истинность закона, о котором я рассказываю на страницах этой книги. Когда вы лично убедитесь, что этот закон — истина, он начнёт творить для вас чудеса.

Ближе к реальности!

Наблюдателя, в чьем разуме возникают мысли, мы можем назвать «контекстом», потому что наблюдатель — это не что иное, как поле, в котором появляются и исчезают мысли. Мысли — это всего лишь наполнение, содержание этого поля. Поняв разницу между полем и его наполнением, вы сделаете важный шаг вперед, потому что поймёте: ваше подлинное «я» не сводится к наполнению поля. Вы не обязаны подчиняться своим мыслям, потому что контекст не подчиняется содержанию.

Поняв разницу между наблюдателем и мыслями, вы также сможете переключить фокусировку. Вы больше не будете ассоциировать себя с мыслями и впредь начнёте отождествлять себя с наблюдателем, с контекстом (с полем осознанности, в котором возникают мысли). Иными словами, образно говоря, вы не жидкость в кувшине, а сам кувшин. Жидкость в кувшин можно налить любую, но кувшин остается неизменен.

Подобное переключение фокусировки позволяет вам мгновенно увидеть все события и переживания в новом свете: вы начинаете смотреть на жизнь шире, беспристрастнее, объективнее. Вот он, ключ к пониманию того сострадания и легкого отношения к жизни, которые всегда присущи истинно мудрым людям!

Итак, кто же вы?

После того как вы сделали судьбоносное открытие (согласно которому вы — не ваши мысли, вы лишь наблюдатель за потоком мыслей), у вас, естественно, возникнет вопрос: «Кто же я тогда?» Или, точнее: «Что же я собой представляю?»

Это большой и важный экзистенциальный вопрос, верно?

И каков же будет на него ответ?

Если вы вдумаетесь в то, что собой представляет наблюдение, вы повторите открытие всех Великих Умов, когда-либо осенявших своим присутствием нашу планету. А именно: «я», которое наблюдает за ходом мыслей, и есть само сознание. Как уже говорилось выше, это одна из основополагающих и важнейших характеристик бытия. Сознание — это основа и предусловие всякого жизненного опыта, всех впечатлений и переживаний. Без сознания нет и опыта.

Если вы сомневаетесь, так ли это, спросите себя: сознаёте ли вы данное мгновение? Ответ будет утвердительным. Конечно же, вы в сознании, иначе как бы вы читали эту книгу? Сознание — предтеча и обязательное условие любой человеческой деятельности. Без него ничто невозможно. Сознание — предусловие для любого впечатления и переживания, фон, на котором разворачиваются все события и впечатления. Сознание — поле осознанности, Абсолютная Реальность, контекст, в котором проходит и исчезает всё содержание (мысли, чувства, ощущения).

Ближе к реальности!

Вы можете отождествиться с самим сознанием или с его содержанием (мыслями). Самоотождествление с сознанием — это прямой путь к постижению Абсолютной Реальности.

ТРЕТИЙ ЗАКОН

Закон наименования: Мысли дают имена миру

Итак, изучая работу разума, мы с вами подошли к третьему ментальному закону, который описывает, как наш разум интерпретирует окружающий мир. Вот как это происходит.

Когда мы смотрим на окружающий мир, то думаем, будто видим «то» и «это», «тебя» и «меня». Но на самом деле, согласно данным современной науки, то, что мы считаем целостным физическим миром, не что иное, как протяженное целостное энергетическое поле. Квантовая механика учит нас, что эти волны энергии становятся частицами или локализованными во времени и пространстве событиями, которые проявляются в поле, когда есть наблюдатель. Другие традиции и учения именуют это поле Абсолютной Реальностью или Ригпой, Дао или Богом, Брахманом и т. д.

Недуальное поле — это реальность, и в этой реальности всё есть всё и нет разделения на «то» и «это», пока не происходит...

Наименование

Пока мы не начинаем давать отдельные имена.

Наименование — вот как называется игра, в которую мы играем. В чём же она состоит?

Родившись на свет, мы ещё не владеем языком. Но потом родители учат нас говорить. Обучение начинается с базового уровня и заключается в том, что взрослые объясняют нам, что как называется. Родители показывают нам дерево и говорят: «Это дерево. Скажи: дере-во». Они учат нас словам «дом», «машина», «кошка», «собака», «девочка», «мальчик», «каша», «мороженое» и т. д. Так мир учит нас именам.

В прошлом году мне повезло понаблюдать, как мой сын и его жена учат моего двухлетнего внука Адама — рассказывают малышу, что как называется. Завораживающее зрелище! Оно заставило меня задуматься: как Адам воспринимал мир до того, как родители начали учить его названиям всего сущего? (И как мы все воспринимали мир, пока не знали, что в нём как называется?) Какими казались ему разные предметы и явления? Потому ли малыш на всё натыкался и обо всё спотыкался, что не знал названий? Может, причина в том, что он воспринимал мир как слитное целое, а не как отдельные вещи и людей? Но теперь он учится воспринимать все части мира по отдельности, потому что родители говорят ему примерно следующее: «Это дом. Вот это — машина. А ты — мальчик». Смотришь, слушаешь — и не оторваться. Прямо сейчас Адам говорит: «Я — мальчик». Потрясающе, просто потрясающе! Означает ли это, что он до сих пор воспринимает себя с более глобальной точки зрения, чем мы, воспринимает как отстраненный наблюдатель? Если бы знать!

Понятно, что знание всех названий — это жизненно необходимый навык, нужный, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Для большинства из нас это совершенно автоматический и безобидный процесс — имена и названия мы используем постоянно, не задумываясь. Даже усвоив основные названия, мы, став взрослыми людьми, продолжаем узнавать всё новые. С именования мира начинается каждый наш день: проснувшись, мы наделяем мир именами, вспоминаем его заново после сна, мысленно перечисляем увиденное. Да, именно так: наши мысли дают имена миру. Если вы понаблюдаете за собой, то убедитесь, что тоже проделываете это по утрам, едва проснувшись.

Если вы не понимаете, что я подразумеваю, то вспомните: были ли у вас случаи, когда вы просыпались, не зная, где находитесь или кто вы? Случалось ли вам пробудиться в состоянии, когда сознание представляет собой чистый лист? А потом вы вспоминали: «Да, точно, я — такой-то, оказался здесь потому-то и потому-то, а рядом со мной в постели такой-то, и надо срочно вставать и бежать на работу». Вы осматривались вокруг, напоминали себе, что это ваша комната, ваша постель, вещи. Вы давали имена и названия всему вокруг — и мир возвращался к вам и переставал быть чуждым и непонятным местом (так вам казалось). То же самое вы проделываете каждое утро, в сокращенном варианте. Не поленитесь и последите за собой, когда проснетесь, — и вы убедитесь, что каждое утро заново даёте имена всему вокруг, вернее, вспоминаете знакомые имена и названия.

Но вернёмся к младенчеству и к первоначальному познанию имён и процессу называния. Как я уже сказала, мы начинаем учиться именованию с простых элементов — существительных: «мальчик», «дом», «машина», «стул», «кошка», «хлеб» и т. д.

Однако это лишь начало.

На следующем уровне обучения мы начинаем соединять отдельные слова, составляя фразы, и наши мысли делаются более описательными, усложняются. Мы говорим и думаем: «Большой дом по соседству», «у неё синяя машина», «компьютер снова работает», «какое там красивое дерево» и т. д. И пока что всё это мило и невинно: мы называем мир по именам, а потом начинаем рассказывать о нём истории.

Вот тут-то и таится подвох: мы начинаем верить в эти истории и считать их непреложной истиной. Мы истово убеждены, что наши истории о мире и есть реальность, и есть сам мир.

Ближе к реальности!

Теперь вы понимаете, как раздаёте имена той реальности, которая существовала ещё до вас. Именно так определяет этот процесс квантовая механика. Ученые доказали, что наблюдение, которое осуществляет сознательный наблюдатель, и становится причиной нарушения функций волны (принцип Гейзенберга). Иными словами, волны энергии или потенциала превращаются в подлинные события во времени и пространстве, если за ними кто-то наблюдает. Феномен проступает из общей массы, общего поля, когда мы сосредоточиваем на нём своё внимание.

Истории и суждения

Но и это ещё не всё.

На следующем уровне наши истории усложняются, и мы принимаемся выносить суждения. Мы говорим о морали, судим о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мы говорим: «Нехорошо, что он так подолгу сидит за компьютером», или «Зря она так гоняет на машине, это безрассудно», или «Соседям следовало бы срубить вон то дерево, оно затеняет мой палисадник» — и т. д. и т. п. Мы начинаем выносить оценочные суждения. Произносим слова наподобие «должен» или «не должен», заявляем, что кто-то обязан что-то делать или что «ни в коем случае нельзя» что-то делать. Мы оцениваем явления и людей как «плохие» или «хорошие». Стоит нам дать названия «тому» и «этому», как мы начинаем сравнивать их между собой. Наша картина мира усложняется, и мы искренне верим, будто это и есть подлинная реальность. Но вот вопрос: неужели это и впрямь подлинная реальность, или же мы заблуждаемся?

Может, мы принимаем за реальность свои домыслы?

Что произошло с единым полем энергии, которое представляет собой мир? Куда оно подевалось? Ну, вообще-то оно никуда не исчезло, просто мы настолько увлеклись и погрузились в свои мысли, и домыслы, и суждения (и отождествились с ними), что перестали видеть это поле, а потом и вовсе о нём позабыли!

Не-дуализм

Не-дуализм имеет отношение к Природе Реальности, единому полю или Абсолютной Реальности, в которой нет дихотомий и различий. Природа Реальности — единство, целостность, и потому любые дуальности не что иное, как иллюзии: они нереальны и в лучшем случае представляют собой ментальные построения, которыми мы пользуемся для своего удобства.

В основе большинства величайших духовных учений в мире лежит принцип не-дуализма. Вот основные концепты или термины, которые вам встретятся.

Адваита — в индуистской традиции буквально означает «не-дуальность». Этот термин обозначает единство «Я» (Атмана) и «Целого» (Брахмана). Два величайших современных наставника в русле этой традиции — американский психиатр Дэвид Р. Хокинс и индийский наставник Шри Нисаргадатта Махараджи.

Брахман (термин из индуизма) — обозначает неизменную и трансцедентную Реальность.

Ригпа (термин из тибетской традиции дзогчен) — обозначает нашу неизменную природу, состояние всеведения или просветление, а также изначальное сияние.

Бог — в христианской традиции обозначение Абсолютной и неизменной Реальности. Бог — Высший Принцип, который управляет всем мирозданием.

Дзен — не-дуалистическая восточная традиция, которая стремится к пониманию того, что Абсолют присутствует в любом занятии, и стремится постичь это на собственном опыте. Цель — достичь пробуждения посредством медитации и прямого постижения Природы Реальности.

Дао — китайская духовная традиция. В «Дао де цзин»

Путь Дао описан следующим образом: «Путь, который возможно описать, — не есть подлинный Путь. Имя, которое возможно назвать, — это не неизменное Имя».

Дао — это универсальное начало, которое, как принято считать, не имеет формы, трансцендентно, не может быть названо и не укладывается в рамки каких бы то ни было категорий. Иными словами, Дао, то есть Природа Реальности, по сути, непостижимо. Его можно лишь испытать.

Буддизм — духовная традиция со множеством ответвлений и школ. Сам Будда, Сидхартха Гаутама, известный в традиции как Будда Пробужденный, согласно легендам, постиг Абсолютную Реальность и затем посвятил остаток жизни тому, чтобы передать свой опыт людям.

Теперь, когда мы внимательнее присмотрелись к тому, как раздаём имена и названия миру и составляем о нём разные истории, давайте посмотрим — а что же получается, когда мы начинаем искренне верить в истинность этих историй и путать их с реальностью? Что происходит, когда мы верим в то, что думаем?

ЧЕТВЁРТЫЙ ЗАКОН

Закон причины и следствия: Мысль — это причина, переживание и опыт — следствие

То, что мы получаем в жизни, наш опыт и переживания, — всё это зависит от наших мыслей, от того, что именно мы думаем. Таков великий закон жизни на этом плане. Если сформулировать вкратце, он сводится к следующему: опыт, результаты, впечатления от реальности (того, что мы называем жизнью) — это плоды наших мыслей о жизни или реальности, а не результаты прямого восприятия реальности как таковой.

Как и предыдущие законы, этот закон тоже объективен и универсален. Он касается всех без исключения, независимо от рода ваших занятий или социального статуса, возраста или финансового положения. Он распространяется на всех и каждого, потому-то он и закон.

В чём его смысл?

О чём бы вы ни думали, вы получаете подтверждение на собственном опыте.

О чём бы я ни думала, я убеждаюсь в этом на практике.

Если вы считаете, будто нечто очень важно или замечательно, вы убедитесь в этом на практике. Если вы думаете, будто нечто ужасно, вы убедитесь в этом на практике.

Больше ничего не происходит.

Реальность — то, что есть.

Мы живем внутри своих интерпретаций.

Но я снова призываю вас не верить мне на слово, а прочитать и проверить всё на собственном опыте.

Мы испытываем и переживаем то, во что верим, особенно то, во что верим горячо и истово.

Думаю, первое, что вы сказали, прочитав эту фразу, было: «Да ну, это неправда! Кто угодно скажет и кто угодно знает, что „то-то и то-то“ — ужасно! При чём тут моё мышление и моё мнение!» Однако вам нужно присмотреться внимательнее и задаться вопросом, действительно ли это так. И тогда вы обнаружите, что при тщательном рассмотрении любое явление под солнцем можно истолковать сотней различных способов — и сотня разных людей найдёт разные толкования для одного и того же явления. Одно и то же событие разные люди будут переживать и воспринимать совершенно по-разному. Это касается чего угодно — буквально всего, во что ни ткни пальцем, что ни возьми. Здоровье, финансы, отношения... что угодно! То, что одному человеку кажется крепким здоровьем, для другого — скверное самочувствие. То, что один считает бедностью, для другого — богатство. Кому-то в личных отношениях какой-то пункт кажется принципиально важным, а другой полагает, что это ерунда, которая выеденного яйца не стоит. Один человек считает что-то политически корректным, а другой думает — да так же нельзя, это неправильно и безобразно! Закономерность эта распространяется и на область работы. Кому-то кажется, будто трудиться над определённым проектом с жёсткими сроками невыносимо тяжело. А для другого человека — это увлекательная задачка, которую можно решать с азартом и интересом. Кто-то терпеть не может работать допоздна и хочет поскорее вернуться домой, в лоно семьи, а другой обожает засиживаться подольше, потому что домой его совсем не тянет!

Итак, любые наши переживания и впечатления всегда сугубо субъективны. Всегда! И ещё они всегда основываются на том, кто мы и какова наша система ценностей, что для нас «хорошо» и что «плохо». Нейтрального и объективного определения «добра» и «зла» существовать не может. Любое такое определение оценочно и субъективно. Всё зависит от точки зрения и от убеждений субъекта. А на нашу систему ценностей всегда влияет великое множество факторов, в том числе: чему нас учили и как программировали, наша национальная, классовая, культурная принадлежность, религия, пол, возраст и т. д.

Даже эти факторы изменчивы, поскольку каждый, взрослея и меняясь, со временем обнаруживает: то, что ещё вчера казалось абсолютным воплощением добра или зла, сегодня вполне может восприниматься как полная противоположность. Чёрное кажется белым, белое — чёрным, а на самом деле изменилась лишь ваша точка зрения. Недаром существует поговорка: «Нет худа без добра».

Пожалуйста, поразмыслите над этим тщательно, и будьте честны с собой. Если вы подумаете как следует, то, убеждена, вы обнаружите, что все наши реакции (и ваши в том числе) в той или иной ситуации основаны на предрассудках и убеждениях, которые у нас сложились о жизни. Мы воспринимаем любое событие или явление не объективно, а опосредованно, видим через призму своих воззрений и оценочных суждений.

Присмотревшись и поразмыслив, вы поймете, что в любой ситуации основной механизм остается неизменным: мысль — это причина, а полученное впечатление и переживание — это следствие. Так оно и происходит, и исключений из этого правила нет.

Итак, понаблюдайте за собой, и вы убедитесь: когда что-нибудь происходит и это что-то кажется вам хорошим, то вы чувствуете себя хорошо и радостно и воспринимаете случившееся как благо. А если происходит нечто, которое по вашей шкале ценностей ужасно, то вы расстраиваетесь и воспринимаете случившееся как ужас и кошмар. Но ваше отношение и восприятие не имеет ничего общего с событием как таковым! Событие — это просто событие, оно не плохое и не хорошее. Оценку и окраску ему придаёт ваше отношение, ваши мысли. Вы обнаружите, что между событием и вашей реакцией на него на самом деле нет никакой связи. Наше восприятие события полностью определяется нашими мыслями и чувствами, а не самим событием.

От мысли к впечатлению

Таким образом, выясняется, что все наши впечатления и переживания — плод наших мыслей и восприятия. А это — закон причины и следствия в действии. К сожалению, большинство людей понятия не имеют об этом процессе, потому что не ведают о законе причины и следствия. В итоге они не видят, как этот закон проявляется в их собственной жизни, не понимают, что, когда случается некое событие, они по неведению сразу начинают его интерпретировать и оценочно судить о нём. Происходит это так быстро, что несведущий человек просто не успевает заметить, как придал нейтральному событию положительную или отрицательную окраску, счёл его плохим или хорошим. Вместо этого человек просто думает: «Случилось нечто замечательное» или «Какой кошмар!» — и налагает так называемую «вину» на событие во внешнем мире. Он пропускает важнейшее промежуточное звено: ту ступень, на которой наши мысли, наша интерпретация событий вызывает у нас определённые реакции и порождает конкретные впечатления.

Но ведь на самом деле реальность — лишь то, что есть, а всё остальное — только наши мысли и домыслы. Наши мысли, в свою очередь, — это не непосредственный опыт как таковой, а наше толкование событий и явлений. Следовательно, если мы принимаем за

истину и за реальность своё истолкование событий, то и живём не в реальности, а в своём мире. Мы рассказываем самим себе истории про события, людей, явления, толкуем их, а потом живём в мире, который состоит из наших иллюзий относительно всего на свете. И это — наш единственный опыт.

* * *

Если сложилось так, что сейчас вы столкнулись с этой идеей впервые, и она стала для вас откровением, то, по всей вероятности, вы потрясены и вам непросто её принять. Очень уж кардинальные перемены она произвела в вашем мировоззрении. Эта идея потрясла основы привычной вам системы взглядов и ценностей, поставила под сомнение всё, чему вас учили с детства и что вы н<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: