Несмотря на то, что мир современных игрушек просто поражает, игры в песочнице не устарели. Песочница также как и раньше – излюбленное место малышей. Трогая ручками песчинки, кроха развивает мелкую моторику, а выясняя путем, какое количество песка требуется положить в формочки, развивает глазомер. Развиваются творческие способности ребенка, его воображение. Когда малыш строит песочные замки, он развивает воображение, выдумывает, фантазирует, создает свой собственный мир.
Игры в песочнице должны быть безопасными.
В городе найти песочницу с чистым песком проблематично. Самой безопасной песочницей можно назвать ту, которая находится у вас на даче, за состоянием которой вы можете проследить. Чтобы песок не попадал в глаза и не пылил, чтобы не рассыпался при строительстве замков и выпечке пирожков, смачивайте его. Если ночью по вашей песочнице могут пройти животные – накрывайте песочницу целлофаном.
Игры в песочнице немыслимы без специальных наборов, так же ребенку можно предложить различные миниатюрные игрушки (машинки, куколки, животных, бросовый материал).
В возрасте от одного до трех лет малыш обожает трогать песок совком, лопаткой и, конечно же, руками. Ему доставляет удовольствие вставлять песок палочки, листики, камушки, веточки. Ребенок любит топтать песок и разбрасывать. Вы – мама и папа, бабушки и дедушки, будете показывать пример, а малыш будет смотреть, как вы это делаете, и вскоре захочет повторить. А пока самое интересное занятие для крохи – ломать сделанные кем-то куличи. Не стоит на него сердиться из-за этого! Подумайте, для малыша это действительно интересно – сначала ничего не было, затем появилось, а потом вдруг опять исчезло… расскажите и покажите малышу, какой мокрый песок, а какой сухой. Объясните, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого – нет, он рассыплется. Когда ребенок станет постарше, нужно показать ему, как лепить заборчики по кругу. Можно показать, как из палочек и дощечек можно строить мосты. На песке можно рисовать палочкой или пальчиком.
Дети обожают играть с песком и водой одновременно. Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интересней, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки.
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. И мы взрослые, можем помочь им в этом – используя игры.
Календарно – тематическое планирование
по кружку «Волшебный песок» (пескография)
Месяц | № п\п | Тема | Цели |
Сентябрь | 1. | «Волшебство линий. Роспись песком» | Вызвать у детей интерес к рисованию песком. Ознакомить с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
2. | «Палочки. Геометрические фигуры» | Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи рук. Развивать чувство формы и ритма. | |
3. | «Рисование ладошками» | Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – ладонью. Закрепить умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. | |
4. | «Следы на песке» | Учить детей рисовать кулачками и пальчиками. Воспитывать аккуратность во время работы. | |
Октябрь | 5. | «Падают листья» | Учить детей рисовать одним или несколькими пальцами листья различной формы. Развивать память, внимание, ориентировку в пространстве. |
6. | «Тарелка с баранками» | Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
7. | «Мои игрушки» | Учить детей в рисовании предмета разного по форме. Закреплять умение украшать предметы, используя в рисовании пальчики. | |
8. | «Грибы в лукошке» | Упражнять в рисовании предметы овальной формы, ребром ладони. Закреплять умение украшать предметы простым узором, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Учить рисовать корзину с грибами насыпанием. | |
Ноябрь | 9. | «Солнышко» | Продолжать обучать детей технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать самостоятельность. |
10. | «Рыбки» | Научить детей новому способу: отпечаток ладошки. Закреплять умение при помощи ладошки создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность. | |
11. | «Черепаха» | Учить детей рисовать черепаху разными способами. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
12. | «Улитка» | Закреплять умение детей рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
Декабрь | 13. | «Дерево» | Познакомить детей с разными способами изображения дерева (пальцем, насыпанием) Воспитывать аккуратность в процессе работы. |
14. | «Ветер» | Закреплять умение при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность, чувство наслаждения от результатов своей работы. | |
15. | «Снеговик» | Учить детей дорисовывать картину со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать воображение, творчество. | |
16. | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую активность, интерес. Релаксация. | |
Январь | 17. | «Новогодняя елка» | Учить детей рисовать новогоднюю елку, использовать украшения. Воспитывать аккуратность в процессе работы. |
18. | «Сказочные герои» | Учить детей применять приобретенные навыки в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
19. | «Зимний лес» | Продолжать учить детей применять приобретенные навыки в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
20. | «Кролик» | Учить детей изображать кролика. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
Февраль | 21. | «Машина и паровоз» | Учить детей изображать транспорт. Воспитывать аккуратность в процессе работы. |
22. | «Морской мир» | Учить детей изображать морской мир с помощью полученных навыков. | |
23. | «Самолеты и ракеты» | Учить детей изображать воздушный транспорт. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
24. | «Кораблик в море» | Закрепить умение рисовать различные линии, ребром ладони, указательным пальцем. Развивать чувство композиции. | |
Март | 25. | «Подарок для мамы» | Учить детей рисовать цветы разными способами. Развивать творчество, воображение. Воспитывать аккуратность в процессе работы. |
26. | «Уточка» | Учить детей изображать уточку. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
27. | «Бабочка» | Учить детей изображать бабочку разными способами. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
28. | По замыслу. | Учить детей создавать картины, используя ранее полученные навыки. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
Апрель | 29. | «Цветы» | Закреплять умение детей рисовать цветы используя различные способы рисования песком. Развитие самостоятельности, воображения. |
30. | «Космос» | Учить детей изображать космические объекты. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
31. | «Укрась платочек» | Учить детей рисовать круги, квадраты прерывистыми и сплошными линиями. Учить украшать предметы добавляя декоративные элементы. Развивать самостоятельность. | |
32. | «Укрась платье» | Совершенствовать умение свободного экспериментирования. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность в процессе работы. | |
Май | 33. | «День Победы» | Совершенствовать умение рисовать цветы, праздничный салют ребром ладони, указательным пальцем. Воспитывать эстетическое чувство. Развивать творческие способности, чувство гордости за свою Родину. |
34. | «Нарисуй и укрась вазу для цветов» | Закрепить умение рисовать ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить дополнять образ декоративными элементами. | |
35. | «Мы рисуем что хотим» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения. Самоанализ творческих работ. | |
36. | Итоги. Фотовыставки детских работ. |