От 7.05.2012 № 599 В указе Президент требует обеспечить достижение следующих показателей в области образования:
• достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;
• увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 процентов. 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
1. Основные направления Обеспечение достижения российскими школьниками новых образовательных результатов включает в себя: • внедрение ФГОС и их корректировку; • разработку программы повышения профессионального уровня педагогов ОО, направленную на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и
воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ОВЗ и реализации адаптированных образовательных программ
• формирование кадровой политики с учетом внедрения профстандарта педагога. Обеспечение равного доступа к качественному образованию включает в себя:
• развитие системы независимой оценки качества общего образования;
• реализацию мероприятий по поддержке общеобразовательных организаций и учителей, работающих в сложных социальных условиях.
. Определены четыре основные взаимосвязанные направления повышения профессионального уровня педагогических работников школ:
• внедрение профессионального стандарта педагога;
• модернизация педагогического образования;
• обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;
• повышение социального статуса и престижа профессии педагога.
Ключевая идея профстандарта — умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:
• с одаренными детьми;
• в условиях реализации программ инклюзивного образования;
• с детьми мигрантами;
• с детьми, имеющими проблемы в развитии;
• с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении. Ожидается, что изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита — внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции, отражающие специфику работы, необходимые трудовые действия, умения и знания.
1.2.2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Требования ФГОС ДО:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства; • обогащение (амплификации) детского развития;
• индивидуализация дошкольного образования;
• сотрудничество организации с семьей;
• учет этнокультурной ситуации развития детей. В ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей, при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. ФГОС НОО включает в себя требования:
• к результатам освоения ООП НОО;
• к структуре ООП НОО;
• к условиям ее реализации. В работе с детьми с ОВЗ применяется настоящий ФГОС НОО с учетом специальных требований и (или) ФГОС для детей с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897. ФГОС ООО
Во-первых, внесены новые требования к результатам освоения программ — для детей, обучающихся по адаптированным образовательным программам (к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП).
Во-вторых, изменены и расширены общие требования к предметным результатам таких областей, как русский язык и литература (ранее область называлась «филология»), родной язык и родная литература, иностранный язык, математика и информатика.
Вт-третьих, изменены требования к структуре рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.