Семья -- самый древний, самый первый соц. институт и возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства.Как и все другие институты, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных функций общества. Например, семья обеспечивает воспитание и развитие детей, а также удовлетворение других общественно значимых потребностей.Когда мы говорим о семье, то представляем мужа, жену и детей. Такая форма организации семьи называется нуклеарной. Помимо этой формы существуют и другие формы семьи, например:1 полигамная - многоженство2полиандрия - редкая форма полигамии - многомужие.3 моногамная семья - существование брачной пары - мужа и жены.4экзогамия - запрет на браки между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (между родственниками).5 эндогамна форма - брак между мужчинами и женщинами одной и той же общественной группы, рода (эндогамные группы - племя, существовали в эпоху первобытнообщинного строя).6 сожительство - незарегистрированный брак. Часто называют такой брак «гражданским». Это брак, где отношения между партнерами не оформлены в установленном законом порядке. 7 сложная семья (расширенная) - совместное проживание нескольких поколений родственников. Т.е. различные родственники одного или каждого из супругов (прапрародители, прародители, родители и т.д.). А также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связанны родственными узами и ведением совместного хозяйства.8 а так же существуют эгалитарные, авторитарные, традиционные, полные и неполные семьи и другие формы.,,,,Семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции -- репродуктивная, сексуального регулирования, социализация детей, содержание детей, эмоционального удовлетворения, статусная функция, защитная. А общество наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. На основе института брака позже институт развода.Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются проблемы:- несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);- противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. - низкая сплоченность группы;- падение престижа традиционного брака.Сейчас соц. исследования идут в направлениях:- изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака;- изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований, создание несколько типологий семей;- отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;- качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;- функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль -- один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира, принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д Иными словами, каждый десятый человек в стране проживает вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо - пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным.Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращение браков, появление детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это, прежде всего, выражается в снижении брачности. Эта ситуация связана с несколькими причинами. Одна из них - экономическая. Молодые люди в нестабильной социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи, или откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью. Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, с другой стороны женщины оказались в невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше. Так же в определенной мере повлияло и новое отношение к браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывают на неопределенное время. При этом мужчинам в сельской местности сложнее жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию школы переезжать в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, т.к. вместе с переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь больше. Это и обусловило более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих в браке. Для поддержания семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям и детям определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия - одна из самых веских причин развода).Для решения существующих проблем института семьи необходимо увеличить расходы на социальную поддержку семей, повысить эффективность их использования, совершенствовать законодательство по защите прав семьи, женщин, детей и молодежи
|
|
|
28. Культура как фактор социальных изменений. Чтобы понять сущность культуры, как социального явления, необходимо, прежде всего, рассмотреть некоторые определения культуры.Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении культура («возделанное») противостоит «натуре» - природному и означает то, что отличает человека от природы, отличает мир искусственный от мира естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком, и он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующему помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.Итак, можно утверждать, что культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, культуру можно рассматривать, как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.Любой исторический тип культуры представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальной культурой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения. Культурная память - это определенная культурная деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему выбор - актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип «Новое - это хорошо забытое старое». Таков парадокс культуры. Культура отличает человека от всех остальных живых существ, она охватывает все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества, принадлежности к одному сообществу. Она осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.Так, пожалуй, и можно сформулировать общее определение культуры. Культура - это совокупность всего того, что делает человека человеком.
29. Отклоняющееся (девиантное) поведение Поведение людей далеко не всегда соответствует общепринятым ценностям и нормам. Девиантное (отклоняющееся) поведение (от лат. deviatio – отклонение) – это поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам и образцам поведения. Как индивидуальный поведенческий акт девиантное поведение изучается психологией, педагогикой и психиатрией. Предметом изучения социологии являются не одиночные поступки, а массовые поведенческие реакции, идущие вразрез с существующими нормами. Следовательно, в социологическом понимании девиантное поведение – это исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам.
30.. Социальный контроль. Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.Существует следующая классификация санкций.Виды санкций• Формальные:- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.• Неформальные:- негативные — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.- позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.Социологи выделяют две основные формы социального контроля. Социальный контроль Внутренний (самоконтроль)Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами Внешний Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законовНеформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информацииФормальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д)В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати
31 Формы массового поведения и социальные движения. Объединение людей с общими взглядами – повседневная черта любого общества. Их назначение – выразить и представить интересы людей, их отношения между собой и государством.Взаимоотношения государства и социальных движений характеризуются добровольностью, сочетанием личных и общественных интересов, гласностью.Есть два вида социальных движений:1) общее (рабочие, молодежные). Основа этих движений – последовательное изменение человеческих ценностей. Общее социальное движение развивается неформально и неофициально. Важный момент социальных движений – это лидеры;2) специфическое – цель четко определена, развивается собственная организационная структура.3Систему основных типов социальных движений 7предложил Д. Аберлем: 1) движения, направленные на радикальные перемены в обществе – используют насильственные методы, хотят завоевать политическую власть (революционные, национал-освободительные движения). Еще их называют трансформативными;2) реформативные – нацелены на изменение некоторых сторон общественной жизни, устранение экономических и социальных неравенств (молодежные, феминистские);3) религиозные – спасение людей от «греховной» жизни;4) альтернативные – изменение (частичное)индивидуального стиля жизни человека.Роль социальных движений в обществе проявляется в их функциях:1) выражение интересов социальных слоев;2) согласование множества частных интересов (доводит до государства информацию об актуальных проблемах общества);3) давление на государственную власть (лоббирование интересов определенных групп людей);4) вовлечение в управленческий процесс широких слоев населения – развитие политической культуры, демократии, формирование гражданского общества.Социальные движения – важный канал связи между государством и обществом. Граждане могут через них заявить о своих требованиях. Эффективность деятельности социальных движений зависит от ресурсов, которыми они владеют.Масса – это коллективное поведение людей. Причем между членами массы почти нет взаимодействия: они физически отдалены друг от друга, в массе нет никакой структуры, индивиды анонимны. Формы массового поведения выстраиваются из индивидуальных линий деятельности. Эта деятельность выступает в форме различных выборов и предпочтений. В современных условиях массовое поведение вышло на первые позиции. Это обусловлено факторами: миграцией, влиянием телевидения и средств массовой информации, различных авторов. В массовом поведении у каждого свои цели; один старается опередить другого, каждый думает лишь о себе. Характер массового поведения зависит от места, времени и повода образования, состав масс неустойчив. Есть два типа массового поведения:
1) публика – возникает на основе интеллектуального взаимодействия (читатели газеты, слушатели одной передачи), связь случайна, но более или менее устойчива;
2) толпа – возникает на основе физического взаимодействия, присутствует непосредственный контакт людей (митинг).
оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности. Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодняне достатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют,стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагаютнемало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет свое объяснение.: Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяетреальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей
степени заставляет собой считаться. Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения. В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феноменявляется активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах и стабильность в течение различного,
нередко довольно продолжительного времени В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных,неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех
рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, ктопока недостаточно полно понимает важность изучения иучета общественного мнения в повседневной практической работе. Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
33. Социальные конфликты Конфликты - одна из форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборств сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одной препятствует достижению целей другим, т.е. конкуренция, соперничество выступают как составляющее конфликтной ситуации. Социальный конфликт -- это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.Социальный конфликт предполагает следующую схему:1. Открытая борьба - действия конфликтующих сторон происходят в форме слов и поступков, совершаемых публично и ущемляющих интересы конфликтующих. Мысленные действия против своего противника не являются открытыми (внешними) - это воображаемые действия. 2. Социальный конфликт предполагает взаимную практическую борьбу, в которой конфликтные действия предпринимают оба субъекта. Если же один субъект осуществляет действия против другого, а тот на них не реагирует или поступает согласно христианской заповеди «подставь обидчику вторую щеку», то в этом случае социальный конфликт не получается. Можно считать, что он завершился, не начавшись.3. Социальный конфликт всегда возникает из-за несовпадения интересов субъектов. Это 2 одинаковых интереса у разных субъектов по поводу одного и того же предмета - объекта интересов,Понятие интереса является одним из самых важных в общественных науках, в том числе в конфликтологии. Интерес неразрывно связан с потребностями субъектов, смысл существования которых и состоит в реализации своих потребностей в предметах потребления: пище, богатстве, власти, славе и т.д. Интерес возникает на основе потребностей субъекта- актуальной или потенциальной, т.е. той, которая сейчас существует эмоционально, или той, которая может возникнуть. Интерес - это противоречие между представлением о предмете, потребления и условиями его удовлетворения (предметами орудия, способами добывания, другими людьми и т.д.) и практической деятельности, направленной на добывание условий потребления. Таким, образом, интересы - представляют целенаправленно-эмоционально-познавательное оценочное стремление (отношение) субъекта к условиям потребления, проявляющееся в соответствии практической деятельности. В зависимости от своего субъекта интересы делятся на:- личные (связаны с потребностями данного индивида)-социальные (связаны с потребностями производственных сил, классов, государства, народа)- духовные (религиозные, эстетические, моральные и т.д.). Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект -- это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, и владеть ими совместно с кем-либо невозможно.2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно.Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто.Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности -- стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.Определение основного объекта является непременным условием успешного разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен в принципе (тупиковая ситуация), или будет разрешен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект- это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы.Косвенные участники могут:1. провоцировать конфликт и способствовать его развитию2. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению3. поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта». Это понятие может включать в себя как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или «третьим участником».
34. Мировое сообщество. Глобализация. Глобализация - это признание растущей взаимозависимости современного мира, главным следствием которой является значительное ослабление (некоторые исследователи настаивают даже на разрушении) национального государственного суверенитета под напором действий иных субъектов современного мирового процесса - прежде всего транснациональных корпораций и иных транснациональных образований, например, международных компаний, финансовых институтов, этнических диаспор, религиозных движений, мафиозных групп и т.д. Не связанные, в отличие от национальных государств, условиями международных договоров и конвенций, эти транснациональные образования оказываются в более выгодном положении, перераспределяя в свою пользу властные полномочия. Основной сферой Глобализации является международная экономическая система (мировая экономика), т.е. глобальные производство, обмен и потребление, осуществляемые предприятиями в национальных экономиках и на всемирном рынке. Хотя основная часть глобального продукта потребляется в странах-производителях, национальное развитие все более увязывается с глобальными структурами и становится более многосторонним и разноплановым, чем это было в прошлом. Успех глобальных корпораций в значительной мере опирается на признание их продукции потребителями разных стран. Даже в странах с высоким уровнем развития товарного национализма продукция глобальных корпораций находит успешный сбыт по причине ее относительной дешевизны и качества. Кроме того, огромные прибыли глобальных корпораций позволяют вкладывать гигантские средства в рекламу, внушающую потребителям, что это именно те товары и услуги, которые им нужны. Глобализация представляет собой комплексную тенденцию в развитии современного мира, затрагивающую его экономические, политические, культурные, но в первую очередь информационно-коммуникационные аспекты. Мировой финансовый рынок являет собой в настоящее время интегрированную глобальную систему, четко скоординированную через мгновенные телекоммуникации. Уменьшение необходимости физических контактов между производителями и потребителями позволило некоторым услугам, которые ранее невозможно было продать на международных рынках, стать объектом специфической торговли