В каких контекстах научения вы выросли? Какую роль ваше кон
текстуальное мышление сыграло в формировании психо-логики
ваших нынешних метапрограмм? С какими межличностными кон
текстами вам приходилось сталкиваться, справляться и т. д.? В ка
кой степени вы интернализовали тот или иной «токсичный» кон
текст? Доводилось ли вам физически покинуть дом, оставаясь внутри
некоего домашнего контекста, который оказался настолько интер-
нализованным, что вы теперь берете его с собой повсюду?,
Для выявления подобных контекстов обратитесь к обстоятельствам собственной жизни. В НЛП мы говорим о том, что все мы, стараясь извлечь смысл из языка, опыта, событий и т. д., неизбежным образом осуществляем трансдеривационный поиск с помощью нашего референтного индекса. Другими словами, мы «погружаемся внутрь» и используем свою «библиотеку ссылок» — свои воспоминания, переживания и отнесения. Затем эти внутренние контексты обеспечивают нас «смыслом», «значением», ассоциациями и т. д. Неудивительно, что они играют столь важную роль в создании наших метапрограмм!
Инициируйте свою библиотеку ссылок, поведав собственную историю верному другу, магнитофону, терапевту или журналу. Мы рекомендуем вам изложить эту историю в письменной форме в том или ином виде, с тем чтобы вы могли затем неоднократно возвращаться к ней. После этого вы можете исследовать ее со второй позиции (в качестве наблюдателя, оценивающего себя со стороны) вместо первой. Вы можете исследовать ее как некий «текст» или рассказ. Отстранившись от нее, вы можете более объективно изучить метапрограммы, на которые она указывает.
Создание новых контекстов
Какой контекст вам никогда не встречался... пока? Какой контекст вам еще не встречался, но, если бы это случилось — и вы им полностью прониклись, — он сформировал бы внутри вас совер* шенно новый образ мыслей и чувств? Предположим, что вы выросли в другом веке, другой культуре, другом социальном классе, внутри иной расы... Предположим, что вы получали всю ту любовь и заботу, в которых вы нуждались. Предположим, что родители, учителя и другие люди оценивали вас безусловным образом. Лишь предположим...
|
Глава 8. Контекст и метапрограммы____________________ 243
Если мы привыкли интернализовывать контексты, значит, мы не перестаем делать это и в возрасте 18 лет, и вообще всякий раз, когда выходим из дому. Мы продолжаем поступать так снова и снова. Поэтому, учитывая это свойство человеческой природы, проявите заботу о своих мыслях-эмоциях, о самой своей душе — пусть они получат в вашем воображении несколько приятных, необычных и ресурсных контекстов.
Вы можете сконструировать такие контексты, которые позволят вам интернализовывать новые контексты для новых метапрограмм. Сконструируйте позитивный и обогащающий контекст мышления, смоделировав тот, о котором вы прочитали (возможно, в биографии какого-то гениального человека, которым вы по-настоящему восхищаетесь) или который вы только вообразили.
Другим эффективным средством трансформации ваших контекстов мышления (то есть метапрограмм) является рассказ историй. Когда мы рассказываем какие-то личные, семейные, культурные и национальные истории, то, в сущности, повествуем о контекстах, которые нас сформировали. Истории, рассказываемые в человеческом сообществе, содержат информацию о том, что и как следует воспринимать. Они снабжают нас первичными и метауров-невыми ценностями и паттернами сортировки.
|
Зная, как велика роль историй (историй, которыми делятся, реальных и выдуманных историй), подумайте, как была рассказана история о вас? Кто ее рассказал? Какие истории вам рассказывали? Насколько обогащающим вы сочли эти истории? В какую историю вы могли бы погрузиться, какую могли бы рассказать себе и другим и использовать в качестве контекста мышления так, чтобы она придавала вам новые жизненные силы?
Заключение
Смысл всегда произрастает из контекстов — личных и внутренних — или предлагается культурой либо средой. Не зная контекстов, мы не можем понять смысл чего бы то ни было. Чтобы понять другого человека, нам необходимо научиться понимать контексты, из которых человек вышел, которые он встроил в свое сознание и в которых он живет.
Когда мы имеем дело с любым человеком (даже с самим собой), только приняв во внимание его контекст, мы можем прийти к рабочему пониманию того, какие контексты нам необходимо пРоанализировать и трансформировать, для того чтобы изменить ^му личность.
Глава 9 Изменение метапрограмм