Кафедра социально – гуманитарных дисциплин
СТРУКТУРА И ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО РЕФЕРАТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Набережные Челны
Составитель: С.О.Магфурова, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МГУКИ.
Рецензенты: Н .В.Удалов, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии КГУ.
Н.Н.Выгодчикова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры философии и социологии НГТТИ.
Методические рекомендации содержат общие требования содержательного и формального порядка, предъявляемые к написанию научного реферата, разработку тем научных рефератов и список литературы по дисциплине «Речевая культура менеджера».
Предназначены для студентов I курса факультета социально-гуманитарных дисциплин.
I. ВВЕДЕНИЕ
Данные рекомендации знакомят с организационной и методической стороной подготовительного этапа работы над научным рефератом, с основными требованиями содержательного и формального порядка, предъявляемыми к работе.
Реферат при индивидуальной работе с научной и учебной литературой представляет собой краткую «обогащенную» запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы передать эти идеи аудитории.
Реферат творческого работника иногда пишется на основе созданных им статей и книг. Особое место занимает в этом ряду авторефераты для обсуждения научной общественностью произведений, в том числе диссертаций.
Написание студенческого научного реферата по современному русскому языку связано с углубленным изучением лингвистической литературы, а также приведением в систему знаний, полученных на лекционных и практических занятиях.
|
Студенческий научный реферат – один из видов учебной работы, которая направлена на углубленное изучение отдельных научных вопросов на материале, самостоятельно собранном, проанализированном и обобщенном. Написание реферата способствует выработке первоначальных навыков научного исследования.
При выполнении работы необходимо показать:
1) знание литературы по рассматриваемому вопросу и умение анализировать ее;
2) знание фактического материала темы;
3) умение отбирать, анализировать, обобщать факты;
4) умение излагать свои мысли последовательно, убедительно и грамотно, в полном соответствии с языковыми, стилистическими и коммуникативными нормами современного русского литературного языка.
В целом, работа над научным рефератом способствует повышению эрудиции студента, укреплению и расширению познавательного интереса, углублению теоретической подготовки.
II. ЭТАПЫРАБОТЫНАД НАУЧНЫМ РЕФЕРАТОМ
1. Выбор темы.
Тематика студенческих научных рефератов разрабатывается и утверждается на вузовских кафедрах. В течение установленного срока студенты должны выбрать тему работы, записав свои фамилии в список тем. Если студент не выбрал тему в установленный срок, за ним закрепляется любая из оставшихся. Чтобы выбрать тему из числа предложенных, нужно хорошо осознать свои исследовательские интересы. Это определит успех всей дальнейшей работы. Если название темы не позволяет студенту ясно представить суть работы, в этом случае необходима встреча с преподавателем, чтобы выяснить все интересующее и затем принять окончательное решение. После выбора темы необходимо утвердить план работы у научного руководителя. Научный руководитель консультирует по возникшим вопросам, рекомендует основную литературу, проверяет выполнение работы.
|
2. Календарный план
В начале работы над темой каждому студенту желательно составить календарный план своей работы. Обычно календарный план предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела темы, редактирование, оформление, изготовление схем, представление работы научному руководителю, доработку реферата в целях устранения отмеченных недостатков и окончательное оформление.
3. Составление плана научного реферата
Начать работу необходимо с составления плана, который поможет систематизировать материал, накапливаемый в ходе выполнения работы. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность основных вопросов (разделов), их краткое содержание. Впоследствии план станет основой написания текста научного реферата. Первый план не является окончательным, в процессе работы он может (и будет) частично изменяться и корректироваться.
4. Работа с литературой
Научный реферат пишется на основе глубокого изучения литературы, поэтому следующий этап работы - самостоятельный поиск литературы и составление библиографии (полного списка литературы по теме). Для этого используются библиотечные каталоги (алфавитные, предметные и систематические), а также сноски и ссылки на литературные источники в учебниках, монографиях, энциклопедических словарях, периодических изданиях и т. д.
|
Составленный список литературы, необходимый для работы над темой, согласуется с научным руководителем, после чего выясняется наличие этой литературы в библиотеках университета и города, а также возможность заказать ее по межбиблиотечному абонементу (МБА).
Затем студент приступает к ознакомлению с литературой. Нецелесообразно начинать с детального изучения, сначала более полезным будет общее ознакомление. При первоначальном чтении книг и статей выясняется их структура, главное содержание, заключения и выводы. Обращается внимание на приводимые в них литературные источники, которые Вам еще не встречались, отбирается прежде всего то, что относится к новейшим исследованиям. Рекомендуется также начать ознакомление с работ общего характера, а затем переходить к более конкретным исследованиям, в которых рассматривается часть проблемы. Полезнее начать ознакомление с новейших публикаций. Но можно строить работу и по-другому – читать литературу в хронологической последовательности, что дает достаточно полное представление об эволюции взглядов на проблему.
Для того чтобы облегчить дальнейшую работу с научным источником, рекомендуется составлять библиографические карточки, на которые следует заносить сведения об авторе (авторах) книги, название, год и место издания, название издательства, а также аннотации, в которых отмечаются основные вопросы, излагаемые в книге или статье (правила описания литературных источников даются в разделе «Письменное оформление научного реферата»).
На вопрос о том, сколько научных и учебно-методических источников должно быть использовано, нет однозначного ответа. Это зависит от степени исследованности данной темы и от возможности найти необходимую литературу. Но количество первоисточников должно быть не менее 10-15.
После предварительного ознакомления с литературой и составления библиографии по теме, студент приступает к более глубокому их изучению. При повторном чтении выделяется главная мысль и основные положения, выдвигаемые автором книги или статьи, производится их анализ. Углубленное знакомство с литературой позволяет объективно отнестись к имеющимся в ней сведениям, сопоставить их с ранее изученным материалом. Автор научного реферата должен хорошо ориентироваться в специальной литературе по своей теме. В процессе работы необходимо следить и за появлением новой монографической и периодической литературы.
При изучении литературы необходимо делать записи прочитанного. Такие записи необходимы для продуктивного использования проработанного материала при написании реферата. Не следует пытаться все записывать уже при первом чтении. Такой способ, несмотря на кажущуюся быстроту, нельзя признать рациональным. Он приводит к тому, что записи не будут отражать главного. В этом случае трудно добиться критического анализа материала и избежать дублирования. Поэтому предпочтительнее делать выписки при повторном чтении, по окончании изучения раздела, главы или части книги (статьи), после ее продумывания.
Прежде чем приступить к конспектированию, рекомендуется подготовить тетрадь. Для этого лучше отвести определенное число листов для каждого вопроса плана реферата и озаглавить эти разделы. Запись ведется на одной стороне тетради, а другая оставляется для вставок при последующей проработке источников. Причем, сторону для записей целесообразно разделить на две части: одну для записей положений автора, а другую (меньшую) для изложения собственных мыслей.
При подготовке рефератов обычно используется три типа конспектов: систематический, свободный и тематический, или сводный, конспект.
Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.
В свободном конспекте запись делается в наиболее удобном для студента порядке. Хорошо составить его можно только тогда, когда студент глубоко изучит содержание книги и перестроит материал соответственно своему плану.
Тематический конспект тот, в котором обобщено содержание нескольких источников.
В зависимости от цели чтения и важности источника в тетрадь лучше всего выписывать своими словами главные мысли автора, обоснования основных утверждений, отдельные аргументы. Особенно внимательно нужно относиться к выводам.
Следует тщательно обрабатывать источники, с тем чтобы при литературном изложении реферата не пришлось вновь к ним возвращаться. Поэтому, наряду с основными положениями книги, в конспекте должны быть и критический анализ, выводы и обобщения, к которым студент приходит при изучении данного источника.
Кроме того, необходимо помнить о том, что все выписки нужно сопровождать ссылками на источники. Рекомендуется оформлять эти библиографические ссылки в соответствии с существующими правилами и стандартами, чтобы затем не тратить время на их уточнение. После того, как работа с источниками завершена, необходимо проанализировать и систематизировать весь материал. Потребуется глубоко и вдумчиво прочитать все, что записано, продумать, как расположить материал, что главное, а что второстепенное, уточнить план реферата.