РЕФЕРАТ
по курсу ''Международное морское право''
на тему: Территориальное море и его правовое положение
студент_? курса ххххххххх отделения юридического факультета
ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ
Рига
199_
Содержание:
Введение
Понятие и значение территориального моря
Граница и ширина территориального моря
Мирный проход иностранных судов через территориальное
Море
Права и обязанности прибрежных государств
Заключение
Понятие «территориальное море», или «территориальные воды», возникло в один и тот же исторический период, что и понятие «свободное море», или «открытое море». Три обстоятельства послужили основанием для распространения суверенитета прибрежного государства на примыкающий к его берегам морской пояс, называемый территориальным морем. Вкратце эти обстоятельства можно изложить следующим образом:
1) Безопасность государства требует, чтобы ему была предоставлена возможность защищать свои береговые владения со стороны моря;
2) Для обеспечения своих коммерческих, фискальных и политических интересов прибрежное государство должно иметь возможность надзора над всеми судами, входящими и в его территориальные воды, покидающими их или становящимися на якорь в этих водах;
3) Государство должно иметь также исключительное право на эксплуатацию морских ресурсов в пределах территориального моря, которые необходимы для существования и благополучия населения, проживающего на его территории.
Территориальное море как институт международного права имеет длительную и непростую историю развития. Даже в конце XIX и в первой половине XX веков все еще шли споры о правовом статусе или юридической природе территориального моря. Одни юристы-международники считали, что над территориальным морем прибрежное государство обладает правами суверенитета, другие же утверждали, что оно обладает всего лишь правом юрисдикции, или ограниченного суверенитета. В отношении определения правового статуса территориального моря участникам I Конференции ООН по морскому праву удалось принять конструктивное решение. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, разработанная ими в 1958 году, содержит обоснованные и отвечающие интересам прибрежных государств положения о том, что суверенитет государства распространяется за пределы его сухопутной территории и его внутренних вод на морской пояс, примыкающий к его берегу и называемый территориальным морем, а также на воздушное пространство над ним, равно как на поверхность и недра его дна (ст. 1 и 2 Конвенции).
|
Конвенция, таким образом, рассматривает территориальное море как составную часть государственной территории, что дает прибрежному государству четкие правовые основания для защиты его интересов. В то же время Конвенция учитывает заинтересованность других государств в использовании пространств территориального моря, в пределах которых находятся морские пути, весьма удобные для судов в навигационном и коммерческом отношении. Ввиду этого в Конвенции признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море при соблюдении установленных Конвенцией условий, гарантирующих уважение интересов прибрежного государства со стороны пересекающих его территориальное море иностранных судов (ст. 14-23 Конвенции).
|
Приняв указанные выше положения, участники Конвенции нашли в принципе целесообразное сочетание разноречивых интересов: с одной стороны, интересов прибрежного государства, с другой – международного судоходства. Это была одна из серьезных удач I Конференции ООН по морскому праву. [1]
Позднее, на III Конференции ООН по морскому праву, в качестве основы решения вопроса о территориальном море были приняты положения Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. В них были внесены частично существенные, а частично малосущественные изменения. Такие изменения были произведены с учетом предложений, сформулированных делегациями социалистических стран (СССР, Болгарии, ГДР и Польши), а также Индонезии, Маврикия, Филиппин, Великобритании, Индии, Бангладеш и 24 государств, находящихся в географически неблагоприятном положении и не имеющих выхода к морю. Однако положения Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне о правовом статусе территориального моря не претерпели, по существу, никаких изменений и вошли во все последующие принятые III Конференцией проекты, включая официальный проект Конвенции ООН по морскому праву от 28 августа 1981 г., а затем в текст Конвенции, одобренный 30 апреля 1982 г. Таким образом, III Конференции ООН по морскому праву в принятой ею конвенции сохранила традиционный правовой статус территориального моря: суверенитет над ним прибрежного государства, который осуществляется при уважении положений конвенции, а также других применимых норм международного права.[2]
|
Понятие и значение территориального моря
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. территориальное море – это прибрежный морской пояс шириной до 12 морских миль, который входит в состав территории прибрежного государства и находится под его суверенитетом с учетом общепринятых норм международного права.[3] III Конференции ООН сыграла важную роль в деле закрепления 12-мильного предела ширины территориального моря. В ст. 3 Конвенции сказано, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией».
На территориальное море, на воздушное пространство над ним, а также на его дно и недра распространяется суверенитет прибрежного государства. Исходя из этого, оно имеет право в территориальных водах на защиту своей безопасности; вправе устанавливать законы и правила в отношении безопасности судоходства и регулирования движения судов; защиты навигационных средств и оборудования; защиты кабелей и трубопроводов; сохранения ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных, таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил прибрежного государства, сохранения окружающей среды; правил, касающихся морских научных исследований и гидрографических съемок. В свою очередь, иностранные суда, уважая суверенитет прибрежного государства в территориальных водах, обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства; не должны нарушать мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства.[4]
Для прибрежных государств территориальные воды представляют важный источник морских богатств, главным образом рыбы, которая является существенным продуктом питания для населения. Территориальные воды являются также путями судоходства. Вместе с тем они служат интересам безопасности прибрежных государств, являясь для них защитным поясом со стороны моря. Следовательно, для прибрежных государств территориальные воды имеют важное хозяйственно-экономическое и военно-оборонительное значение. [5]