Задание 2: из электронной таблицы, созданной на занятии Т. 5.4 выберите все районы города, где следственные подразделения раскрыли более 80 преступлений, а общее количество преступлений меньше 165.
Порядок выполнения задания 2.
2.1. Удалите первые 7 строк таблицы, так чтобы заголовком таблицы стала строка с номерами столбцов.
2.2. Выделите 1 строку заголовков таблицы и выберите команду Данные-Фильтр-Автофильтр. В 4 и 6 столбцах в списках выберите пункт Условие…. В появившемся окне введите условие: меньше 165, а для 6 столбца - больше 80 и нажмите кнопку < OK >. При применении фильтра записи не попадающие в отобранное подмножество, скрываются и не отображаются. Отмените действие автофильтра.
2.3. Выделите A2:K6 и выберите команду Данные-Сортировка. В открывшемся окне выберите Сортировать по - 4 возрастанию. Посмотрите как изменятся данные в таблице. Запишите в отчёт полученную таблицу.
Доложите преподавателю о результатах выполнения задания.
Завершите сеанс работы с Windows. Сделайте выводы по работе и оформите отчёт.
Письменный отчёт должен содержать:
· наименование и цель занятия, учебные вопросы;
· краткие теоретические сведения по отрабатываемым учебным вопросам;
· схематичное изображение построенных диаграмм и результаты фильтрации данных в электронной таблице;
· выводы о проделанной работе.
Контрольные вопросы
1. Что выполняется на 1, 2, 3, 4 этапах построения диаграммы в Microsoft Excel?
2. Какие виды диаграмм можно построить в Microsoft Excel?
3. Как отсортировать данные по возрастанию/убыванию?
4. Как выбрать данные по заданному критерию?
ГЛАВА 35. ПОСТРОЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ
В ТАБЛИЧНОМ ПРОЦЕССОРЕ MICROSOFT EXCEL
ЗадАние и МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ курсантам по подготовке к лабораторному занятию
Подготовительная часть. В часы самоподготовки курсанты повторяют содержание материала лекции. При этом особое внимание уделяется уяснению следующих положений:
1) определение понятия модель и моделирование;
2) основные этапы моделирования.
В тетради сделать запись темы и целей занятия, кратких теоретических сведений по отрабатываемым учебным вопросам.
Элементы теории
Моделирование представляет собой процесс замещения объекта исследования некоторой его моделью и проведение исследований на модели с целью получения необходимой информации об объекте.
Модель – это физический или абстрактный образ моделируемого объекта, удобный для проведения исследований и позволяющий адекватно отображать интересующие исследователя физические свойства и характеристики объекта. Т.к. модель – это система, то при её разработке необходимо использовать системный подход, т.е. решать задачи синтеза, анализа и принятия решения. Этапы моделирования можно представить в виде (рис. 1).
Рис. 1. Типовая схема этапов моделирования
Для того, чтобы сформулировать задачу моделирования, необходимо провести исследование оригинала с системных позиций (т.к. оригинал – система), для чего построить морфологическую, информационную, функциональную модель и т.д.
Именно эти результаты исследования являются основой для построения модели. С другой стороны процесс разработки модели следует также рассматривать с системных позиций, а он тоже включает в себя синтез анализ, принятие решения.
Синтез модели заключается в структурном синтезе – подборе вида структуры математической модели, и параметрическом синтезе – назначении параметров модели (идентификации).
Анализ заключается в расчете параметров и изучении свойств и т.д. Основные показатели:
1) универсальность модели – насколько эта модель может быть использована в различных задачах исследования;
2) экономичность – определяется материальными и трудовыми затратами при построении модели;
3) точность – определяется отклонением входных параметров от выходных;
4) сложность – насколько просто математическое описание;
5) непротиворечивость – противоречат ли результаты модели оригиналу в экстремальных областях;
6) работоспособность – легко ли получать результаты.
В блоке принятия решения ЛПР оценивает, насколько пригодна эта модель для его дальнейших исследований (полезность). В данном случае это называется адекватностью.
Адекватность – пригодность математической модели с точки зрения представлений исследователя (ЛПР) в отношении достижения поставленных целей.