Давайте рассмотрим, как это достигается на практике.




Работа над гаммами и арпеджио

Многолетняя музыкальная практика неопровержимо показывает, что в формировании исполнительского мастерства музыкантов работа над гаммами и арпеджио играет важнейшую роль. Именно гаммы и арпеджио выступают в качестве испытанных средств для развития многих сторон исполнительской техники. Для исполнителей на духовых инструментах, систематическая работа над гаммами и арпеджио полезна во многих отношениях, поскольку она дает возможность:

развить правильную координацию движений пальцев с действиями губ, языка и дыхания;

добиться ровности звучания различных регистров инструмента;

развить навыки чистого интонирования;

овладеть ритмичностью исполнения;

приобрести правильные аппликатурные навыки и, наконец,

овладеть различными типами инструментальной фактуры.

Только овладение этими ценными исполнительскими навыками, может способствовать достижению профессионального мастерства музыканта.

Давайте рассмотрим, как это достигается на практике.

Вы знаете о полезности гамм и арпеджио для развития пальцевой беглости и осуществления правильной координации движений пальцев с действиями губ, языка и дыхания. Действительно, гаммообразные и арпеджирозанные пассажи необычайно эффективно развивают технику пальцевых движений, которые особенно важны в игре на деревянных духовых инструментах. Интересно отметить, что у исполнителей на деревянных духовых инструментах это идет как бы по двум направлениям: исполнение гамм развивает в основном последовательные или поочередные движения пальцев, а игра различных арпеджио помогает музыканту овладеть комбинационными движениями пальцев.

На исполнителей на медных инструментах эта закономерность не распространяется, поскольку указанной специфики пальцевых движений здесь мы не наблюдаем. К тому же значение пальцевых движений у исполнителей на медных инструментах несколько ограничено, ибо важнейшим моментом исполнительской техники для них следует считать сложную деятельность губного аппарата.

Что же касается осуществления координации между различными компонентами исполнительского аппарата губы—язык—дыхание—пальцы, то эта взаимосвязь в одинаковой степени важна для исполнителей на всех духовых инструментах, и наиболее эффективно она развивается в процессе игры гамм и арпеджио. Именно гаммы и арпеджио служат для музыкантов отличным «пробным камнем» для проверки качества атакировки звука, в основе которой лежит согласованная деятельность всего исполнительского аппарата в целом.

Помимо развития пальцев и навыков координации их движений с работой губ и языка, гаммы и арпеджио помогают приобретению многих звуковых качеств. В частности, гаммы и арпеджио служат отличным средством:

для «выравнивания» звучности всего диапазона духовых инструментов,

для достижения полноты и гибкости звучания,

для развития чистоты интонирования в процессе игры.

Исключительно важное значение гаммы и арпеджио приобретают и для выработки ритмичности музыкального исполнения, ибо при игре звуков одинаковой длительности, равномерно чередующихся по времени, музыкант легко может обнаружить и устранить малейшие ритмические погрешности исполнения.

Систематическое исполнение гамм и арпеджио полезно для музыканта и в том отношении, что он приобретает твердые аппликатурные навыки. В частности, гаммы и арпеджио служат отличным средством для овладения наиболее рациональной аппликатурой, в основе которой лежит правильное использование основной и вспомогательной аппликатур.

Наконец, гаммы и арпеджио дают возможность исполнителям овладеть различными типами инструментальной фактуры. Известно, что в любом музыкальном произведении мы всегда находим гаммообразные или арпеджированные пассажи. Поэтому исполнение гамм и арпеджио дает музыканту возможность овладеть «готовыми» техническими формулами, а следовательно - сократить сроки технического освоения музыкальных произведений.

Музыкально-исполнительская практика насчитывает немало разнообразных упражнений, в основе которых лежат гаммы и арпеджио самых различных видов.

Особенно много подобных упражнений применяется в практике игры и обучения на фортепиано и на смычковых инструментах. Пианисты и скрипачи, например, широко используют: игру различных гамм в одну, две, три и четыре октавы; исполнение гамм в терциях, секстах и октавах; игру малых, ломаных и больших арпеджио; исполнение арпеджированных септаккордов и т. п. Примерно такие же виды гаммообразных и арпеджирозанных упражнений употребляют и при игре на духовых инструментах.

Так, например, исполнители на всех духовых инструментах применяют в своей практике гаммы следующих видов:

диатонические;

хроматические;

целотонные.

Поскольку каждая из этих, гамм имеет свои специфические особенности, возникает необходимость остановиться на этих особенностях несколько более подробно.

Наибольшее распространение в практике игры на духовых инструментах имеют гаммы диатонические, мажорные и минорные. При этом, в зависимости от изменения отдельных ступеней лада, мажорные и минорные гаммы могут быть: натуральными, гармоническими, мелодическими, арпеджио уменьшенного вводного септаккорда в обращениях. Необходимо отметить, что на практике исполнители на духовых инструментах, нередко смешивают виды арпеджио, особенно часто путают арпеджио в обращениях и ломаное арпеджио.

 

Изучение гамм и арпеджио

Изучение гамм и арпеджио, работа над ними и совершенствование их исполнения должны вестись систематически, начиная с первого года обучения игре на духовых инструментах (примерно, после трех-четырех месяцев первоначальной подготовки). Перед тем как приступить к игре гамм, начинающий музыкант обязан хорошо изучить теоретический принцип строения мажорных, а затем минорных гамм и их арпеджио; усвоить эти гаммы на слух и научиться строить их от любой ступени.

Памятка работы над гаммами:

В процессе изучения гамм и арпеджио исполнять их рекомендуется на инструменте без нот, в доступном для данного ученика темпе, с применением различных динамических оттенков.

Основной задачей в работе над гаммами и арпеджио является не игра в быстром темпе, а постоянное улучшение качества звучания и достижение ровности исполнения.

Каждый начинающий музыкант должен уметь правильно установить предел быстроты исполнения гамм и арпеджио, соответствующий его исполнительским возможностям.

Чтобы избежать небрежной, механической игры гамм и арпеджио, очень важно приучить музыканта с первых занятий к постоянному контролю за качеством своего исполнения. Учащийся должен уметь слушать свою игру.

Изучение гамм и арпеджио и работу над ними, следует проводить ежедневно, но не за счет других видов занятий (работой над этюдами и художественными произведениями).

Каждый день музыкант должен включать в свои занятия на инструменте работу над одной-двумя гаммами и соответствующими арпеджио и добиваться систематического повышения качества их исполнения.

При работе над гаммами необходимо добиваться: ритмичности исполнения, точности интонации звуков, ровности и полноты звучания всего диапазона, правильной координации языка и пальцев, чистоты в переходах от звука к звуку, легкости и подвижности исполнения.

Существенное значение в ежедневной работе над гаммами и арпеджио имеет и порядок или последовательность их исполнения. В практике исполнителей на духовых инструментах уже сложились определенные нормы в отношении последовательности исполнения гамм и арпеджио.

Обычно принято исполнять гаммы и арпеджио в следующем порядке:

1. мажорная гамма;

2. арпеджированное мажорное трезвучие в прямом движении;

3. арпеджированное мажорное трезвучие в обращениях;

4. арпеджированное мажорное трезвучие в ломаном движении;

5. арпеджированный доминантсептаккорд данной тональности в прямом движении;

6. арпеджированный доминантсептаккорд в обращениях;

7. параллельная минорная гамма (гармоническая);

8. параллельная минорная гамма (мелодическая);

9. арпеджированное минорное трезвучие в прямом движении;

10. арпеджированное минорное трезвучие в обращениях;

11. арпеджированное минорное трезвучие в ломаном движении;

12. арпеджированный уменьшенный септаккорд (данного минора) в прямом движении;

13. арпеджированный уменьшенный септаккорд в обращениях.

Такая последовательность, построенная по принципу движения от простого к более сложному, объединяет гаммы и арпеджио в единый ладотональный комплекс и способствует развитию не только исполнительской техники, но и ладово-гармонического чувства, что очень важно. С нашей точки зрения, это наиболее рациональная последовательность, хотя она не исключает и других возможных вариантов подобных упражнений. В частности, для менее подготовленных музыкантов возможно исполнение этого комплекса в сокращенном виде - без доминантового и уменьшенного септаккордов.

Практика игры и обучения на духовых инструментах показывает, что существуют разные способы исполнения гамм и арпеджио, которые обусловливаются как конструктивными особенностями духовых инструментов, так и индивидуальной манерой играющего.

Что касается конструктивных особенностей, то их влияние на исполнение гамм и арпеджио заключается в различии диапазонов духовых инструментов.

Так, например, гаммы и арпеджио могут исполняться по-разному в зависимости от величины диапазона: в одну, две или три октавы. При этом на медных духовых инструментах (кроме валторны) гаммы и арпеджио исполняются обычно в две октавы, а на деревянных духовых инструментах и на валторне — в две-три октавы.

 

В заключение следует остановиться на наиболее типичных недостатках исполнения гамм и арпеджио и методах их устранения. Из практики игры на духовых инструментах известно, что наиболее распространенными недостатками в исполнении гамм и арпеджио являются:

1. неритмичность исполнения,

2. отсутствие ровности звучания различных регистров,

3. неточное интонирование,

4. нерациональное использование аппликатуры,

5. маловыразительное исполнение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: