КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин»
на тему:
«Разработка элективного курса «Потребитель в рыночной экономике» для старших классов средней школы»
Выполнила студентка: 3 курса группы ЭО - 301 очной формы обучения Сахнова Людмила Евгеньевна | |||
Научный руководитель: Лемешева Елена Михайловна, доц., к.соц.н. _______________________ (подпись) |
Дата сдачи___________________
Дата защиты_________________
Оценка ______________________
Тольятти
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Предыдущий 2020 год показал необходимость решения главных экономических, политических и социальных проблем общества. Прошлый год существенно повлиял на привычки потребителей, что привело к падениям многих традиционных экономических институтов и торговых площадок, но в тоже время к взлету потребительской цифровизации. Не следует все эти процессы списывать на пандемию. Многие традиционные торговые площадки испытывали трудности еще до всемирного локдауна и не были готовы перестраиваться. Когда потребители сидят дома и физически не могут совершать покупки оффлайн, они вынужденно переходят в первую очередь к огромным онлайн ретейлерам, таким как Ozon, Wildberries, Lamoda и прочие. Также в связи с пандемией меняются и личные потребительские предпочтения. С одной стороны, у большей части населения сократились доходы, что значительно уменьшило их уровень потребления до минимальной потребительской корзины. С другой стороны, у части потребителей перешедшей на работу онлайн без потери дохода появились новые статьи расходов, связанные с цифровизацией, а именно компьютерная техника, расходы на интернет и связь. Так же увеличились импульсивные покупки в интернете в период локдауна. Процесс плавного перехода покупателей в виртуальные магазины начался вместе с появлением первых e-commerce магазинов – еще десять лет назад, однако пандемия значительно ускорила этот процесс.
|
Аналогичные процессы цифровизации в наше время происходят и в области образования. Во время пандемии весь мир ушел на обучение удаленно. Появилось множество онлайн площадок для проведения уроков и лекций для школьников и студентов, благодаря которым обучающимся не пришлось прерывать программ, более того, они смогли познать новые технологии. На рынке начало набирать огромную популярность онлайн обучение. Однако, в связи с этим встает вопрос о качестве образования, ведь во время онлайн трансляций невозможно в полной мере проконтролировать усвоение полученных знаний учащимися. Данная тенденция только набирает обороты, и возможно, в ближайшем будущем образовательный процесс настигнут серьезные перемены. Онлайн – это просто, дешево и доступно. Традиционное же образование требует гораздо больших как материальных так и физических затрат и усилий. Возможно, в будущем, не у каждого человека будет возможность учиться в школе и получить полноценные качественные знания, а вот онлайн будет доступен каждому.
Степень научной разработанности темы.
Анализу содержания и практической разработанности темы «Потребитель в рыночной экономике» посвящено множество трудов отечественных и зарубежных ученых. К примеру, из отечественных авторов можно выделить: Братилова А. В.; Посыпанова О. С.; Драганчук Л. С.; Коробейников В.; Багоцци Р. П.; Межиров Б.Л.; Винников А.А. Все эти авторы рассматривали рыночную экономику как отдельный сегмент рынка и описывали поведение потребителей в тот или иной период.
|
Среди зарубежных ученых выделяются работы Андерсона, Керра Кристина; Гилмор, Джеймс; П. Шварца., Франка Трентманна. Данные авторы рассматривали потребителя и потребление в целом. Его психологию, тенденции и предпочтения.
Целью исследования является разработка элективного курса в старших классах средней школы «Потребитель в рыночной экономике»
Для достижения выше озвученной цели, мною были установлены следующие задачи:
1. Теоретическое анализирование научных работ и статей по поставленной теме исследования.
2. Изучение истории начала рыночной экономики и культа потребления.
3. Анализирование современных тенденций и изменений в рыночной экономике.
4. Разработка технологической карты урока по выбранной теме, для учащихся 10-11 классов.
Гипотеза исследования: разработка элективного курса для учащихся 10-11 классов и изучение с ними поставленной темы. Изучение данной темы поможет в дальнейшем лучше понимать, как работает современный рынок и какое поведение потребителя является наиболее грамотным. На сегодняшний день экономическое образование в старших классах средней школы является важнейшим социальным и экономическим институтом, без которого невозможно представить современной жизни.
Методологической основой исследования работы являлись научные работы и методологические разработки зарубежных и российских авторов. Которые в своих работах рассматривали рыночную экономику как отдельный аппарат, а потребителя, как неотъемлемую его часть. Российский ученый Винников А.А. написал научную статью, в которой рассмотрел основные проблемы рыночной экономики и рынка в целом. Межиров Б.Л в своей научной статье раскритиковал точку зрения, согласно которой потребление рассматривается как сфера неэкономических отношений. В статье доказывается, что подход к потреблению как неэкономической сфере имеет глубоко негативные последствия для нормального функционирования рыночного хозяйственного механизма.
|
Среди зарубежных работ большую значимость имеет работа профессора истории Биркбека и директора исследовательской программы «Культура потребления» Франка Трентманна, чья книга «Эволюция потребления» является одной из основополагающих в рыночной экономике. Трентман проводит анализ массового потребления в экономике в контексте истории, политики и социологии.
Научная новизна данной работы заключается в том, что она была проведена впервые в формате элективного курса. Были разработаны методические рекомендации, которые в дальнейшем помогут более успешно ориентироваться на рынке и быть грамотным потребителем.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что во время работы были составлены методические рекомендации, которые могут быть успешно задействованы на практике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что часть полученных выводов в процессе работы, успешно применена на практике в школе в рамках элективного урока.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников литературы, приложений.