Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Факультет иностранных языков
Кафедра английской филологии
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель учебно- Председатель Ученого совета методической комиссии, профессор декан факультета иностранных
В. П. Фурманова языков, доцент Н. В. Буренина
_____________________ ___________________________
протокол № 4 протокол № 7
«28 » августа 20 12 _г. «29 » августа 20 12 _г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Направление 620100 Лингвистика и межкультурная коммуникация
Квалификация Лингвист-преподаватель
Специальность 022600 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Индекс цикла по ГОС ОПД.
Форма очнаяВсего часов по ГОС 98
обучения Из них:
Аудиторных: 45
Лекционных 30
Практических 15
Семестр 8 Лабораторных
Самостоятельная работа 53
Вид
отчетности экзамен
Составитель рабочей программы к.ф.н., доцент Долбунова Л.А.
Рабочая программа утверждена «15» мая 2012 г.
на заседании кафедры протокол № 7
Зав.каф., д.ф.н., доцент _______________________ Свойкин К.Б.
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе,
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Цель изучения дисциплины
Курс общего языкознания преследует следующие цели:
1) подводит итоги изучения лингвистических дисциплин, начиная с курса «Введение в языкознание»;
2) знакомит студентов с проблематикой современных теоретических направлений в лингвистике и методами исследования языка;
|
3) расширяет и углубляет общелингвистическую теоретическую подготовку студентов, готовя их к написанию квалификационной работы на степень бакалавра лингвистики, а главным образом, – к самостоятельной профессионально-творческой деятельности после окончания вузовской подготовки.
Задачи дисциплины
Курс включает два раздела: теорию языка и методы лингвистических исследований и соответственно данному построению преследует следующие задачи:
1) ввести студентов в основную проблематику теории языка: сущность и природа языка, его устройство, системность языка, функции и формы языка. Рассмотреть такие фундаментальные вопросы, как взаимодействие языка и общества, языка и мышления, языка и истории общества, языка и говорящей личности, а также - вопросы языка в междисциплинарном аспекте, т.е. во взаимоотношении с логикой, психологией, социологией, культурологией и другими науками. Основная задача данного раздела - сформировать у студентов понимание плюралистического подхода к поставленным проблемам, т.к. современный этап развития лингвистики ознаменован не только ее интенсивным и экспансивным движением вперед, но и развитием в рамках нескольких макро- и микропарадигм.
2)вооружить студентов теорией и практикой современных методов исследования языка, которые позволят полнее и глубже понять такой сложный объект как язык. Раздел, несомненно, имеет и практическую ценность, поскольку знание методов лингвистического исследования необходимо при написании квалификационной дипломной работы на степень бакалавра лингвистики.
|
В виду ограниченного количества часов программа курса построена с учетом большего объема самостоятельной работы студентов.
Требования к уровню подготовки студентов
Студенты после изучения данной дисциплины должны
– иметь целостное представление о системе дисциплин, являющихся составными и неотъемлемыми частями лингвистическо-теоретической компетенции студента;
– владеть понятийным аппаратом лингвистики;
– пониматьприроду и сущность языка, знать его строение, формы, функции, основную проблематику изучения языка и речи на современном этапе в рамках полипарадигмального подхода;
– знать, что язык является исторически развивающимся явлением
– знать современные методы лингвистического исследования;
– уметь творчески и самостоятельно мыслить, применяя полученные знания при решении лингвистических задач;
– ориентироваться в новых направлениях развития лингвистики; постоянно расширяя свой лингвокогнитивный тезаурус с учетом развития науки о языке.
Связь с другими науками
Курс «Общее языкознание» является итоговым и фундаментальным в структуре лингвистической подготовки. Для его изучения необходимы знания всех пройденных теоретических дисциплин лингвистического цикла, начиная с «Введение в языкознание» и включая разделы частного языкознания по отдельным языкам (английский, немецкий, французский), такие как романо-германская филология, теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, стилистика, история языка, а также – специальных курсов по теории языка и речи.
|
Технологическая карта дисциплины
Дисциплина: общее языкознание
Семестр
№ | Раздел | Лекции | Час | Лабораторные занятия | Час | СРС | Час | Методическое обеспечение обеспечение |
Введение | 1. Объект общего языкознания (ОЯ), его двойственный характер. Предмет ОЯ, его исторический характер. Современная структура знаний о языке.Парадигмы научного знания влингвистике. Принципиальные установки современной российской лингвистики. | Алефиренко Н.Ф. Совре енные проблемы науки о языке; Базылев В.Н. Общее языкознание; Маслов Ю.С. Введение в языкознание; Маслова В.А.Современные на-правления в лингви-стике; Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание: Рождественский Ю.В. Лекции по общему языко- знанию; Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX в. | ||||||
Теория языка | 1. Сущность языка и речи. Речевое общение: речевая ситуация и ее компоненты. Текст, дискурс, гипертекст. | 1. Языковая личность, ее структура. Типология дискурсов. | 1. Теория текста и дискурса. Понятие гипертекста. Типология дискурсов. Языковая личность, ее структура. | Алефиренко Н.Ф. Совре менные проблемы науки о языке; Базылев В.Н. Общее языкознание; Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языко-знание: Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию; Маслов Ю.С. Введение в языкознание. См. ниже: Дополнительная литература. | ||||
2. Коммуникативная лингвистика и прагмалингвистика. | 2. Эффективность речевой коммуникации. Принципы речевого общения. Классификация речевых актов. | 2. Коммуника-тивная лингвистика и прагмалингви-стика, Эффективность речевой коммуникации. Принципы речевого общения. Классификация речевых актов. | Там же. Дополнительная литература | |||||
3. Понятия системы и структуры языка. Направления в рамках системного подхода к языку. | 3. Синтагматико-парадигматическая модель языка. | 3. Э. Бенвенист «Уровни языко-вого анализа». | Там же. Дополнительная литература | |||||
4. Лингвосемиотика. Лингвистическая семантика. | 4. Лингвосемио-тика. Семантическая структура предложения и текста. | 4. Лингвосемио-тика. Виды знаковых систем. Лингвистичес-кая семантика | Там же. Дополнительная литература | |||||
5. Взаимосвязь языка и мышления с позиций когнитивной лингвистики. | 5. Методы исследования концептов. | 5. Взаимосвязь языка и мышления с позиций когнитивной лингвистики. | Там же. Дополнительная литература | |||||
6. Предмет и задачи социолингвистики, лингвокультуро-логии и психолингвистики. | 6. Ареальная лингвистика. Межкультурная коммуникация. Материал и методы психолингвистических лингвистических исследований. | 6. Социолингвис-тика. Ареальная лингвистика. Лингвокульту-рология. Межкультурная коммуникация. Материал и методы психолингвистических лингвистических исследований. | Там же. Дополнительная литература | |||||
Методы лингвистического исследования | 1. Методология и современные методы лингвистического исследования | 1. Генеалогичес-кая типология языков. Структурная типология. Современные методы лингвистических исследований. | 1. Генетическая типология языков. Структурная типология. Современные методы лингвистических исследований. | Там же. Дополнительная литература | ||||
Итого часов |
Содержание дисциплины