Права и обязанности прибрежных государств




В конвенции 1982 года разумно решается вопрос о праве прибрежного государства, вытекающем из его суверенитета, регулировать мирный проход. Прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море всех нижеследующих вопросов или некоторых из них:

? Безопасности судоходства и регулирования движения судов;

? Защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;

? Защиты кабелей и трубопроводов;

? Сохранения живых ресурсов моря;

? Предотвращения нарушения рыболовных правил прибрежного государства;

? Сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения;

? Морских научных исследований и гидрографических съемок;

? Предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил прибрежного государства.

При применении положений Конвенции или любых законов и правил, изданных в соответствии с нею, прибрежное государство не должно: предъявлять к иностранным судам требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права; или допускать дискриминацию ни по форме, ни по существу в отношении судов, перевозящих грузы в любое государство, из него или от его имени.

Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами только за проход их через территориальное море.

Прибрежное государство как суверен в своем территориальном море может принимать необходимые меры для сохранения мира и доброго порядка и обеспечения соблюдения своих законов и правил, принятых в соответствии с действующими по этому вопросу нормами международного права и относящихся к мирному проходу. Т.е. прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. Такие меры принимаются тогда, когда иностранное судно осуществляет в момент прохода через территориальное море деятельность, нарушающую мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Иначе говоря, они применяются в ответ на деятельность, уже совершенную.[10]

Кроме вышеупомянутых выше прав прибрежного государства Конвенция 1982 года по морскому праву в ст. 22 предусматривает еще следующие:

1) Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, пользоваться такими морскими коридорами и схемами разделения движения, которые оно может установить или предписать для регулирования прохода судов.

2) В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.

Эти положения являются новыми в международном морском праве. Их нет в Конвенции 1958 года. Они потребовались сейчас ввиду возросшей интенсивности судоходства по морским путям и в связи с появлением новых видов судов и новых видов грузов, что в свою очередь связано с результатами научно-технической революции.

Устанавливая морские коридоры и предписывая схемы разделения движения, прибрежное государство, тем не менее, принимает во внимание рекомендации компетентной международной организации, любые пути, которые обычно используются для международного судоходства, особые характеристики конкретных судов и путей и интенсивность движения судов. Оно ясно указывает такие морские коридоры и схемы разделения движения на морских картах, которые должным образом опубликовываются.[11]

Прибрежное государство в определенных случаях осуществляют на борту иностранного судна, проходящего через его территориальное море, уголовную и гражданскую юрисдикцию. Конвенция 1982 года предусматривает, что уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, когда последствия преступления распространяются на прибрежное государство или преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море или же капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи. Уголовная юрисдикция может осуществляться также для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.[12]

Пункт 2 ст. 27 Конвенции 1982 года сохраняет за прибрежными государством право ареста и расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод. Такое право является обоснованным, поскольку оба эти морские пространства находятся под суверенитетом прибрежного государства.

Иначе дело обстоит с правом ареста и расследования в связи с преступлением, совершенным на судне, не заходившем во внутренние воды или до его входа в территориальное море. Прибрежное государство не может принимать на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальное море, если судно следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды. Такой запрет является логичным, поскольку в данном случае речь идет о преступлении, совершенном за пределами действия суверенных прав прибрежного государства. Конвенция 1982 года предусматривает некоторые исключения, дающие прибрежному государству право принимать меры для ареста какого-либо лица или производства расследования за:

ü нарушение законов и правил прибрежного государства, касающихся рыболовства в экономической зоне, и

ü нарушения в экономической зоне законов и правил прибрежного государства или применимых международных норм и стандартов по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов.

Гражданская юрисдикция прибрежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в территориальном море, также ограничена: запрещается останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода через территориальные воды.

Данные положения применяются также в отношении иностранных судов, стоящих на якоре, если остановка или стоянка не связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности либо терпящим бедствие.

Положения о гражданской юрисдикции прибрежного государства применяются, согласно Конвенции 1982 года и Конвенции 1958 года, к государственным торговым судам и частновладельческим судам. Следовательно, эти конвенции не освобождают торговые суда, являющиеся собственностью государства или эксплуатируемые государством, от действия местной юрисдикции. Непризнание иммунитета за государственными судами противоречит международному обычаю, относящемуся к данной области правового регулирования.[13]

 

 

Таким образом, подводя итоги, в заключении можно сделать следующие выводы:

1. Территориальное море по своему правовому положению как от открытого моря, так и от внутренних морских вод. В первом случае речь идет о том, что в отличии от открытого моря территориальные воды находятся под суверенитетом прибрежного государства. Во втором случае, в отличие от правового положения внутренних морских вод, также находящихся под суверенитетом государства, территориальные воды обычно открыты для мирного прохода иностранных судов.

2. Ввиду того, что территориальное море находится под суверенитет ом прибрежного государства, последнее решает вопрос о ширине данного морского пространства, согласуя это решение с международной практикой и интересами судоходства. Большинство стран придерживается лимита от 3 до 12 миль.

3. В силу распространения суверенитета прибрежного государства на территориальное море данное государство имеет исключительное право издания различных актов по регламентации режима в этих водах. Оно же решает вопрос о проходе иностранных военных кораблей и в отдельных случаях – об ограничении свободы судоходства иностранных торговых судов.

4. Признание суверенитет а государства в территориальном море обуславливает осуществление им уголовной и гражданской юрисдикции, но в отношении проходящих иностранных судов юрисдикция осуществляется лишь при определенных условиях.

5. Находясь в территориальных водах иностранного государства, проходящее судно обязано выполнять определенные действия или воздерживаться от них, что обусловлено суверенитетом прибрежного государства.

 

Список используемой литературы:

1. П.Н. Бирюков Международное право, Москва: Юристъ, 1998

 

2. Г.Ф. Калинкин Режим морских пространств, Москва: Юридическая литература, 1981

 

3. Л.А. Комарова Современное международное морское право, Москва, 1985

 

4. С.В. Молодцов Международное морское праву, Москва: Международные отношения, 1987

 

5. С.В. Молодцов Правовой режим морских вод, Москва: Международные отношения, 1982

 

6. Международное морское право, Москва: издательства Университета дружбы народов, 1988

 

7. А.Н. Николаев Проблема территориальных вод в международном праве, Москва, 1959

 

8. А.Н. Николаев Территориальное море, Москва: Международные отношения, 1969

 

 


[1] С.В. Молодцов Правовой режим морских вод, Москва: Международные отношения, 1982. – С.23-25

[2] С.В. Молодцов Международное морское праву, Москва: Международные отношения, 1987. – С.70-71

[3] Международное морское право, Москва: издательства Университета дружбы народов, 1988. – С. 21

[4] Л.А. Комарова Современное международное морское право, Москва, 1985. – С. 10-11

[5] А.Н. Николаев Территориальное море, Москва: Международные отношения, 1969. – С. 3

[6] С.В. Молодцов Международное морское праву, Москва: Международные отношения, 1987. – С. 72

[7] П.Н. Бирюков Международное право, Москва: Юристъ, 1998. – С.286.

[8] С.В. Молодцов Международное морское право, Москва: Международные отношения, 1987. – С. 81

[9] П.Н. Бирюков Международное право, Москва: Юристъ, 1998. – С.287

[10] С.В. Молодцов Правовой режим морских вод, Москва: Международные отношения, 1982. -С.50

[11] С.В. Молодцов Международное морское право, Москва: Международные отношения, 1987. – С.88

[12] С.В. Молодцов Международное морское право, Москва: Международные отношения, 1987. – С. 89

[13] С.В. Молодцов Международное морское право, Москва: Международные отношения, 1987. – С. 90



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: