кафедра педагогики и психологии дошкольного и начального образования




 

Реферат на тему:

«Развитие пространственного мышления младших школьников. Занимательные задачи по геометрии. Геометрические головоломки. Игра «Геометрия на спичках».

 

Выполнила: студентка 4 курса, ПИ

Группы НО-116

Симонова А.И.

Проверила: ст. преп. кафедры ППДНО

Болотова Т.В.

 

Владимир, 2020 год

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Занимательные задачи по геометрии………………………………………….8

3. Занимательные задачи в различных УМК……………………………………9

4. Геометрически головоломки…………………………………………………10

5.Игра «Геометрия на спичках»………………………………………………..12

6. Игра «Геометрия на спичках» в различных УМК…………………………..13

7. Заключение…………………………………………………………………….14

8. Список литературы……………………………………………………………15

 

 

Введение

«Пространственное мышление, по мнению Якимансакой И.С., это вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач» [33].

«Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее» [36].

«Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач» [36].

«Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.» [36].

«Пространственное мышление - это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности» [36].

Этапы развития пространственного мышления:

ž Начальная форма ориентирования появляется в раннем возрасте, когда у младенца выстраивается связь между анализаторами - слуховыми, зрительными и двигательными;

ž Осознание своего положения относительно пространства формируется к трехлетнему возрасту;

ž До семи лет получают свое развитие первые представления об окружающем пространстве;

ž Формирование восприятия пространства в виде системы происходит через обучение на уроках математики и геометрии в младшем школьном возрасте.

Развитие в дошкольном возрасте

«Важность пространственного интеллекта в развитии и становлении дошкольников невозможно переоценить – это значимая сторона человеческого сознания, которая способствует ориентации в окружающем мире, его овладению различными видами учебной и трудовой деятельности, эффективному усвоению новых знаний.
Однако, на текущий момент времени исследования в области развития пространственного восприятия у детей дошкольников проводятся крайне неактивно, в связи с чем мало опробованных методик по освоению математики в детсадовском возрасте» [36].

Упражнения для развития пространственного мышления

ž «Найди клад». Это упражнение способствует развитию ориентирования в пространстве посредством плана или чертежа. Нужно совместно с ребенком нарисовать план комнаты с указанием на нем расположения всех предметов, при этом не забудьте объяснить своему ребенку, что план – это вид сверху. Затем ребенок должен выйти из комнаты, а спрячьте где-нибудь его игрушку, определив ее местонахождение на «плане».

ž «Помести кошку». Суть задания – в определении ребенком размеров знакомых ему предметов, вещей, животных. Попросите его показать какое-либо животное и предположить, в какое место оно может уместиться. Например, может ли кошка поместиться в стакан? А в коробку от телевизора? И т.п.

ž «Расставь правильно!». Необходимо дать ребенку различные геометрические фигуры, его задача – расставить их по вашему указанию «ближе», «дальше», «вперед», «назад», и т.п.

ž «Лабиринт». Ребенок закрывает глаза и чертит себе путь, а взрослый (или ведущий) помогает ему указаниями: «влево», «вправо», «вперед», «назад» и т.п.

ž «Кто самый внимательный?». Для младших дошкольников и детей 3-5 лет, будет интересна следующая игра – ребенок внимательно осматривается в помещении, где он находится и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы, с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол стоит слева от тебя?»

Развитие в младшем школьном возрасте

«Как мы уже говорили, мышление, связанное с пространством, формируется посредством участия ребят в самых разнообразных видах деятельности, таких как: игры, рисование, лепка, уроки труда и т.п. Однако, основы знаний о форме, протяженности, пространственном положении и пространственной связи даются для младших школьников на уроках математики. Ее курс в младшем школьном возрасте является крайне ограниченным – он еще не состоит из необходимого объема заданий по геометрии, что негативно сказывается на подготовке детей к восприятию геометрических фигур и задач. Исследования, проводимые учеными в школах с детьми 6-10 лет, показывают, что гипотеза о необходимости увеличения объема знаний математики и геометрии в начальной школе верна, на этих уроках происходит:

  • Увеличение количества геометрических представлений, начало которых было заложено у дошкольников;
  • У школьников младших классов - формирование плоскостного и пространственного воображения;
  • Формируются простейшие геометрические понятия;
  • Развитие способности к использованию различных фигур из геометрии (круг, многоугольник, отрезок) в качестве базы, когда формируются представления о долях величин и решается тест;
  • Закладывание основ умения мыслить посредством геометрических методов: сравнение, анализ, рассуждение, выводы и т.п.;
  • Заложение основ способности к конструированию;
  • Развитие потенциала к творчеству и созданию нового» [36].

У младших школьников методы развития восприятия пространства достаточно универсальны и основываются на выполнении задач на уроках математики.
Как показывают исследования ученых, в период изучения математики, формируются различные типы мышления и умственной деятельности, а так же складывается приятный эмоциональный фон на уроках, что в общем способствует положительному отношению к учебе.

1. Рисование, задания на конструирование, лепка, аппликация – всё, что обязательно должно сопровождаться у младших школьников активным осязанием и измерением, например, шагами, локтями, пальцами.

2. На лабораторных работах младших классов осуществляется процесс исследования фигур из геометрии и изготовление многогранных моделей.

3. На уроках даются математические сказки, диктанты, основанные на графике. Многие из них придумываются самими учениками.

4. Активно начинают внедряться задачи на разрезание, складывание предметов в уме.

5. Даются упражнения на определение и последующее изображение предмета, который изначально дается в измененном состоянии.

6. Создание новых образов. Например, ученикам предлагается несколько линий, из которых нужно сформировать новый образ или предмет.

Все эти упражнения необходимо проводить для младших школьников на уроках на регулярной основе, они способствуют развитию математического склада ума, восприятия пространства, воображения и логики.

«Для того, чтобы грамотно и поэтапно ввести ребенка в мир математических и геометрических законов, требуется использовать изначальный опыт ориентации в пространстве, который формируется посредством взаимодействия с различными предметами, оперирования геометрическими формами, игровой и трудовой деятельности на уроках.
Развитое пространственное мышление впоследствии даст малышу существенное преимущество перед сверстниками – такие дети проще ориентируются в новой местности, проще справляются с новыми видами деятельности, что в конечном итоге приводит к их большей успешности – сначала в учебе, а затем и в трудовой деятельности» [36].

«Развить пространственный интеллект ребенка является одной из основных задач на уроках начальной школы и детского сада, хотя на текущий момент система образования имеет пробелы в данном направлении. В связи с этим родители самостоятельно должны проводить игры с ребенком, способствующие развитию восприятия пространства.

В последнее время отмечается снижение геометрической подготовленности учащихся. Это проявляется в первую очередь в низком уровне развития пространственных представлений учащихся, а точнее, пространственного мышления» [36].

 

Занимательные задачи на развитие пространственного мышления

«Для развития пространственного мышления ребенка, можно предложить выполнить следующие задания:

• рисовать фигуры из точек (повторяя образец);

• повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;

• сравнивать фигуры по размеру и форме;

• дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;

• писать математические диктанты;

• соединять точки по цифрам;

• перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;

• зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;

• рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);

• проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);

• играть с рамками-вкладышами;

• составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;

• рисовать чертежи и схемы различных предметов;

• описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у);

• мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.

Александр Леонидович Венгер предлагает стимулировать детское пространственное мышление с помощью задания «Машина едет по дороге». На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.

Андрей Эдгарович Симановский придумал для развития детского пространственного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки». Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.» [37].

Занимательные задачи в различных УМК

УМК «Школа России» М.И. Моро и др.

Занимательные задачи на развитие пространственного мышления младших школьников встречается в данном УМК до 3 класса 1 части. Все задания разнообразны и интересны. Все задания помогают вызывать у детей интерес к предмету. (Слайды 26-43)

УМК «Гармония» Н.Б. Истомина

Занимательные задачи встречаются намного реже, но присутствуют в каждом классе. (Слайды 44-51)

УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» И. И. Аргинская

Большое количество занимательных задач встречается в 1 классе. Также они продолжаются до 3 класса. (Слайды 52-66)

УМК «Перспектива» Г.В. Дорофеев

В данной программе задания встречаются до 2 класса. Все очень интересны, помогают детям в игровой форме усвоить учебные материалы. (Слайды 67-73)

УМК «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон

Достаточное количество интересных, несложных заданий. (Слайды 74-83)

УМК «Перспективная начальная школа» А.Л. Чекин

Небольшое количество заданий присутствует в данной программе. (Слайды 84-87)

Геометрические головоломки

«Головоломки интересны людям любого возраста, в первую очередь они приносят огромную пользу, поскольку стимулируют образное, пространственное и творческое мышление, развивают память, логику и воображение. Головоломка не просто развлечение, а развивающее занятие» [5].

К геометрическим головоломкам относятся:

• игра «Танграм»;

• «Монгольская игра»;

• игра «Колумбово яйцо»;

• игра «Куби-Гами»;

• «Геометрия на спичках»

Игра «Танграм»

Головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. [5]

«Монгольская игра»

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.

Игровая задача состоит в том, чтобы собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. При составлении фигур-силуэтов необходимо использовать все части, присоединяя, их друг к другу, не накладывая одну на другую. [5]

«Колумбово яйцо»

В игре «Колумбово яйцо» основная фигура – овал. Главные фигуры в геометрических головоломках поделены на определённое количество частей. Игра «Колумбово яйцо» имеет в своём составе 10 частей:

четыре треугольника (два больших и два маленьких);

две фигуры, похожие на трапецию, с закруглённой одной стороной;

две больших и две маленьких фигуры, похожие на треугольник, с закруглённой стороной. [5]

«Куби-Гами»

Задача: собрать все возможные 3D-формы из 18 квадратных элементов-плиток, скрепленных между собой шарнирами. [5]

Геометрия на спичках

«Решение головоломок и задач со спичками — увлекательнейшее, а главное, полезное занятие! Такие головоломки тренируют память, находчивость, развивают логическое мышление, пространственное воображение и мелкую моторику.

Головоломки со спичками известны очень давно. Первые из них появились около 3 тысяч лет назад в Китае, задолго до появления самих спичек, и являются одной из самых распространённых категорий головоломок с небольшими предметами. Тогда уже существовали геометрические упражнения с фигурами, составленными из бамбуковых палочек одинакового размера. Однако до наших дней дошли лишь немногие из древних задач.

Некоторая популярность вернулась к задачам со спичками в конце XIX века — тогда это было популярным развлечением. В это время вышла книга шведского педагога Софуса Тромгольта «Игры со спичками. Задачи и развлечения», которая вскоре была переведена на русский язык и издана в 1907 году.

В 1926 и 1939 годах вышли две небольшие брошюры Я. И. Перельмана, где содержались некоторые задачи со спичками, связанные с геометрическими фигурами. Также были изданы книги Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки» (1908), Я. И. Перельмана «Веселые задачи. 101 головоломка для юных математиков» (1916), Б. А. Кордемского «Математическая смекалка» (1950) и другие, в которых имелось по одной главе задач со спичками» [38].

 

Виды задач со спичками:

Головоломки и задачи со спичками – фигуры

Сюда относятся задачи с квадратами, треугольниками, ромбами.
В этих головоломках, как правило, нужно убрать или переложить n-е количество спичек. Основная задача — получить из одного количество фигур другое их.

Головоломки и задачи со спичками – числа

В этом блоке задач и головоломок числа выложены из спичек и входят в неверное равенство. Задача состоит в перемещении определенного количества спичек так, чтобы равенство стало верным.

Геометрия на спичках в различных УМК

УМК «Школа России» М.И. Моро и др.

Большое количество различных по трудности и интерсных заданий встречается в каждом классе. (Слайды 100-116)

УМК «Гармония» Н.Б. Истомина

К сожалению, задание на данную тему можно встретить в 1 классе, всего лишь одно. Больше в данной программе эта тема никак не раскрывается. (Слайды 117-118)

УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» И. И. Аргинская

В этой программе данная тема не представлена.

УМК «Перспектива» Г.В. Дорофеев

Задания на данную тему встречаются в каждом классе, но не часто. Все же этого достаточно, чтобы дети могли развивать свою смекалку. (Слайды 119-127)

УМК «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон

В программе присутствуют данные задания каждого вида. (Слайды 128-138)

УМК «Перспективная начальная школа» А.Л. Чекин

В этой программе данная тема не представлена.

Заключение

Таким образом, проанализировав 6 учебно-методических комплексов: УМК «Школа России», УМК «Гармония», УМК «Перспектива», УМК «Учусь учиться», УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» и УМК «Перспективная начальная школа», можно сделать вывод, что головоломки со спичками встречаются только в 4 программах: УМК «Школа России», УМК «Гармония», УМК «Перспектива» и УМК «Учусь учиться». Больше всего таких заданий встречается в программе «Школа России» М.И. Моро и др.

Занимательные задачи по геометрии встречаются во всех 6 УМК. Самые интересные и разнообразные задания встречаются в программах «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» и «Школа России».

 

 

Список литературы:

1. Аргинская И.И. Математика 1к, 1ч [Текст] / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишена. – Самара.: Издательство «Учебная литература».

2. Аргинская И.И. Математика 1к, 2ч [Текст] / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишена. – Самара.: Издательство «Учебная литература».

3. Аргинская И.И. Математика 3к, 1ч [Текст] / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишена. – Самара.: Издательство «Учебная литература».

4. Аргинская И.И. Математика 3к, 3ч [Текст] / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишена. – Самара.: Издательство «Учебная литература».

5. Википедия [Электронный ресурс].

6. Дорофеев Г.В. Математика 4к, 1ч [Текст] / Г. В. Дорофеев, Т. М. Миракова, Т. Б. Бука. – М.: Просвещение.

7. Дорофеев Г.В. Математика 1к, 2ч [Текст] / Г. В. Дорофеев, Т. М. Миракова, Т. Б. Бука. – М.: Просвещение.

8. Дорофеев Г.В. Математика 2к, 1ч [Текст] / Г. В. Дорофеев, Т. М. Миракова, Т. Б. Бука. – М.: Просвещение.

9. Дорофеев Г.В. Математика 2к, 2ч [Текст] / Г. В. Дорофеев, Т. М. Миракова, Т. Б. Бука. – М.: Просвещение.

10. Дорофеев Г.В. Математика 3к, 2ч [Текст] / Г. В. Дорофеев, Т. М. Миракова, Т. Б. Бука. – М.: Просвещение.

11. Дорофеев Г.В. Математика 4к, 1ч [Текст] / Г. В. Дорофеев, Т. М. Миракова, Т. Б. Бука. – М.: Просвещение.

12. Дорофеев Г.В. Математика 4к, 2ч [Текст] / Г. В. Дорофеев, Т. М. Миракова, Т. Б. Бука. – М.: Просвещение.

13. Истомина Н. Б. Математика 1к, 1ч [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск.: Ассоциация XXI век.

14. Истомина Н. Б. Математика 2к, 1ч [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск.: Ассоциация XXI век.

15. Истомина Н. Б. Математика 3к, 1ч [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск.: Ассоциация XXI век.

16. Истомина Н. Б. Математика 4к, 1ч [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск.: Ассоциация XXI век.

17. Истомина Н. Б. Математика 4к, 2ч [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск.: Ассоциация XXI век.

18. Моро М. И. Математика 1к, 1ч [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение.

19. Моро М. И. Математика 1к, 2ч [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение.

20. Моро М. И. Математика 2к, 1ч [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение.

21. Моро М. И. Математика 2к, 2ч [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение.

22. Моро М. И. Математика 3к, 1ч [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение.

23. Моро М. И. Математика 3к, 2ч [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение.

24. Моро М. И. Математика 4к, 1ч [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение.

25. Моро М. И. Математика 4к, 2ч [Текст] / М. И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение.

26. Петерсон Л.Г. Математика 1к, 1ч [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента

27. Петерсон Л.Г. Математика 1к, 2ч [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента

28. Петерсон Л.Г. Математика 1к, 3ч [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента

29. Петерсон Л.Г. Математика 2к, 1ч [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента

30. Чекин А.Л. Математика: 1 кл: Учебник: в 2 ч/ А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой – 2-е изд. – М.:Академкнига/Учебник, 2012- Ч.1:128 с.:ил.

31. Чекин А.Л. Математика: 1 кл: Учебник: в 2 ч/ А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой – 2-е изд. – М.:Академкнига/Учебник, 2012- Ч.2:128 с.:ил.

32. Чекин А.Л. Математика: 3 кл: Учебник: в 2 ч/ А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой – 2-е изд. – М.:Академкнига/Учебник, 2012- Ч.2:128 с.:ил.

33. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. [Электронный ресурс]/ Якиманская И. С. - М.: Педагогика, 1980.

36.https://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-doshkolnikov.html

37. https://urok.1sept.ru/статьи/675996/

38. https://infourok.ru/golovolomki-i-zadachi-so-spichkami-3158594.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: