Массовые беспорядки в истории.
Протесты, бунты, революции - это обязательный атрибут в истории человечества, один из механизмов ее поступательного движения. Основным субъектом подобных процессов, как правило, является большая, внешне не организованная группа людей, которая, в зависимости от научной школы, может называться либо толпой, либо массой.
Для социологов толпа – это случайное скопление людей (aggregation), сплоченная на основании эмоциональных и временных связей; для психологов – группа, кооперация внутри которой носит сравнительно случайный и временный характер. Историки обычно смешивают понятия «толпа» и «(народные) массы», хотя для анализа социально-политических процессов это абсолютно не корректно. Большинство современных социологов почему-то пребывают в уверенности, что «идея безумной (бесноватой) толпы появилась как ответ на социальные, экономические и политические вызовы status quo в Европе в течение XVIII–XIX вв.». Но если посмотреть на ретроспективу общественно-политических исследований, то выяснится, что именно Платон был первым, кто выдвинул эту идею, и его ochlodes therion был вполне адекватным концептом «безумной» толпы. Есть и другие древнегреческие авторы, представляющие интерес для исследователей массовых беспорядков. Так, Вирджиния Хантер проанализировала «психологический» взгляд Фукидида на проблему толпы, а Джош Обер, подчеркивая роль масс в исторических событиях, рассматривал революцию Клисфена как результат спонтанного восстания афинского демоса. Таким образом, традиция исследования безумной толпы достаточно продолжительна. Комплексные криминолого-психологические и политологические исследования роли толпы в истории, механизмах ее формирования начали проводиться на материалах европейской истории XVIII–XIX вв. (Гюстав Ле Бон, Жорж Рюде, Габриель де Тард и др.), причем в качестве источников использовались полицейские архивы, газетные публикации, то есть «источники изнутри». В нашей стране огромную роль в исследованиях «безумной» толпы сыграли работы Н.К.Михайловского, В.М.Бехтерева, М.Н.Гернета. В начале ХХ века практически сложилась концепция толпы, включавшая и «безумную» разновидность, которая развивается и по сей день. Ее главные положения:
|
- толпа – не просто скопление людей, а особая психологическая общность, имеющая свои особые закономерности формирования и поведения;
- расовое, бессознательное общее у людей, доминирует в толпе над индивидуальными способностями;
- личность растворяется в толпе независимо от уровня ума, культуры, благосостояния, социального положения;
- по умственным качествам она [толпа] значительно ниже отдельных членов, склонна к быстрым переносам внимания, не критично верит самым фантастическим слухам;
- толпа слепо подчиняется лидерам;
- нравственность толпы «черно-белая»: она делит всех только на врагов и друзей, поэтому она может проявлять как полное бескорыстие и героизм, самопожертвование, так и под влиянием лидера совершать любые преступления.
Революции, Гражданская и Великая Отечественная войны, как и последующие экстремальные события дали обильный материал для изучения массовых беспорядков в нашей стране. К 80-м годам сложилась весьма четкая теоретическая картина психологических и социальных процессов, приводящих к массовым беспорядкам, которая позволила создать весьма эффективную систему борьбы с этими явлениями.
|
Новые технологии и смена парадигмы социальных трансформаций
С 50-х годов прошлого века начинается формирование новых «социальных» технологий и нового понимания мировых процессов через призму не порядка, но хаоса. 11 сентября 1956 года в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс. Несколькими годами позже У.Нейссер выпустил свой труд «Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии», ставший теоретическим манифестом.
В свою очередь теорию «управляемого хаоса» (известна также как теория «контролируемой нестабильности») изначально разрабатывали Н.Элдридж и С.Гулд, базируясь на гипотезе о «скачкообразной эволюции» О.Шиндуолфа (1950). Эта и некоторые другие работы по проблемам эволюционной теории послужили одним из стимулирующих толчков для пионерской работы Р.Тома и выработки способов управления событиями «нелинейной революции» 70-80 годов в Европе. В первый раз элементы теории обкатывались на практике во время «студенческой революции» 1968 году в Париже. В том же 1968 году Джин Шарп защитил в Оксфорде диссертацию на тему «Ненасильственные действия: изучение контроля над политической властью», развитие идей которой послужило идейной основой последующих «оранжевых революций».
|
Особый всплеск практического и научного интереса к проблеме «управляемого хаоса» родился под влиянием работы И. Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой», вышедшей на Западе в 1979 г. (в переработанном виде в 1984 г.) и переведенной в России впервые в 1986 г. В 1992 году Стивен Манн опубликовал в журнале Национального военного колледжа в Вашингтоне работу «Теория хаоса и стратегическая мысль», в которой соединил эту теорию с новыми геополитическими концептами завоевания превосходства. Он прямо говорит о необходимости «усиления эксплуатации критичности» и «создании хаоса» как инструментах обеспечения национальных интересов США. В качестве механизмов «создания хаоса» у противника он называет «содействие демократии и рыночным реформам» и «повышение экономических стандартов и ресурсных потребностей, вытесняющих идеологию». Согласно С.Ману, существуют следующие средства создания хаоса на той или иной территории:
- содействие либеральной демократии;
- поддержка рыночных реформ;
- повышение жизненных стандартов у населения, прежде всего элит;
- вытеснение традиционных ценностей и идеологии.
Однако, для того чтобы все эти теоретические построения стали действующей политической доктриной, потребовалось развитие соответствующей технической (технологической) базы и, прежде всего, доступных большинству населения информационных технологий. Это произошло в начале «нулевых» годов ХХ1 века. Благодаря облачным вычислениям, робототехнике, беспроводной связи 3G, Skype, Facebook, Google, LinkedIn, Twitter, iPad и дешевым смартфонам с поддержкой выхода в Интернет социум стал не просто связанным, а гиперсвязанным и взаимозависимым, «прозрачным» в полном смысле этого слова. Технические средства позволили создать сети нового поколения, которые формируют дальнейшее социальное развитие. Сегодня стоит вспомнить: изначально интернетовские социальные сети внедрялись для обеспечения и расширения социальных сетей реально существующих. То есть бизнес-сообществ, университетских группировок, крупных семейств, масонских лож и так далее. Можно вспомнить фразу из пророческой книжки Билла Гейтса, изданной в 1995 году: «Предположим, вам нужно организовать торжественное собрание своего семейного клана с пуншем... Как сделать так, чтобы не тратить целый день на обзвон половины страны? Высокие технологии помогут вам!»
С учетом того, что западный мир в принципе пронизан разнокалиберными «братствами» и «кланами» не хуже, чем Китай триадами - целевая аудитория «интернет-сетей» была вполне понятна. Поскольку ожидать от них каких-нибудь массовых беспорядков было нелепо, а сговоры, заговоры и подковёрные союзы и без того составляют основу общественно-политической жизни развитых стран - этим братствам и кланам инструмент сетевой самоорганизации был вручён без всякого страха. Однако во второй половине нулевых все перечисленные сети совершили своего рода эволюцию. Они перестали просто обеспечивать связью выпускников Гарварда или фанатов аниме. Из инструмента социальные сети сами стали основой и причиной для объединения людей и создания общностей.
В 2002 году вышла книга Говарда Рейнгольда «Умная толпа: новая социальная революция» положившая начало распространению новых форм социальной организации основанных на массовом использовании информационных технологий. Как всегда, первыми «пользователями» новых технологий стала организованная преступность и специальные службы, организующие смену режимов в других странах.