Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

5 – 7 КЛАССЫ

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Составитель рабочей программы

учитель изобразительного искусства.

Самоздра С.А.

 

ХАРЦЫЗСК

Содержание

 

1 Пояснительная записка. 3

2 Тематическое планирование. 4

3 Критерии оценивания. 5

4 Календарно-тематическое планирование. 6

5 Планируемые результаты.. 11

6 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. 14

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-8 классах составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:

· Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки от 07.08.2020 № 120-НП (в редакции приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.06.2021 № 79-НП);

· Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки от 13.08.2021 г. № 682 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

· Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2021 г. № 684 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2021-2022 учебном году»;

· Приказа МОН ДНР от 26.08.2021 г. № 709 «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2021-2022 учебном году организациями, осуществляющими образовательную деятельность в Донецкой Народной Республике (в новой редакции)»;

· Примерной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство». 5-7 классы/ сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Сапрыкина Ю.Б.– ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 58 с. (Рекомендовано решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» (протокол № 3 от 19.08.2021г.))

· Рабочего учебного плана муниципальной общеобразовательной организации «Харцызская средняя школа № 22», утверждённого приказом СШ № 22

 

Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, метапредметного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению изобразительного искусства.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе повседневной жизни.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Участие в конкурсах и экскурсиях, посещение и организация выставок призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.

Последовательность тем и выполнение заданий методически обоснованы психофизиологическими и возрастными особенностями учащихся, учетом отличий художественных и технических средств разных видов искусств, профессиональной преподавательской этикой, ориентированной на творческий поиск ученика и выявления его индивидуальности в выборе средств художественной выразительности, техники и материалов.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с примерным учебным планом основного общего образования на изучение изобразительного искусства в каждом классе основной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч: в 5-7 классе - по 34 ч в год.

2 Тематическое планирование

Класс

Период обучения Название тематического блока Количество отводимого времени
по плану по факту
1 четверть Древние корни народного искусства 8 часов 8 / 9 часов
2 четверть Связь времен в народном искусстве 8 часов 7 / 8 часов
3 четверть Декор, человек, общество, время 10 часов 10 / 11 часов
4 четверть Декоративное искусство в современном мире 8 часов 7 / 8 часов
Всего      

Класс

Период обучения Название тематического блока Количество отводимого времени
по плану по факту
1 четверть Выразительные возможности изобразительного искусства 8 часов 8 часов
2 четверть Мир наших вещей. Натюрморт 8 часов 7 / 8 часов
3 четверть Понимание смысла деятельности художника 10 часов 10 / 11 часов
4 четверть Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж. 8 часов 6 / 7 часов
Всего      

Класс

Период обучения Название тематического блока Количество отводимого времени
по плану по факту
1 четверть Образ человека и изображение животного в искусстве 8 часов 8 / 9 часов
2 четверть Сюжетно – тематическая картина 8 часов 7 / 8 часов
3 четверть Архитектура и дизайн в жизни человека 10 часов 10 / 11 часов
4 четверть Реальность жизни и художественный образ 8 часов 8 часов
Всего      

Критерии оценивания

 

Отметка «5» — отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;

Отметка «2» — учащийся имеет элементарные навыки и умения творческой художественной деятельности. На низком уровне владеет композиционным решением, не согласовывает компоненты изображения, не выделяет пропорциональное отношение частей к целому. Не владеет на элементарном уровне изобразительной грамотой. Не справляется с поставленной целью урока. Требует постоянно теоретической и практической помощи учителя.

Отметка «1» - учащийся не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.

Устный ответ:

Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «2» — учащийся имеет отдельные представления об изученном материале, владеет незначительной частью тематического материала, имеет ограниченный терминологический и словарный запас. Большая часть обязательного уровня учебной программы не усвоена, допускает грубые ошибки в ответе.

Отметка «1» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

 

 

4 Календарно-тематическое планирование

Е классы

№ урока 5 А 5 Б 5 В Тема урока     Рабочие примечания
Дата урока Дата урока Дата урока
план факт план факт план факт
1 четверть Тема 1 (8 часов / 8 / 9 часов) Древние корни народного искусства
  03.09   07.09   01.09   Древние образы в народном творчестве.  
  10.09   14.09   15.09   Дом-космос.  
  17.09   21.09   22.09   Понятие интерьера. Его особенности в крестьянском жилище  
  24.09   28.09   29.09   Конструкция и декор предметов народного быта.  
  01.10   05.10   06.10   Сказочные цветы и звери на прялке.  
  08.10   12.10   13.10   Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки  
  15.10   19.10   20.10   Народный праздничный костюм.  
  22.10   26.10   27.10   Народные праздничные обряды  
  29.10           Урок обобщения знаний.  
2 четверть Тема 2 (8 часов / 7 / 8 часов) Связь времён в народном искусстве
  12.11   09.11   10.11   Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка  
  19.11   16.11   17.11   Основные декоративные элементы росписи филимоновской игрушки.  
  26.11   23.11   24.11   Основные декоративные элементы росписи каргопольской игрушки.  
  03.12   30.11   01.12   Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла  
  10.12   07.12   08.12   Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла  
  17.12   14.12   15.12   Матрешка  
  24.12   21.12   22.12   Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.  
      28.12       Урок обобщения знаний. Роль народных художественных промыслов в современной жизни  
3 четверть Тема 3 (10 часов / 11 / 10 часов) Декор - человек, общество, время
  14.01   11.01   12.01   Зачем людям украшения.  
  21.01   18.01   19.01   Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте.  
  28.01   25.01   26.01   Особенности декоративного искусства Древней Греции.  
  04.02   01.02   02.02   Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.  
  11.02   08.02   09.02   Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.  
  18.02   15.02   16.02   Декор - человек, общество, время  
  25.02   22.02   02.03   Декор - человек, общество, время  
  04.03   01.03   09.03   О чем рассказывают гербы и эмблемы.  
  11.03   15.03   16.03   Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.  
  18.03   22.03   23.03   Роль декоративного искусства в жизни человека и общества  
  25.03           Урок обобщения знаний.  
4 четверть Тема 4 (9 часов / 8 / 7 часов) Декоративное искусство в современном мире
  08.04   05.04   06.04   Современное выставочное искусство (керамика, стекло).  
  15.04   12.04   13.04   Современное декоративное искусство. Витраж.  
  22.04   19.04   20.04   Современное декоративное искусство. Мозаика  
  29.04   26.04   27.04   Искусство вырезания из бумаги.  
  06.05   03.05   04.05   Оригами – искусство складывания бумаги.  
  13.05   10.05   18.05   Айрис-фолдинг как искусство украшения  
  20.05   17.05   25.05   Квиллинг – бумажная филигрань.  
  27.05   24.05       Урок обобщения знаний. Дизайнерские идеи для украшения интерьера.  

Е классы

№ урока 6 А 6 Б 6 В Тема урока     Рабочие примечания
Дата урока Дата урока Дата урока
план факт план факт план факт
1 четверть Тема 1 (8 часов / 8 часов) Выразительные возможности изобразительного искусства
  06.09   06.09   01.09   Изобразительное искусство в семье пространственных искусств  
  13.09   13.09   15.09   Художественные материалы  
  20.09   20.09   22.09   Рисунок - основа изобразительного творчества  
  27.09   27.09   29.09   Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.  
  04.10   04.10   06.10   Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен  
  11.10   11.10   13.10   Цвет. Основы цветоведения  
  18.10   18.10   20.10   Цвет в произведениях живописи.  
  25.10   25.10   27.10   Урок обобщения знаний. Объемные изображения в скульптуре  
2 четверть Тема 2 (8 часов / 8 / 7 часов) Мир наших вещей. Натюрморт
  08.11   08.11   10.11   Реальность и фантазия в творчестве художника.  
  15.11   15.11   17.11   Многообразие форм окружающего мира.  
  22.11   22.11   24.11   Декоративный натюрморт  
  29.11   29.11   01.12   Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи  
  06.12   06.12   08.12   Натюрморт в графике.  
  13.12   13.12   15.12   Цвет в натюрморте  
  20.12   20.12   22.12   Натюрморт и творческая индивидуальность художника  
  27.12   27.12       Урок обобщения знаний. Выразительные возможности натюрморта  
3 четверть Тема 3 (10 часов / 10 / 11 часов) Понимание смысла деятельности художника
  10.01   10.01   12.01   Портрет как образ реального человека  
  17.01   17.01   19.01   Конструкция головы человека и ее основные пропорции  
  24.01   24.01   26.01   Изображение головы человека в пространстве  
  31.01   31.01   02.02   Графический портретный рисунок и выразительность образа человека  
  07.02   07.02   09.02   Портрет в скульптуре  
  14.02   14.02   16.02   Сатирические образы человека  
  21.02   21.02   02.03   Образные возможности освещения в портрете  
  28.02   28.02   09.03   Портрет в живописи  
  07.03   07.03   16.03   Образ матери в искусстве  
  14.03   14.03   23.03   Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.  
  21.03   21.03       Урок обобщения знаний.  
4 четверть Тема 4 (9 часов / 6 / 7 часов) Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж
  04.04   04.04   06.04   Жанры в изобразительном искусстве.  
  11.04   11.04   13.04   Изображение пространства. Правила построения перспективы. Линейная и воздушная перспективы  
  18.04   18.04   20.04   Пейзаж настроения. Природа и художник.  
  02.05   02.05   27.04   Пейзаж - большой мир. Пейзаж в русской живописи  
  16.05   16.05   04.05   Городской пейзаж  
  23.05   23.05   18.05   Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл  
          25.05   Урок обобщения знаний.  

Е классы

№ урока 7 А 7 Б 7 В Тема урока     Рабочие примечания
Дата урока Дата урока Дата урока
план факт план факт план факт
1 четверть Тема 1 (8 часов / 8 / 9 часов) Образ человека и изображение животного в искусстве
  07.09   03.09   07.09   Изображение фигуры человека в истории искусства  
  14.09   10.09   14.09   Пропорции и строение фигуры человека  
  21.09   17.09   21.09   Схема движения фигуры человека  
  28.09   24.09   28.09   Образная выразительность фигуры человека  
  05.10   01.10   05.10   Набросок фигуры человека с натуры  
  12.10   08.10   12.10   Пещерная живопись  
  19.10   15.10   19.10   Человек и обитатели наших степей  
  26.10   22.10   26.10   Художники-анималисты. Образы животных и образ человека в литературных произведениях. Домашние животные  
      29.10       Урок обобщения знаний.  
2 четверть Тема 2 (8 часов / 8 / 7 часов) Сюжетно – тематическая картина
  09.11   12.11   09.11   Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина.  
  16.11   19.11   16.11   Исторический жанр  
  23.11   26.11   23.11   Батальный жанр. Монументальная скульптура и образ истории народа.  
  30.11   03.12   30.11   Мифологические темы в искусстве разных эпох.  
  07.12   10.12   07.12   Тематическая картина в искусстве передвижников импрессионистов  
  14.12   17.12   14.12   Место и роль картины в искусстве 20 века  
  21.12   24.12   21.12   Библейские темы в изобразительном искусстве  
  28.12       28.12   Урок обобщения знаний. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве  
3 четверть Тема 3 (10 часов / 10 / 11 часов) Архитектура и дизайн в жизни человека
  11.01   14.01   11.01   Основы композиции в конструктивных искусствах  
  18.01   21.01   18.01   Архитектура России XI –XVII вв.  
  25.01   28.01   25.01   Архитектурный ансамбль XVIII - XIX вв  
  01.02   04.02   01.02   Город сквозь времена и страны  
  08.02   11.02   08.02   Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна  
  15.02   18.02   15.02   Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.  
  22.02   25.02   22.02   Живое пространство города.  
  01.03   04.03   01.03   Человек и городская среда  
  15.03   11.03   15.03   Вещь в городе и дома. Дизайн интерьера.  
  22.03   18.03   22.03   Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).  
      25.03          
4 четверть Тема 4 (9 часов / 8 часов) Реальность жизни и художественный образ
  05.04   08.04   05.04   Буква — строка —текст. Искусство шрифта  
  12.04   15.04   12.04   Искусство иллюстрации. Слово и изображение.  
  19.04   22.04   19.04   Искусство полиграфии  
  26.04   29.04   26.04   Моделируя себя – моделируешь мир.  
  03.05   06.05   03.05   Театральное искусство и художник  
  10.05   13.05   10.05   Изображение в экранных видах искусства и художественная фотография  
  17.05   20.05   17.05   Формы сохранения культурного наследия  
  24.05   27.05   24.05   Урок обобщения знаний. История искусства и история человечества  

 

Планируемые результаты

 

Класс

Обучающиеся научатся:

‒ характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

‒ раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

‒ создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

‒ создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

‒ определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

‒ создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

‒ создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

‒ умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

‒ выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

‒ владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

‒ распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

‒ характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

‒ различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

‒ находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

‒ различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

Класс

Обучающиеся научатся:

‒ называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

‒ классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

‒ объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

‒ композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

‒ простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

‒ изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

‒ создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

‒ строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

‒ характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

‒ передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

‒ навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

‒ видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

‒ навыкам создания пейзажных зарисовок;

‒ различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

‒ использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;

‒ различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

‒ различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

‒ различать и характеризовать виды портрета;

‒ понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

‒ использовать графические материалы в работе над портретом;

‒ использовать образные возможности освещения в портрете;

‒ пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

‒ называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

Класс

Обучающиеся научатся:

‒ навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

‒ навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

‒ навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

‒ рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

‒ характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

‒ объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

‒ характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

‒ узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

‒ характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

‒ творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

‒ характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

‒ рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

‒ представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

‒ опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

‒ представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

‒ опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

‒ систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

‒ распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

‒ понимать сочетание различных объемов в здании;

‒ понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

‒ различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

‒ применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

‒ понимать основы краткой истории костюма;

‒ узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

‒ различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

‒ понимать специфику изображения в полигра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: