Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.




[Сподвижник (сахабий) – это тот, кто встретил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, будучи верующим, и умер, будучи мусульманином, даже если до своей смерти он отошел от Ислама, но затем заново вернулся в него (по более верному мнению). Они – лучшие в этой общине. Аллах Всевышний сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом [в Худейбии] ». Сура аль-Фатх, аят 18.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшими людьми являются мои современники, после них — (те, что придут вслед за ними), после них — (те, что придут вслед за ними)». Передал аль-Бухари, 2652; Муслим, 2533.

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поносите моих сподвижников, ибо, даже если любой из вас потратит (столько) золота, (сколько весит гора) Ухуд, (это не сравнится) ни с муддом, ни с половиной мудда, (пожертвованного) любым из них!» Передал аль-Бухари, 3673; Муслим, 2540, 2541.

Обрати внимание на то, что этими словами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился не к кому-нибудь, а к одному из великих сподвижников – Халиду ибну-ль-Уалиду, после того, как тот дурно высказался в адрес ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа. Причина этого в том, что Халид ибну-ль-Уалид, в отличие от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, принял Ислам поздно (между событиями Худейбии и завоеванием Мекки). И если даже такие сподвижники не сравнятся в награде с теми сподвижниками, которые приняли Ислам в его раннюю пору, то, что сказать о тех людях, которые пришли через века после сподвижников?!! ].

 

Мы убеждены в том, что лучшим и наиболее достойным в этой общине после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является его особый сподвижник*, его брат по вере, его спутник в дни переселения, тот, кто находился с ним в пещере – Абу Бакр ас-Сиддык. Он был помощником пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при его жизни, а после его смерти – стал халифом. [Абу Бакр ас-Сиддык – это первый праведный халиф] [Его полное имя] — ‘Абдуллах ибн ‘Усман ибн Аби Кухафа.

*[В частности, это – единственный человек, который назван сподвижником прямым текстом Корана. Аллах Всевышний сказал: «Он [Мухаммад] сказал своему сподвижнику [Абу Бакру]: «Не скорби, ибо Аллах — с нами»». Сура ат-Тауба, аят 40].

Затем после него – аль-Фарук, Абу Хафс, ‘Умар ибн уль-Хаттаб, посредством которого Аллах возвеличил эту религию.

Затем после него – обладатель двух светочей*, Абу ‘Абдуллах, ‘Усман ибн ‘Аффан, который собрал Коран [в единый свиток] и распространил справедливость и добро.

*[Ибо ‘Усман был женат на двух дочерях посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: на Рукаййе и на Умму Кульсум. Следует заметить, что он не был женат на них одновременно, ибо одновременное нахождение в браке с двумя родными сестрами запрещено. Человек может жениться на родной сестре своей жены, только если та [первая жена] скончается или будет разведена].

Затем – двоюродный брат посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его зять — ‘Али ибн Аби Талиб. [Был супругом дочери пророка Фатымы, да будет доволен ею Аллах].

 

 

Аллах доволен ими всеми!

[Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Мы отдавали во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, превосходство одним людям над другими, и мы считали лучшим Абу Бакра, затем Умара, затем Усмана, да будет доволен Аллах ими всеми». Передал аль-Бухари, 3655.

Сообщается, что Мухаммад ибн уль-Ханафия как-то раз спросил у своего отца ‘Али ибн Аби Талиба: «Кто лучший из людей после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» ‘Али ибн Аби Талиб ответил: «Абу Бакр». Мухаммад ибн уль-Ханафия спросил: «А затем?» Он сказал: «Умар». Мухаммад ибн уль-Ханафия сказал: «Я боялся, что следующим он назовет ‘Усмана и сказал: “А затем ты?” На что он ответил: “Я всего лишь человек из числа мусульман” ». Передал аль-Бухари, 3671].

 

Эти четверо являются праведными халифами и имамами, ведомыми по прямому пути. [Так описал их сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём». Передали Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджа, 42-44; Ахмад, 4/126; ад-Дарими, 95; ат-Табарани в «аль-Кабир», 623; ибн Хиббан, 1/178; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/176; аль-Бейхакы в «аль-Кубра», 10/114].

Затем следуют оставшиеся шесть из тех десяти, которые были при жизни обрадованы Раем: Тальха ибн ‘Убейдуллах, аз-Зубейр ибн уль-‘Аууам, Са‘д ибн Аби Уаккас, Са‘ид ибн Зейд ибн ‘Амр ибн Нуфейль, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, Абу ‘Убейда ибн уль-Джаррах.

 

[Этих десятерых сподвижников пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обрадовал Раем в одном из собраний. Об этом пришло сразу несколько хадисов.

Во-первых, хадис со слов Са‘ида ибн Зейда. Его передали Абу Дауд, 4749; ат-Тирмизи, 3748, 3757; ибн Маджа, 134; Ахмад, 1/187. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-Тирмизи», 3/530.

Во-вторых, хадис со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа. Его передали ат-Тирмизи, 3747; Ахмад, 1/193.

 

Немного об этих десятерых сподвижниках:

1 ― Абу Бакр ас-Сыддык ― его полное имя ‘Абдуллах ибн Аби Кухафа ибн Ка‘б ат-Тейми аль-Кураши. Был первым, кто уверовал в посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, среди мужчин. Первый из четырёх праведных халифов. Абу Бакр выдал свою дочь ‘Аишу замуж за Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Скончался в возрасте 63-х лет, через два года после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

2 ― ‘Умар ибн уль-Хаттаб ― второй праведный халиф, один из величайших сподвижников. Носил прозвище аль-Фарук. Известен своей богобоязненностью, строгостью и справедливостью. Дочь Умара Хафса была одной из жён Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Правил десять лет. Был смертельно ранен отравленным кинжалом рабом-огнепоклонником Абу Люлюа во время совершения утренней молитвы 26 числа месяца зу-ль-хиджжа 23 г. х.

3 ― ‘Усман ибн ‘Аффан ― третий праведный халиф. Он был известен своим благонравием и стыдливостью и прожил достойную жизнь. После начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, он принял Ислам одним из первых, когда его призвал Абу Бакр ас-Сыддик. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, выдал за него свою дочь Рукайю. Когда язычники начали притеснять мусульман, он переселился вместе с женой в Эфиопию. Затем он вернулся в Мекку, после чего переселился в Медину вместе с женой и остальными мусульманами. Он участвовал во всех сражениях и военных походах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за исключением битвы при Бадре, во время которой он был занят уходом за заболевшей женой. Она скончалась вскоре после победы мусульман в этой битве. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделил ему долю военной добычи и выдал за него свою вторую дочь Умм Кульсум. После кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Усман был верным помощником двух праведных халифов. После гибели ‘Умара большинство участников совета высказались за то, чтобы он стал халифом. Он был прекрасным правителем, однако был убит заговорщиками. В то время ему было уже более восьмидесяти лет.

4 ― ‘Али ибн Аби Талиб ― был первым ребёнком, принявшим Ислам, и впоследствии стал четвёртым праведным халифом. Правил с 35 по 40 г. х. Он приходился Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двоюродным братом и зятем. Он женился на его дочери Фатыме в месяце рамадан 2 г. х., когда ему было 20 лет. Он принимал участие во всех сражениях и военных походах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кроме похода на Табук, во время которого он управлял Мединой, по приказу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Во время утренней молитвы в Куфе он был смертельно ранен злоумышленником по имени ‘Абд-ар-Рахман ибн Мульджам. Скончался в пятницу, 17 числа месяца рамадан 40 г. х.

5 ― Тальха ибн ‘Убейдуллах ― один из восьми, которые первыми приняли Ислам. Один из пяти, которые приняли Ислам от Абу Бакра. Один из шести участников совета, на котором решался вопрос о назначении халифа. Участвовал в битве при Ухуде и закрывал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своим телом. Погиб в 36 г. х. от стрелы, которая попала в него во время Верблюжьей битвы. Ему было 64 года.

6 ― аз-Зубейр ибн уль-‘Аууам ― двоюродный брат посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует (сын его тёти по отцу Сафии). Один из самых славных сподвижников. Принял Ислам в возрасте двенадцати лет. Совершил два переселения. Участвовал в нескольких битвах. Был убит в возрасте 67 лет.

7 ― Са‘д ибн Аби Уаккас ― Абу Исхак Са‘д ибн Малик аль-Кураши аз-Зухри. Умер последним из десяти обрадованных Раем. Передал много хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Один из шести участников совета, на котором решался вопрос о назначении халифа. ‘Умар поручил ему командование войсками, которые он отправил в Мадаин. Завоевал Кадисию, остановился в Куфе и распланировал её. При ‘Умаре и ‘Усмане был правителем Куфы. Умер в 51 г. х.

8 ― Са‘ид ибн Зейд ибн ‘Амр ибн Нуфейль ― славный сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он был двоюродным братом ’Умара ибн уль-Хаттаба и мужем его сестры. Скончался в 51 г.х., и был похоронен в Медине.

9 ― ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф ― один из величайших сподвижников. Принял Ислам одним из первых. Был очень щедрым. Выделялся своим умом и смелостью. Участвовал в битве при Бадре и остальных битвах и был ранен в битве при Ухуде. Разбогател за счёт торговли. Часто раздавал милостыню и расходовал своё богатство на пути Аллаха. Умер в 31 г. х. в Медине.

10 ― Абу ‘Убейда ибн уль-Джаррах ― принял Ислам одним из первых, совершил два переселения. Участвовал в битве при Бадре и последующих битвах. Командовал частью войска во время завоевания Шама. Умер во время чумы в Шаме в 18 г. х.].

 

 

Аллах доволен ими всеми!

Эти десять человек – благородные и благочестивые мужи, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовал о том, что они в Раю. И мы свидетельствуем об этом так же, как засвидетельствовал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следуя его слову.

Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовал о том, что Сабит ибн Кайс [1], ‘Абдуллах ибн Салям [2], Биляль ибн Рабах [3] и некоторые другие мужчины и женщины из числа сподвижников – в Раю.

[1] [Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратил внимание на отсутствие Сабита ибн Кайса, один человек сказал: «О, посланник Аллаха, я принесу тебе известия о нём», после чего он пришёл к нему и увидел, что (Сабит) сидит у себя дома, опустив голову. Он спросил (Сабита): «Что с тобой?» (Сабит) ответил: «Дело плохо: (человек) часто возвышал свой голос над голосом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и дела его стали тщетными, а сам он окажется среди обитателей Огня! [*] » Выслушав его, этот человек вернулся к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему, что (Сабит) сказал то-то и то-то. А потом этот человек снова пришёл к (Сабиту, да будет доволен им Аллах) с великой благой вестью и передал ему, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел (ему): «Отправляйся к нему и скажи: “Поистине, ты не из числа обитателей Огня, а из числа обитателей Рая!”» Передал аль-Бухари, 3613; Муслим, 119.

[*] Имеется в виду, что в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он говорил громче, чем сам пророк. А Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого». (Сура аль-Худжурат, аят 2)].

[2] [Сообщается, что Са‘д ибн Абу Уаккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не слышал я, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хоть о ком-нибудь из передвигающихся по земле говорил, что он (относится к числу) обитателей Рая, если не считать ‘Абдуллаха бин Саляма». Передал аль-Бухари, 3812].

[3] [Об этом говорится в хадисе, который передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Передали аль-Бухари, 1149; Муслим, 2458. А также в хадисе, который передается со слов Джабира, да будет доволен им Аллах. Передали аль-Бухари, 3679; Муслим, 2456].

 

Также он обрадовал Хадиджу тем, что в Раю ее ждёт дом из полой жемчужины, где не будет шума и где не будет она знать усталости.

[Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Джибриль явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, Хадиджа принесла приправу к хлебу. Когда она подойдёт к тебе, приветствуй её от имени её Господа и от меня и порадуй её благой вестью о том, что в Раю (её ждёт) дом из полой жемчужины, где не будет шума (и где не будет она знать) усталости”». Передали аль-Бухари, 3820; Муслим, 2432, 2433 ].

Также он сообщил о том, что видел ар-Румейсу бинт Мильхан в Раю.

[Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Джибриль явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, Хадиджа принесла приправу к хлебу. Когда она подойдёт к тебе, приветствуй её от имени её Господа и от меня и порадуй её благой вестью о том, что в Раю (её ждёт) дом из полой жемчужины, где не будет шума (и где не будет она знать) усталости”». Передали аль-Бухари, 3820; Муслим, 2432, 2433 ].

Мы свидетельствуем Раем за каждого, о ком засвидетельствовал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Мы не свидетельствуем Раем за кого-то иного, помимо [тех, о ком засвидетельствовал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует]. Мы надеемся, что творящий добро войдет в Рай, и боимся, что совершающий дурное [войдет в Огонь]. Мы предоставляем знание о творениях Тому, Кто их сотворил.

Держись же, да помилует тебя Аллах, за то, что я упомянул тебе из Писания твоего Великого Господа и из слов благородного пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Не отступай от этого, не ищи верного руководства в чем-то ином, не обольщайся приукрашиванием лжецов и мнением излишествующих. Поистине, прямой путь, верное руководство, успех и довольство [Господа] содержится в том, что пришло от Аллаха и Его посланника, а не в том, что внесли в религию приверженцы нововведений, и не в тех пропащих мнениях, которые излишествующие извлекли из своего порочного разума.

Довольствуйся Книгой Аллаха и Сунной Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а не словами людей, приукрашиванием и ложью.

 

Следование за Сунной.

[Каждый мусульманин обязан следовать за Сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха». (Сура ан-Ниса, аят 64). Именно поэтому автор, да помилует его Аллах, привел эту прекрасную главу в конце своего благословенного послания].

 

Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к людям с проповедями, он обычно говорил: ″Мы восхваляем Аллаха Всевышнего, и Он достоин этих восхвалений″. Затем он говорил: ″Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не введёт в заблуждение. А кого Аллах оставит без помощи, того никто не поведёт по прямому пути. Поистине, самый правдивый рассказ – это Книга Аллаха, а наилучшее руководство – это руководство Мухаммада, худшими из дел являются [дела] новоизобретённые, а всякое нововведение есть заблуждение, а всякое заблуждение – в Огне!″ Затем он говорил: ″Я был направлен [к людям] в то время, когда Час этот стал близок [к ним], как [близки] два этих!″ — [соединяя указательный и средний пальцы]. При упоминании Судного Часа глаза его краснели, голос становился громким, и он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает [людей] о приближении [вражеского] войска словами «Враг придёт к вам утром!» или «Враг придёт к вам вечером!» Затем он говорил: ″Если кто-либо оставит после смерти какое-нибудь имущество, то [оно достанется] его семье, если же кто-либо оставит после себя долг или неимущих родственников, то это — мне, и я должен буду [позаботиться об этом]. Я – попечитель верующих″ ». [Муслим, 867; ан-Насаи, 3/188].

 

Этот хадис передали Муслим и ан-Насаи, но в версии, которую приводит Муслим, нет слов: «…а всякое заблуждение – в Огне!».

Сообщается со слов Зейда ибн Аркама [ибн Кайс ибн ан-Ну‘ман ибн Малик аль-Ансари аль-Хазраджи — славный сподвижник. Скончался в Куфе в 66-ом г.х.], который сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал (со своего места) и обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, потом стал увещевать людей и напоминать им, а затем сказал: ″А затем: поистине, о люди, я — только человек, и скоро уже явится посланник Господа моего [Имеется в виду ангел смерти. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ты (о, Мухаммад) смертен, и они [люди] смертны». Сура аз-Зумар, аят 30] , которому я отвечу, оставив вам две драгоценности.Первой из них является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет. Кто крепко ухватится за нее, тот на прямом пути. А кто забросит эту Книгу, тот в заблуждении. (Второй же драгоценностью) являются члены моей семьи, и я напоминаю вам об Аллахе относительно моей семьи″, повторив это трижды». [Муслим, 2408; Ахмад, 4/367].

Сообщается также, что аль-‘Ирбад ибн Сария ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали трепет, а из глаз потекли слёзы, и тогда кто-то сказал: “О посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!” Тогда он ответил: “Вот моё наставление вам: остерегайтесь (наказания) Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго) после меня, увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Схватитесь за нее своими коренными зубам и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!” » [Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676].

Этот хадис передали Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис – достоверный». Также этот хадис передал ибн Маджа и в версии, приводимой им, сказано: «Поистине, я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню. С него не собьется после меня никто, кроме погибшего!» [Ибн Маджа, 42-43].

Сообщается, что Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нам, а мы вспоминали о бедности, опасаясь её. Тогда он сказал: ″Неужто вы боитесь бедности?! Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, прольётся на вас мирская жизнь настолько, что если сердце кого-либо из вас и отклонится, то оно будет отклонено именно ею. И клянусь Аллахом, я оставляю вас на ясном пути, ночь которого подобна дню″ ». [Ибн Маджа, 5. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 688].

Сказал Абу ад-Дарда: «Правду сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он оставил нас на ясном пути, ночь которого подобна дню!» Этот хадис передал ибн Маджа.

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я оставил среди вас после себя две вещи, схватившись за которые, вы не собьетесь (с прямого пути). Это – Книга Аллаха и моя Сунна, которые неотделимы друг от друга вплоть до тех времен, когда вы придете к Водоёму». [См. «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», (1/80) имама аль-Лялякаи ат-Табари. Хадис слабый (да‘иф). См. «Мизан аль-И‘тидаль», 2/301-302].

Этот хадис передал Абу-ль-Касим ат-Табари аль-Хафиз в «ас-Сунан».

Сказал абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, во время своей проповеди: «Поистине, я всего лишь следую (за Сунной), а не вношу нововведения». [Передал ибн Са‘д в «ат-Табакат», 3/182-183; ибн Касир в «аль-Бидайа уа-н-Нихайа», 6/303. Сообщение является хорошим по причине поддерживающих цепочек].

 

Сказал ‘Умар ибн уль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Поистине, вам были вменены в обязанность (некоторые) обязательные предписания, и для вас были установлены (некоторые) Сунны. Вы были оставлены на ясном (пути), если только (в будущем) вы не заблудитесь, отойдя вправо или влево, последовав за людьми». [Передал Малик в «аль-Муатта», 2/824. Сообщение является достоверным].

Сказал ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах: «Поистине, мы * следуем, не внося ничего нового. И мы не заблудимся, пока крепко держимся за предания (пришедшие от пророка)». [Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 105-106 (1/86). Сообщение передается через слабую цепочку передатчиков. В ней Абу Джа’фар ар-Рази – слабый. Также в иснаде прерванность, т.к. аль-Мусйаб ибн Рафи’ не слышал от Ибн Мас’уда (как об этом говорится в Тухфат ут-Тахсыль, — об этом сказали Абу Хатим, Ахмад и аль-Бухари)].

*[То есть: сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует].

 

Передал аль-Ауза‘и* от аз-Зухри, который передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, верующим он не является». [Муслим, 57].

*[Шейх уль-Ислям, ученый Шама, Абу ‘Амр, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Амр аль-Ауза‘и. Скончался в 157 г.х.]

Аль-Ауза‘и сказал: «Я спросил аз-Зухри: ″Что это?!″ Тогда он ответил: ″Это знание – от Аллаха, а на посланнике лежала (обязанность) донесения (этого знания), а мы обязаны предаться (этому знанию). Принимайте хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так, как они пришли″».

А в одной из версий сказано: «…поистине, именно так поступали сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». [Слова аз-Зухри, да помилует его Аллах, передали Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 3/369; аз-Захаби в «ас-Сияр», 5/346. Но цепочка передатчиков является слабой, т.к. в ней опасность тадлиса аль-Уалида ибн Муслима. См. также «Шарх Сахих Муслим», (2/42) ан-Науауи. Ан-Науауи, да помилует его Аллах, также указал на то, что в данном хадисе имеется в виду, что совершающий прелюбодеяние лишается полноценной веры. То есть прелюбодей не становится неверующим, но лишается полноценной веры, и является мусульманином с несовершенной верой. Более подробно об этом было сказано в аудиолекциях по книге «аль-Иман»].

Сказал ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и правители после него установили (определенный) путь. Кто ухватится за этот путь, тот посчитал истиной Книгу Аллаха, усовершенствовал свою покорность и крепко ухватился за религию Аллаха. Никто не может изменить этот путь или заменить его. Не следует смотреть на мнение того, кто противоречит этому пути. Кто последует по пути, установленному ими, тот последует по прямому пути. Кто будет искать истину в их пути, тот обретет её. А кто будет противоречить этому пути и последует не по дороге верующих, того Аллах обратит туда, куда тот направился, (а затем) заведет его в Геенну. Как же скверно это место прибытия!*» [Передали аль-Аджурри в «аш-Шари‘», стр. 48; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 134 (1/94); ибн Батта в «аль-Ибана», № 230-231 (1/352). Цепочка передатчиков является достоверной].

*[Аллах Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» Сура ан-Ниса, аят 115].

Сказал аль-Ауза‘и: «Проявляй терпение, следуя Сунне! Остановись там, где остановились люди, говори только о том, о чём они говорили *, удержи себя от того, от чего удержались они. Следуй по пути твоих праведных предшественников, ибо тебе достаточно того, чего было достаточно им!» [Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 315 (1/154). Цепочка передатчиков является достоверной].

*[Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах: «Ни в коем случае не говори в том вопросе, в котором у тебя нет имама из праведных предшественников». См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 21/291; «ас-Сунна», (3/552) аль-Халляля].

Сказал Ну‘айм ибн Хаммад *: «Кто уподобил Аллаха Его творениям, тот, поистине, стал неверующим. Кто отверг то, чем Себя описал Аллах, тот, поистине, стал неверующим. А то, чем Себя описал Аллах, не является уподоблением!». [аз-Захаби в «аль-‘Улю», стр. 126; ибн Теймия в «аль-Фатауа», 5/196; ибн уль-Кайим в «Иджтима‘ аль-Джуйуши-ль-Ислямийа», стр. 221. Шейх аль-Альбани назвал цепочку передатчиков сообщения достоверной. См. «Мухтасар аль-‘Улю», стр. 186].

*[Абу ‘Абдуллах, Ну‘айм ибн Хаммад ибн Му‘ауия ибн уль-Харис аль-Маруази – один из известнейших мухаддисов. Скончался в 228-ом г.х.]

 

Сказал Суфьян ибн ‘Уейна: «Всё, чем Аллах описал Себя в Коране, — толкованием этого является чтение *. Не спрашивай «как?» и не уподобляй». [Передали ад-Даракутни в «ас-Сыфат», стр. 41; ас-Сабуни в «‘Акыда ас-Саляф уа асхаби-ль-Хадис»; ибн Кудама в «Зам ат-Тауиль», стр. 19; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 736 (3/431). Иснад сообщения достоверный].

*[То есть: запрещено толковать эти аяты в противоречие их явному смыслу. Напротив, следует принимать их именно так, как они пришли].

 

Сказал Абу Бакр аль-Маррузи: «Я спросил Ахмада ибн Ханбаля о хадисах, отвергаемых джахмитами. [Это – хадисы] об атрибутах [Аллаха], о лицезрении [Аллаха], о перенесении [пророка из Мекки в Иерусалим], об описании Трона. Он назвал эти хадисы достоверными и сказал: ″Ученые приняли эти хадисы, и поэтому их нужно принимать так, как они пришли″». [ ибн Кудама в «Зам ут-Тауиль», стр. 21; ибн Аби Йа‘ля в «Табакат аль-Ханабиля», 1/56].

*[Имам, факых, мухаддис, шейху-ль-Ислям, Абу Бакр, Ахмад ибн Мухаммад ибн уль-Хаджадж аль-Маррузи. Был имамом Сунны и строго следовал по пути пророка, r. Скончался в 275-ом г.х.].

Сказал Мухаммад ибн уль-Хасан аш-Шейбани – ученик Абу Ханифы: «Все ученые – от востока и до запада – единодушно уверовали в те аяты Корана и в те хадисы, переданные надежными передатчиками от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в которых говорится об атрибутах Господа. [Они уверовали] без [ложных] истолкований и без уподобления. А тот, кто сегодня будет толковать эти аяты и хадисы, выйдет за границы того, на чём был пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. Поистине, они не делали таких толкований, а отвечали только на основе Корана и Сунны, а затем молчали. А кто сказал слово Джахма *, тот, поистине, отошёл от общины [мусульман], ибо он описал Аллаха атрибутами чего-то несуществующего». [ибн Кудама в «Зам ат-Тауиль», стр. 13-14; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 740 (3/432); аз-Захаби в «аль-‘Улю», стр. 113. Цепочка передатчиков является недостоверной, так как среди передатчиков присутствуют неизвестные личности].

*[Джахм ибн Сафуан ас-Самарканди – предводитель заблудшего течения под названием «джахмиты». Он посеял ростки великого зла. Его убили в 128 г.х. Джахмиты были первым течением, отрицавшим имена и атрибуты Аллаха Всевышнего].

 

Сказал ‘Аббад ибн уль-‘Аууам *: «Однажды, к нам приехал Шарик ибн ‘Абдуллах ** и мы сказали (ему): ″Поистине, (некоторые) люди отрицают эти хадисы: ″Поистине, Аллах нисходит к нижнему небу…″ [аль-Бухари, 1145; Муслим, 758] , а также хадисы о лицезрении [Аллаха], и тому подобные хадисы. Тогда он ответил: ″Эти хадисы передали те же самые люди, которые передавали хадисы о молитве, закате и хадже. И, поистине, мы можем узнать об Аллахе только посредством этих хадисов″». [Нечто похожее передали ад-Даракутни в «ас-Сыфат», стр. 43; аз-Захаби в «Сияр А‘ляму-н-Нубаля», 8/185. Цепочка передатчиков является достоверной].

*[Абу Сахль, ‘Аббад ибн уль-‘Аууам ибн ‘Умар ибн уль-Мунзир аль-Уаситы – известный имам, мухаддис].

**[Абу ‘Абдуллах, Шарик ибн ‘Абдуллах ан-Наха‘и – хафиз, судья, справедливый и достойный человек. Крайне сурово относился к приверженцам нововведений. Родился в 95-ом г.х., а скончался в 177-ом г.х.]

 

Это лишь малая часть аятов Корана, пророческих хадисов и преданий от праведных предшественников, так держись же их, а также всего остального, что достоверно дошло до тебя от Аллаха, Его посланника и праведных предшественников этой общины, в праведности которых единодушны достойнейшие люди этой общины.

Оставь слова тех, кого праведные предшественники считали презренным, покинутым, отдаленным, проигравшим и порицаемым, даже если большая часть поздних поколений обольстилась и склонилась к их словам. Не обольщайся же многочисленностью последователей лжи!

Передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам начался чуждым и он вновь станет таким же чуждым, каким был в начале. Туба (дерево в Раю) уготована чуждым». [Муслим, 145; ибн Маджа, 3986; ат-Тирмизи, 2629].

Также передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моя община разделится на семьдесят три группы: все они в Огне, кроме одной». А в одной из версий сказано, что сподвижники спросили: «А какая группа спасется?!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это – те, которые находятся на том же, на чём я и мои сподвижники». [Передал ат-Тирмизи, 2641, со слабой цепочкой передатчиков. Но Абу Дауд (№№ 4596-4597); ибн Маджа (№ 3991); Ахмад (4/102); аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/128, передали подобный хадис с достоверной цепочкой передатчиков. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 203-204].

 

Знай [Знай же, о, приверженец Сунны, и обрати на это внимание]!, да помилует тебя Аллах, что Ислам и его приверженцы пострадали от трёх групп:

Первая группа: те, кто отвергли хадисы об атрибутах Аллаха и обвинили во лжи тех, кто их передал. И эти люди нанесли Исламу и мусульманам больше вреда, чем неверующие.

Вторая группа: те, кто заявили о достоверности этих хадисов и принятии их, но затем начали давать им ложные истолкования. Эти люди нанесли больше вреда, чем первая группа.

Третья группа: те, кто отвергли первых и вторых, и ложно посчитали, что они очищают Аллаха от недостатков, хотя это является ложным заявлением. Хотя в результате они всего равно пришли к мнению одной из двух первых групп. И эти третьи нанесли больше вреда, чем две первые группы.

Согласно Сунне следует молчать в тех вопросах, в которых не пришло контекстов от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Не следует ни отвергать этого, ни утверждать. Ты не можешь подтвердить что-то без шари‘атского доказательства, и точно так же нельзя отрицать что-то без него.

Мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он направил нас к тому, чем Он доволен из слов, деяний и намерений, чтобы Он позволил нам жить на том пути, которым Он доволен, и чтобы упокоил нас на этом пути и воссоединил нас с избранным пророком – наилучшим из Его творений — Мухаммадом, а также с его семейством и сподвижниками. Мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он воссоединил нас с ними в Обители щедрости. Поистине, Он – Слышащий, Близкий и Отвечающий на мольбы.

[Это – великая и благословенная мольба! Ведь, человек не сможет стать спутником пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если Аллах не будет доволен его словами, деяниями и намерениями. Обители щедрости невозможно достичь без совершения праведных деяний. Аллах Всевышний сказал: «Этого [Рая] не достичь посредством ваших мечтаний (о, верующие) или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника». (Сура ан-Ниса, аят 123).

Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу-ль-Фирас Раби’а ибн Ка’б аль-Аслями как-то раз сказал: «Обычно я проводил ночи у дверей дома посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, и (однажды) он сказал мне: “Попроси меня (о чём-нибудь)”. Я воскликнул: “Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в Раю!” Он спросил: “Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?” Я сказал: “Нет, именно этого!” Тогда он сказал: “В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов” ». Передал Муслим, 489].

И в заключении – хвала одному Аллаху!

Пусть Аллах благословит нашего господина Мухаммада, его семейство и его сподвижников, и да приветствует их многочисленным приветствием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: