| Метапрограммы | Внешние признаки |
| № 1. Размер чанка | Размашистые или мелкие движения |
| Общий план/ | руками, вблизи или на расстоянии. |
| специфика; | Голова/верхняя часть тела движутся |
| детали/глобальность | вперед — детали, назад — глобальность. |
| № 2. Отношения (связи) | Движения обеими руками одновремен- |
| Присоединение/отсое- | но и вблизи — тождество. |
| динение; тождество/ | Руки движутся врозь, на расстоянии, |
| различия | под разными углами — различия. |
| № 3. Репрезентативная | Паттерны глазного доступа: вверх — |
| система VAK Ad | визуальная модальность, на том же |
| уровне — аудиальная, вниз — кинесте- | |
| тическая. Визуальные, аудиальные | |
| и кинестетические предикаты. | |
| № 4. Сбор информации | Сканирование глазами непосредствен- |
| Аптайм/даунтайм | ного окружения — аптайм. Глаза |
| расфокусированы, остановившийся | |
| взгляд — даунтайм. | |
| № 5. Процесс познания | Интуитивист: даунтайм (№ 4). |
| Сенсоры/ | Сенсор: аптайм (№ 4) |
| интуитивисты | |
| № 6. Перцептивные | Демонстрация руками «того или этого», |
| категории | рубящие движения руками. Демонстра- |
| Полярности/ | ция руками множества промежуточ- |
| континуум | ных вариантов, шагов, стадий. |
| № 7. Сценарное | Пессимист: отрицательное качание |
| мышление | головой, глаза в К-позиции, взгляд |
| Лучший случай/ | направлен вниз и направо. |
| худший случай; | |
| оптимисты/ | Оптимист: утвердительное покачивание |
| пессимисты | головой, на лице улыбка, тело движется |
| вперед, взгляд направлен вверх | |
| в преимущественно визуальной | |
| модальности. |
| Метапрограммы | Внешние признаки |
| № 8. Устойчивость | Сфокусированный взгляд и неподвижное |
| Проницаемость/ | тело — устойчивость и непроницае |
| непроницаемость | мость. Колебательные движения — |
| проницаемость. | |
| № 9. Качество | Сосредоточенность, теплые руки — |
| фокусировки | помехоустойчивые. Пугливость, |
| Помехоустойчивые/ | холодные руки — непомехоустойчивые. |
| непомехоустойчивые | |
| № 10. Философская | «Почему»: преимущественно Ad доступ, |
| направленность | тело находится в покое, созерцатель- |
| Почему/как; | ность. «Как»: преимущественно VAK |
| причины/решения | доступ, большая подвижность тела, рук |
| и т. д. | |
| № 11. Структура | Обратите внимание на логические |
| реальности | объяснения, номинализации, «черно- |
| Аристотелевская/ | белую» терминологию, более скованное |
| неаристотелевская | тело. Обратите внимание на процессу- |
| альный язык, термины, соответствующие | |
| «континууму», более плавные жесты. | |
| № 12. Коммуника- | Канал Ad: язык, слова, истории; |
| тивный канал | преимущественно в состоянии |
| Вербальный | даунтайм, напоминающем транс. |
| (дигитальный)/ | Все невербальные аналоги: дыхание, |
| невербальный | поза, (аналоговый) мышечный тонус, |
| движения глаз, жесты и т. д. преимуще- | |
| ственно в аптайм. Обратите внимание, | |
| какой канал человек предпочитает при | |
| передаче информации и на какой он | |
| полагается при ее приеме. | |
| Выбор: воля, желания, решения и т. д. | |
| № 13.Эмоциональное | Пассивность: движения тела в сторону |
| совладание | и назад, заискивающие жесты |
| Пассивность/агрессия/ | (категория Сатир). Агрессия: тело |
| диссоциация | движется вперед, более стремительные |
| и определенные движения. |
Продолжение табл. 11.1
| Метапрограммы | Внешние признаки |
| Уверенность (сбалансированность/ | |
| диссоциация): меньше признаков | |
| внешнего (то есть эмоционального) | |
| возбуждения, больший доступ | |
| к навыкам мышления и речи. | |
| № 14. Система отсчета | Внутренняя: человек сначала смотрит |
| Внутренняя/внешняя; | вниз или внутрь себя, затем вовне. |
| отнесение к себе/ | Внешняя: остается в модусе «аптайм», |
| отнесение к другим | смотрит вовне. |
| № 15. Эмоциональное | Ассоциированное: тело более активи- |
| Ассоциированное/ | зировано, подвижно, возбуждено, |
| диссоциированное; | состояние «эмоционально». |
| чувства/мышление | Глаза в модусе К. Диссоциированное: |
| тело более спокойно, неподвижно. | |
| Глаза в модусе Ad. | |
| № 16. Соматическая | Аналогично № 13. |
| реакция | |
| Активная/рефлексив- | |
| ная/инертная | |
| № 17. Убедительность/ | Ключи глазного доступа, указывающие |
| правдоподобие | на определенную репрезентативную |
| Выглядит, звучит, | систему. |
| ощущается правильным; | |
| дает смысл | |
| N° 18. Эмоциональная | Направленность: тело более расслабле- |
| направленность | но, спокойно, жесты, определенно |
| Направленность/ | указывающие на объект эмоции. |
| диффузность | Диффузность: тело более напряжено, |
| больше движений, жесты более | |
| плавные и неопределенные, как бы | |
| указывающие на распространение | |
| эмоции. | |
| № 19. Эмоциональная | Аналогично № 13. |
| насыщенность | |
| Скудость/изобилие |
| Метапрограммы | Внешние признаки |
| Xs 20. Мотивирующая | «Навстречу»: голова и туловище |
| направленность | движутся вперед, глаза в Vе" |
| (видение цели). | |
| Навстречу/от; | «От»: голова и туловище движутся |
| приближение/избегание | назад, напряженное выражение лица, |
| как будто человек хочет «избежать» | |
| чего-то. | |
| Xs 21. Волевая | Возможности: движения рук, как бы |
| адаптация | пересчитывающие многочисленные |
| Возможности/ | альтернативы. Процедуры: движения |
| процедуры | рук, как бы упорядочивающие |
| объекты в пространстве. | |
| № 22. Адаптация | Суждения: «сравнивающие» движения |
| Суждения/восприятие | рук и тела, «это или то». Восприятие: |
| плавные, «скользящие» движения рук. | |
| N° 23. Модальные | Необходимость: напряжение в голосе, |
| операторы | повышение голоса, большая |
| Необходимость/ | скованность в теле. |
| возможность/желание | Возможность: движения рук, как бы |
| пересчитывающие многочисленные | |
| варианты, тело более подвижно | |
| и расслаблено. | |
| Желание: голос | |
| повышается и звучит более | |
| «приподнято» и «взволнованно». | |
| № 24. Предпочтения | Места: движения рук} как бы |
| Люди/места/объекты/ | указывающие на определенное место. |
| деятельность/ | Информация: движения рук в сторону |
| информация | головы. |
| Люди: кинестетические предикаты. | |
| Информация: Ad глазные паттерны. | |
| Деятельность: обилие жестов, кинесте- | |
| тические предикаты. | |
| № 25. Адаптация | Перфекционисты: в модусе «аптайм» |
| к ожиданиям | (№ 4). |
Продолжение табл. 11.1
| Метапрограммы | Внешние признаки |
| Перфекционизм/ оптимизация/ скептицизм № 26. Ориентиры при покупке Стоимость/удобство/ качество/время № 27. Ответственность Повышенная/ пониженная № 28. Степень доверия к людям Недоверчивость/ доверчивость | Скептики: в модусе «даунтайм» (№ 4). Оптимисты: чередуют «аптайм» и «даунтайм», делая это с легкостью. Стоимость: Ad> «во времени». Качество: Ad, «во времени». Удобство: К иV глазные паттерны. Время: суждения (№ 22). Повышенная ответственность: иногда опущенные плечи, как будто человек несет тяжесть. Пониженная ответственность: обвинения и упреки, вытянутый указательный палец. Недоверчивость: жесты, указывающие на дистанцию, границы, напряжение. Доверчивость: расслабленность на лице и в мышцах, руки вытянуты вперед, прикосновения. |
| Коммуникация/реагирование | |
| № 29. Восстановление энергии Экстраверт/ амбиверт/интроверт № 30. Сотрудничество/ руководство Независимый/командный игрок/ руководитель № 31. Коммуникативная категория | Метапрограмма в «контексте стресса» или «подавленных» чувств. Экстраверт: в модусе «аптайм», как будто смотрит вокруг и вовне. Интроверт: преимущественно в состоянии «даунтайм», как будто смотрит внутрь себя. Амбиверт: гибкое чередование обоих стилей. Независимый: Ad глазной паттерн, «во времени». Командный игрок: V и К глазные паттерны, аптайм. Руководитель: использует комбинацию всех паттернов глазного доступа, при этом выглядит расслабленным. Физиологическое описание каждой из этих установок |
| Метапрограммы | Внешние признаки |
| Обвиняющий/ заискивающий/ отвлекающийся/ расчетливый/ уравновешенный № 32. Общая реакция Конгруэнтная/ неконгруэнтная', соперничество/ сотрудничество; полярность/ метапозиция № 33. Тип соматической реакции Активная/рефлективная/обе/ инертная № 34. Предпочтения в работе Объекты/системы/ люди/информация | см. у Сатир. Использование рук и пальцев при разговоре! Конгруэнтная: согласованность поведения. Неконгруэнтная: невербальные действия не согласованы, не синхронизированы. Полярность: больше движений, возбуждение. Метапозиция: большее спокойствие, меньше движений тела. Аналогично № 13. Люди: употребляет личные местоимения, имена собственные. Системы: употребляет личные местоимения во множественном числе. Информация: Ad глазные паттерны, неконкретные предикаты. Объекты: навстречу (№ 20), голова и туловище движутся вперед. |
| Семантика/концепции: отношение к категориям -«я»-, времени, нравственности | |
| № 35. Способ сравнения Количественный/ качественный | Количественный: обратите внимание на цифры, статистику и т. д. Качественный: обратите внимание на сравнительные допущения («хорошо», «лучше»), которые указывают на определенное качество или свойство. |
Продолжение табл. 11.1
| Метапрограммы | Внешние признаки |
| № 36. Источник знаний | Моделирование: в модусе «аптайм», |
| Моделирование/ | внешняя фокусировка. |
| концептуализация/ | Концептуализация: в «даунтайм», |
| опыт/авторитетное | употребление более абстрактных |
| мнение | и неконкретных предикатов, обратите |
| внимание на номинализации — | |
| злоупотребление ярлыками! Опыт: | |
| обратите внимание на активизацию | |
| «моторных» программ человека, | |
| в кинестетической модальности. | |
| Авторитетное мнение: использует | |
| «аптайм» для внешних проверок при | |
| ориентации на властную фигуру. | |
| № 37. Окончательность/ | Движения рук как при закрытии |
| коробзавершенность | ки, двери и т. д. — для завершенности |
| Завершенность/ | или отсутствие таких движений. |
| незавершенность | |
| № 38. Социальная | Проницательность: преимущественно |
| презентация | в модусе «аптайм», наблюдение, |
| Проницательность — | изучение людей, сканирование. |
| искусность/ | Безыскусность: преимущественно |
| искренность — | в модусе «даунтайм». |
| безыскусность | |
| № 39. Тип | Власть: в модусе «обвинителя». |
| иерархического | Союз: модусы «уравнитель», |
| доминирования | «миротворец», «расчетливый». |
| Власть/союз/ | Достижения: проактивность, глаза в Vе. |
| достижения | |
| М° 40. Ценности | Хранятся «внизу справа», если «важны», |
| Перечень ценностей; | или «вверху», если «высоко ценимы». |
| приближение/избегание | Тон голоса: будничный или приподня- |
| тый, если «важны». | |
| №41. Отношение | Сильная воля: тело напряжено, скова- |
| к наставлению | но, «сдерживание» себя, челюсти сжаты. |
| Сильная воля/ | Уступчивость: тело более расслаблено, |
| уступчивость | спокойно — поза «заискивающего». |
diE
Метапрограммы
Внешние признаки
№ 42. Самооценка Высокая/низкая
№ 43. Уверенность в себе Конкретные навыки
№ 44. Самоощущение Тело, мышление, эмоции, роли
М° 45. Самоцелостность Конфликтующая/ неконгруэнтная/ конгруэнтная
№ 46. Сортировка «времени»
Прошлое/настоящее/ будущее
№ 47. Ощущение «времени» «Во времени»/ «сквозь время*
№ 48. Доступ ко «времени* Последовательный/ случайный
№ 49. Сила эго
Устойчивое/
неустойчивое
Высокая: голова высоко поднята. Низкая: голова опущена, кивание головой, говорит тихим голосом.
Контекст навыка, в котором уверен. Составьте перечень конкретных навыков человека; компетентен в чем?
Тело: К глазные паттерны. Мышление: Ad глазные паттерны. Эмоции: К глазные паттерны. Роли: какие роли человек у себя идентифицировал?
Конфликтующая: аспекты поведения (слова, тон, жесты) не согласованы. •Конгруэнтная: тело расслаблено и спокойно, все движения и жесты кажутся «едиными» и скоординированными. Неконгруэнтная: аспекты поведения человека кажутся несогласованными.
Показывает жестами туда, где кодирует «прошлое», «настоящее» и «будущее», у праворукого человека «прошлое» обычно слева, а «будущее» — справа. Прислушайтесь к предикатам времени.
«Сквозь время»: меньше движений,
возбуждения и т. д.
«Во времени»: больше движений,
возбуждения.
Последовательный: рубящие движения руками, как бы упорядочивающие пространство. Случайный: более хаотичные жесты, как бы «охватывающие все», без определенного паттерна.
Аналогично № 13.
279
Часть III. Применение'
Окончание табл. 11.1
| Метапрограммы | Внешние признаки |
| № 50. Нравственные качества Сильное/слабое суперэго № 51. Причинность Беспричинность/ линейная/ множественная/ личностная/ магическая/ корреляционная ПСС | Слабое суперэго: обратите внимание на язык, указывающий на безразличие к происходящему, людям, правилам и т. д. Также исключительное отнесение к себе (см. № 14). Сильное суперэго: обратите внимание на номинализации, относящиеся к справедливости, честности, добру/злу, духовности и т. д. Беспричинность: жесты, напоминающие «вскидывание рук» и указывающие на эффекты, которые возникли сами по себе. Линейная ПСС: жестикуляция в последовательной манере. Множественная ПСС: круговые или спиральные движения руками, указывающие на различные действия, которые за счет обратной связи образуют систему реакций. Личностная ПСС: жесты, указывающие на «я», руки движутся к груди. Магическая ПСС: параллельные движения руками, как бы идентифицирующие два одновременных, но не взаимосвязанных феномена. |