Разделы общего языкознания и виды занятий
№
п/п
| Название раздела дисциплины
| Количество часов
|
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная
работа
|
| Введение
|
| | |
| Теория языка
|
|
|
|
| Методы лингвистических исследований
|
|
|
|
| Итого часов
|
|
|
| 2) Тематическое планирование
Лекционный курс
№
п/п
| Тема лекционного занятия
| Кол.
час.
|
| Введение.Язык/речь как объект лингвистики. Предмет исследования в языкознании, его исторический характер. Теоретическая лингвистика. Частная лингвистика. Прикладная лингвистика. Типологическая лингвистика. Современная структура знаний о языке. Связь языкознания с другими науками и возникновение новых направлений на стыке наук. Парадигмы научного знания в лингвистике. Принципиальные установки современной российской лингвистики.
|
|
| Сущность языка и речи(Ф.де Соссюр, В.фон Гумбольдт, Л. Ельмслев, Л.В. Щерба и др.), их взаимосвязь. Разграничение единиц языка и речи. Речевое общение: речевая ситуация и ее компоненты. Понятие текста. Основные текстовые категории. Дискурс: трактовки дискурса. Понятие гипертекста.
|
|
| Коммуникативная лингвистика и прагмалингвистика.Понятия пресуппозиции, референции. Принципы речевого общения. Теория речевых актов: понятие речевого акта, его структура. Типы речевых актов.
|
|
| Понятия системы и структуры языка.Понятия языковой системы и структуры. Направления в рамках системного подхода к языку: семиотический, уровневый (понятие уровня, типы уровней и их свойства), структурный, инвентарно-таксономический, функциональный, динамический, полевый, многослойный, ассоциативно-вербальный.
|
|
| Лингвосемиотика: язык как знаковая система.Задачи лингвосемиотики. Понятие знака, свойства языка. Универсальность языка как знаковой системы. Уни- и билатералистическая трактовка занка. Знаковые единицы языка и их функции. Знаковые отношения: денотативное, сигнификативное, прагматическое, системные (синтагматическое, парадигматическое, иерархическое). Понятие инварианта и варианта в языке. Комбинаторика основных единиц языка.
Лингвистическая семантика.Значение и смысл. Основные направления лингвистической семантики: лексическая семантика, синтаксическая семантика, семантика текста. Методы семантических исследований: метод компонентного анализа, полевая методика, семантическое моделирование предложения (глубинная структура Н. Хомского, падежная грамматика Ч. Филлмора, скрипты Ч. Филлмора и Дж. Лайонза, фреймовый подход М. Минского и др.), метод исчисления предикатов в тексте, семантические стратегии Т. ван Дейка.
|
|
| Взаимосвязь языка и мышления с позиций когнитивной лингвистикиПредмет и задачи когнитивной лингвистики. Картина мира, языковая картина мира. Понятия: концептуализация, категоризация, универсальный предметный код (УПК), концепт, концептосфера. Типы концептов. Полевая структура концепта: ядро (образ), база (понятийный, или актуальный слой), периферия (интерпретативный слой, ценностный слой, ассоциаты, этимологический слой), (Ю.С. Степанов, В.И. Карасик, С.Г. Воркачев, З.Д. Попова, И.А. Стернин, М. В. Никитин и др.). Методы исследования концептов. Понятия фокусного концепта и матрицы текста. Типы когнитивных текстовых структур.
|
|
| Предмет и задачи социолингвистики:взаимосвязь языка и общества.Социальный характер языка. Формы и функции языка. Понятие языковой нормы. Территориальная, социальная и стилевая дифференциации языка. Язык и нация.
Предмет и задачи лингвокультурологии.Понятие «культура». Взаимосвязьязыка и культуры. Единица лингвокультурологического описания. Национальная языковая личность. Цели и задачи межкультурной коммуникации.
Предмет и задачи психолингвистики. Цели и задачи психолингвистики. Материал, подходы и методы в психолингвистических исследованиях.
|
|
| Методология и методы языкознания.Понятие методологии.Современные методы лингвистического исследования:контекстологический анализ, интерпретационно-стилистический анализ, компонентный анализ слова, метод лексико-семантических полей, метод оппозиций и дистрибуций, валентностный метод, трансформационный метод, когнитивный анализ, дискурсивный анализ, лингвостатистический метод.
Структурная типология. Понятие «тип языка». Морфологические типы языков: изолирующий, агглютинирующий, инкорпорирующий, флективный и их характеристика. Квантитивный подход в структурной типологии (индексы Дж.Гринберга). Уровневый подход в структурной типологии: формальная типология, фонетическая типология, морфологическая типология, семантическая типология, синтаксическая типология, лексическая типология. Языковые универсалии: понятие языковой универсалии, типы языковых универсалий
|
|
| Итого часов
|
|
Практические занятия
№
п/п
| Тема занятия
| Кол. час.
|
| Языковая личность, ее структура (уровни: вербально-семантический, когнитивный, прагматический). Коллективная языковая личность. Методика исследования ЯЛ.Понятие дискурса, типология дискурсов: художественный, научный, деловой, разговорный, и т.д.
|
|
| Эффективность речевой коммуникации.Принципы речевого общения: кооперации, вежливости, иронии, Полианны. Классификация речевых актов.
|
|
| Синтагматико-парадигматическая модель языка:уровни языкового анализа (фонетический, морфологический, лексический, синтаксический, промежуточные уровни) и их характеристика (единицы уровня, их функции, связи). Уровни языкового анализа по Э. Бенвенисту.
|
|
| Лингвосемиотика. Понятие знака. Свойства знаков. Типология знаков. Семантическая (глубинная) структура предложения (СемС=ГС): понятие СемС, различные подходы к ее анализу. СемС текста: методика исчисления предикатов, теория семантических стратегий Т. Ван Дейка.
|
|
| Содержание, объем и структура концепта.Номинатичное поле концепта. Методы исследования концептов: от концепта к языку, от языка к концепту. Полевая методика исследования концептов (УПК, ядро, базовые слои и периферия, интерпретационный слой). Ассоциативный эксперимент.
|
|
| Ареальная лингвистика: Языковые контакты. Заимствования. Типы языковой ассимиляции: понятие языка-субстрата, суперстрата и адстрата. Билингвизм, его виды.Межкультурная коммуникация. Понятие межкультурной коммуникации. Межкультурная компетенция. Культурные лакуны и их отражение в языке. Психолингвистика: материал исследования (детская речь, патология речи). Экспериментальные методы психолингвистических исследований.
|
|
| Генеалогическая типология языков. Принципы установления материального родства языков. Генеалогическая классификация языков. Приемы исследования: реконструкция, абсолютная и относительная хронология. Современные приемы исследования.
Структурная типология. Понятие «тип языка». Морфологические типы языков и их характеристика. Квантитативный подход в структурной типологии (индексы Дж.Гринберга). Уровневый подход в структурной типологии. Языковые универсалии: понятие языковой универсалии, типы языковых универсалий.
Современные методы лингвистического исследования:контекстологический анализ, интерпретационно-стилистический анализ, компонентный анализ слова, метод лексико-семантических полей, метод оппозиций и дистрибуций, валентностный метод, трансформационный метод, когнитивный анализ, дискурсивный анализ, лингвостатистический метод и теория множеств.
|
|
| Итого часов
|
| С амостоятельная работа студентов
|
Поиск по сайту:
|